Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть экономическую сущность и роль малого и среднего бизнеса, а произвести анализ состояния и развития малого и среднего бизнеса в нашей стране с целью всестороннего описания проблемных зон на исследуемый объект.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Сущность и роль малого и среднего бизнеса в экономике…………………….6
1.1.Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………………......6
1.2. Функциональное назначение малых предприятий,
их роль в экономике страны………………………………………………………8
1.3.Государственная поддержка малого бизнеса в России………………………13
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России и
Алтайском крае. …………………………………………………………………....16
2.1 Развитие и состояние малого бизнеса на данном этапе в России и Алтайском крае .………………………………………………………………….16
2.2. Решение проблем на пути развития малого бизнеса в России и Алтайском крае……………………………………………………..……………....22
Заключение…………………………………………………….……………………27
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России.docx

— 85.19 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

филиала федерального государственного бюджетного

образовательного  учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский  государственный университет»

в г.Бийске 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

По дисциплине: «Микроэкономика»

 На тему: «Проблемы  развития малого и среднего  бизнеса в России»  
 
 

Выполнила:                                                                               Проверил:

студентка 5 курса  ОЗО                                                            к.э.н., профессор

группа 172                                                                                 Орлов Ю.И.

Попова Е.В. 

Бийск 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1.Сущность и  роль малого и среднего бизнеса  в экономике…………………….6

1.1.Исторические  аспекты развития малого бизнеса…………………………......6

1.2. Функциональное назначение малых предприятий,

их роль в экономике страны………………………………………………………8

1.3.Государственная  поддержка малого бизнеса в  России………………………13

2. Проблемы и  перспективы развития малого  бизнеса в России и 

Алтайском крае. …………………………………………………………………....16

2.1 Развитие и состояние малого бизнеса на данном этапе  в России                      и Алтайском крае .………………………………………………………………….16

2.2. Решение проблем на пути развития малого бизнеса в России и                       Алтайском крае……………………………………………………..……………....22

Заключение…………………………………………………….……………………27

Список литературы……………………………………………………………...….31 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     Тема  развития малого и среднего бизнеса  с точки зрения целостной социально-экономической структуры сегодня привлекает пристальное внимание ученых практически всех направлений — юристов, экономистов, управленцев, социологов, психологов. Столь высокий интерес специалистов к данной теме детерминирован с одной стороны положительным опытом экономически развитых стран мира, благополучие которых во многом обязано малому и среднему бизнесу, с другой стороны - необходимостью стабилизации социально-экономической жизни России посредством эффективного управления таким социальным институтом как малый и средний бизнес.

     На  современном этапе развития экономика  страны характеризуется максимальным усложнением и расширением общественного производства, в обществе назрела необходимость в комбинировании и рационализации распределения продуктов и услуг, динамичной разработке и внедрении инноваций, удовлетворении покупательского спроса населения и снижении социальной напряженности за счет создания достаточного количества рабочих мест. Обеспечение данных запросов современного общества является на сегодня одним из основополагающих факторов эффективного и динамичного общественно-экономического развития. В развитых странах мира все эти потребности и запросы общества удовлетворяются посредством эффективного управления и развития такого социального института как малый и средний бизнес. В условиях развития информационного общества – общества, в котором сфера услуг и индивидуализация производства, дифференциация потребностей и активное дробление спроса и предложения имеют приоритетное развитие и превалируют над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции, - малый и средний бизнес - это, на сегодня, единственный путь соответствовать запросам современного общества, которое, с одной стороны, восстает против унификации жизни, а, с другой, ей весьма подвержено.

     В современной России, несмотря на то, что по количественному критерию размеры сектора малого и среднего бизнеса вполне сопоставимы со странами Запада и США, эффективность работы данного социального института находится на достаточно низком уровне - остро стоит проблема структурного и отраслевого распределения малых и средних предприятий, обеспечения всесторонней поддержки и развития малого и среднего бизнеса.

     Цель  данной курсовой работы – раскрыть экономическую сущность и роль малого и среднего бизнеса, а произвести анализ состояния и развития малого и среднего бизнеса в нашей стране с целью всестороннего описания проблемных зон на исследуемый объект.

     Для достижения поставленной цели необходимо:

      1. выявить роль малого бизнеса в России;
      2. обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом;
      3. проанализировать современное состояние, факторы, динамику и тенденции развития малого предпринимательства в России и Алтайском крае;
      4. Предложить комплексную систему мер по преодолению кризисных ситуаций для развития малого бизнеса.

    Объект  исследования данной курсовой работы -  малые предприятия.

 Предмет исследования - проблема развития малого бизнеса в России.

   Курсовая  работа состоит из введения, двух глав основной части, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы, во введении определяется объект, предмет исследования, ставятся цели и задачи исследования. В первой главе выясняется сущность, рассматриваются виды и типы малого бизнеса. Во второй главе анализируется роль малых предприятий, рассматривается их сегодняшние состояние в современной российской экономики, выясняются проблемы и их решения на пути развития малого бизнеса в России и Алтайском крае. В заключение делаются основные выводы.

   При написании курсовой работы были изучены труды российских экономистов по вопросам обновления и развития малых предприятий в экономике, а также законодательные, нормативные и методические документы, регламентирующие становление и развитие малых предприятий в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Сущность  и роль малого и среднего бизнеса  в экономике.

    1.1.Исторические аспекты развития малого бизнеса. 

     Изучая  сущность малого бизнеса, нужно знать  его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала публичное сознание. Но сейчас малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики. 
          В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в большой степени благодаря его способности изобретать новейшие продукты и создавать новейшие рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его заслуги и способности, перспективы и трудности.

     В русской истории малого бизнеса  можно выделить ряд этапов. 
Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) Типично зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при публичных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной принадлежности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

     Во  время второго этапа (1987 - 1988 гг.) Сфера  деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нем роль, возрастает; предпринимательство приобретает характер активного бессчетного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими продуктами. Этот этап окрестили этапом 
"кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

     Третий  этап (1989 - 1990 гг.) Связан с принятием  законодательных актов, направленных на активизацию малых компаний. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала нужную базу для настоящего перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности русской экономики. Конкретно в это время было узаконено частное предпринимательство. Необыкновенную значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно разглядывать как российскую изюминку малого предпринимательства.

     Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) Характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные конфигурации в отношении страны к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие способности для масштабного развития предпринимательства.

     Пятый этап (1993 - 1994 гг.) Стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивной роли малого бизнеса в сфере услуг, торговли, публичного питания, легкой индустрии, производящей продукты массового потребления и долгого использования. Но на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства продуктов и услуг.

     Тем на менее заложенные базы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что еще один - шестой этап (с 1995 г.) Развития предпринимательства сумеет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных действий. Тогда предпринимательство сумеет проявляться во всем обилии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать обычное функционирование рыночной экономики, сосуществование разных субъектов, каждому из которых заведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для глобального развития и поддержания в длительной перспективе конкурентоспособной среды и ее стабильности в качестве среды хозяйствования.

    1.2. Функциональное назначение малых предприятий,

    их  роль в экономике страны. 
     

     В хозяйственной практике обширно  используются традиционные схемы деления  экономики на составные элементы, позволяющие всесторонне изучить  закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить зарождающиеся трудности и принять меры по их решению. Это – деление экономики по отраслевому и территориальному признаку, по формам принадлежности и т.д.

     Было  и деление компаний по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости главных и оборотных фондов, размера производства продукции и остальных характеристик. Такое деление использовалось для определения категории компаний, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения “категорийности” компании. Но жизнь дает другой вывод: нужно резко повысить роль деления компаний на крупные, средние и малые и положить его в базу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны страны к денежному, материально-техническому благополучию разных по размеру компаний.

     Функциональное  назначение компаний, их роль в экономике  в значимой мере изменяются в зависимости от размера компании. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной местности и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее понижение эффективности производства. Крупные, средние и малые компании дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

     Человечество  накопило довольно обеспеченный опыт распределения компаний на группы в  зависимости от их размера. При этом не существует какого-то одного для всех государств универсального критерия выделений малых компаний. 

     Каждое  правительство в зависимости  от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения компаний по их размерам. К примеру, во Франции совсем малыми предприятиями числятся производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше   500 человек. Малые и средние компании составляют около 99% численности всех компаний и на них трудится приблизительно 67% всех занятых.   

     В стране восходящего солнца к категории  малых и средних компаний относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек либо объемом основного капитала до 100 млн. Иен в отраслях обрабатывающей индустрии, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (либо до 30 млн. Иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (либо 10 млн. Иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Малые и средние компании составляют более 99% общего их числа, и на них трудится свыше 80% всех занятых.

Информация о работе Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России