Проблемы развития экономической системы Беларуси и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - в раскрытии понятия «экономическая система», определении типов экономических систем, а также обзор существующих национальных моделей организации хозяйств.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность экономической системы.
2. Определить важнейшие типы экономических систем.
3. Рассмотреть кризисы в экономической системе общества.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..
5
Глава 1. Понятие, структура и закономерности развития экономических систем……………………………………………………
7
1.1 Понятие и структура экономической системы общества……
7
1.2 Классификация экономических систем………………………..
8
1.3 Закономерности развития экономических систем……………
11
1.4 Элементы экономической системы……………………………..
13
Глава 2. Сущность и особенности экономической системы Республики Беларусь……………………………………………………..
15
2.1 Сущность экономической системы в современных условиях..
15
2.2 Регулирующая роль государства в экономической политике Республики Беларусь……………………………………………………..
17
Глава 3. Проблемы развития экономической системы Беларуси и пути их решения…………………………………………………………………
26
3.1 Оптимизация структуры экономической системы…………..
26
3.2 Повышение эффективности государственной политики регулирования бюджетно-налоговых отношений…………………….
29
Заключение …………….….………………………………………………
33
Список использованных источников …………………………………….
35

Файлы: 1 файл

Курсовая Мелеховец.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, для создания эффективной системы управления государственными финансами требуется: совершенствование межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса; расширение сферы охвата системой государственного казначейства объема финансовых операций государственного сектора; оптимизация состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций и исключения дублирования этих функций, эффективного использования бюджетных средств; реализация принципа общего покрытия расходов, означающего, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита [10, с.10].

 

 

3.2 Повышение эффективности  государственной политики регулирования  бюджетно-налоговых отношений

 

Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение экономической и социальной стабильности, эта политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.

Для укрепления бюджетно-налоговой политики необходима более тесная увязка с макроэкономическими тенденциями и формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования.

В 2012-2015 годах Министерство финансов намерено продолжить жесткую бюджетную политику. В первую очередь, она предполагает ограничение в 2014 году дефицита консолидированного бюджета. Планируется, что как и в этом году, он составит 1,5% к ВВП. А в 2015 году – не более 1% к ВВП.

В 2014-2015 годах продолжится работа по либерализации налогового законодательства в части применения налоговых вычетов в отношении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров и осуществлении капитальных расходов.

В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики, все выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств.

В финансировании науки приоритетным должно стать внебюджетное финансирование научной деятельности, востребованной реальным сектором экономики. Заказчиками научных исследований будут выступать отраслевые министерства и их предприятия, местные органы власти, что позволит увязать финансирование науки с потребностями реального сектора экономики [10, с.13].

Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций ЖКХ,  будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления.

В 2014-2015 годах значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, в том числе направленные на улучшение демографической ситуации в стране. С начислениями фонд оплаты труда работников бюджетной сферы в 2014-2015 годах планируется сохранить в пределах его удельного веса в структуре расходов консолидированного бюджета, который складывается в 2013 году – около 33%.

С целью повышения заработной платы работников бюджетной сферы и ее последовательного сближения со средним уровнем по стране в соответствии с Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы потребуется усилить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, расширению спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг.

Ключевая задача бюджетной политики в предстоящие годы – повышение эффективности расходования бюджетных средств. Необходимо напрямую связать осуществление государственных расходов с достижением конкретных результатов. Также нужно максимально широко внедрить нормативные методы финансирования отдельных направлений расходов в противовес покрытию фактически складывающихся затрат бюджетных организаций.

Министерство финансов активно занимается выработкой концепции совершенствования управления государственными финансами, включая в нее методы и подходы, апробированные мировым опытом. Уже при подготовке проекта закона о республиканском бюджете на 2015 год будет расширена самостоятельность отдельных распорядителей в расходовании бюджетных средств. В 2015 году предлагается предоставить им право по окончании финансового года расходовать неиспользованные остатки бюджетных средств, что позволит избежать неоправданного роста их расходования в конце года, даст возможность руководителям оперативно и своевременно перераспределять их как между получателями, так и по направлениям использования, исходя из экономической целесообразности и эффективности.

Одна из важнейших задач бюджетной политики, призванной создать механизмы быстрого реагирования на проявление кризисных явлений и экономное использование финансовых резервов, – ликвидация государственных целевых бюджетных фондов.  Так, мероприятия государственных программ в области охраны природы планируется финансировать в общем порядке без формирования республиканского и местных фондов охраны природы. Не будет формироваться фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья в связи с отменой платежей экологического налога, которые были источником его доходной части.

Со следующего года намечается также отменить отчисления в инновационные фонды для хозяйственных обществ, где в уставном фонде доля государства составляет менее 50%.

Таким образом, в качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К таким мероприятиям относятся: повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений - основного источника платежей в бюджет; изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств; привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет; претворение в жизнь всех тех конкретных мероприятий в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета.

Основные направления налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие пять лет должны быть нацелены на обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения.

Основная целевая ориентация налоговой политики на предстоящее пятилетие - повышение оптимальности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и сохранении дефицита и долговых обязательств на экономически безопасном уровне.

В связи с этим в 2011-2015 годах будут решаться следующие задачи: совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение налоговой системы республики к применяемым в экономически развитых странах; радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтинговых оценках; оптимизация и секвестирование неэффективных бюджетных расходов с ориентацией на достижение конкретных результатов и повышение эффективности использования выделяемых ресурсов; концентрация бюджетных средств, включая средства на государственную поддержку реального сектора экономики, на приоритетных высокоэффективных проектах и программах; повышение эффективности управления государственным долгом на основе изучения опыта и применения международной практики.

Для реализации поставленных задач планируется: упразднение мелких налогов и сборов и снижение налогового давления на прибыль организаций и фонд заработной платы; упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования; упорядочение взимания местных налогов и сборов; сокращение объемов перераспределяемых государством ресурсов, их концентрация на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны и повышение эффективности расходования бюджетных средств; обеспечение адресности социальных программ и поддержки населения; отработка механизмов и постепенный переход к программно-целевому планированию расходов бюджета; оптимизация портфеля государственного долга по сроку, валюте и долговым инструментам; диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов; совершенствование системы управления долгом органов местного управления и самоуправления; развитие внутреннего рынка государственных заимствований.

Налоговая политика должна быть наведена на создание макроэкономических условий для воздействия на экономический рост и структурную перестройку экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно быть упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей: завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг на республиканском и местном уровнях; снижение нагрузки на фонд заработной платы путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и отчислений в фонд содействия занятости. снижение и унификация таможенных пошлин.

Сохраняя высокий уровень социальных расходов налоговая политика должна быть сосредоточена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением.

Экономическая система страны - совокупность находящихся в определенной взаимосвязи финансовых институтов, посредством которых государство осуществляет первичное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода с целью образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

В экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга; ими являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макро- и микроэкономическом уровнях.

Исследование основ экономической системы в Республике Беларусь дает возможность определить, что после образования самостоятельного белорусского государства проделана большая работа по обеспечению законодательного регулирования экономики, основных институтов экономической системы. Трудности этого процесса связаны с переходным характером экономики Республики Беларусь, поиском путей оптимального развития социально-экономических отношений в государстве.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Отношения собственности составляют сердцевину экономической системы Республики Беларусь. Формы собственности (государственная и частная), закрепленные в Конституции пользуются равными правами. Вместе с тем, требуется дальнейшее развитие норм законодательства по предоставлению гарантий неприкосновенности частной собственности, которая действительно имеет второстепенное значение по сравнению с государственной.

Экономическая система – собой способ жизнедеятельности общества в целом и его субъектов. Она представляет собой комплексное образование, сложный хозяйственный механизм. Это понятие имеет как правовые, так и экономические аспекты. Конституция Республики Беларусь не содержит специального раздела об экономической системе государства, Который характеризует ее статьи расположенные в разных частях Конституции.

Основными путями преодоления негативных тенденций экономической системы в условиях мирового финансово-экономического кризиса являются:  минимизация дефицита государственного бюджета через сокращение некоторых статей расходов и увеличение доходной части, сокращение расходов  за  счёт снижения затрат на нужды обороны страны, на содержание административно-управленческого аппарата;  за счёт дальнейшего снижения дотаций, которые выплачиваются из республиканского бюджета, на отдельные мероприятия местным бюджетам для их сбалансирования, перевод на коммерческую основу некоторых бюджетных учреждений;  консервации в ряде случаев строительных объектов, которые финансируются за счёт средств государственного бюджета и др.

Государство регулирует экономический рост предпочтительно методами стимулирования государственного сектора, вырабатыванием системы преференций для крупных промышленных предприятий, помогая  сельскому хозяйству. Правительство осуществляет избыточный контроль над экономикой страны, тем не менее в планах развития на ближайшие пять лет есть цели технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

Информация о работе Проблемы развития экономической системы Беларуси и пути их решения