Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть экономическую сущность и роль малого и среднего бизнеса, а произвести анализ состояния и развития малого и среднего бизнеса в нашей стране с целью всестороннего описания проблемных зон на исследуемый объект.
Введение……………………………………………………………………………..3
1.Сущность и роль малого и среднего бизнеса в экономике…………………….6
1.1.Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………………......6
1.2. Функциональное назначение малых предприятий,
их роль в экономике страны………………………………………………………8
1.3.Государственная поддержка малого бизнеса в России………………………13
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России и
Алтайском крае. …………………………………………………………………....16
2.1 Развитие и состояние малого бизнеса на данном этапе в России и Алтайском крае .………………………………………………………………….16
2.2. Решение проблем на пути развития малого бизнеса в России и Алтайском крае……………………………………………………..……………....22
Заключение…………………………………………………….……………………27
Список литературы………………
На фоне резкого изменения условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с четвертого квартала 2008 года фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест на малых предприятиях.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, представленных в таблице 1, численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн. человек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам первого квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек[16].
Таблица 1
Динамика
числа предприятий и
предприятиях в первом квартале 2009 г., без микропредприятий
Число предприятий,
тыс. единиц |
Численность работников (без совместителей), тыс. человек | |||
1 января
2009г. |
1 апреля
2009 г. |
1 января 2009г. | 1 апреля
2009 г. | |
Российская Федерация | 282,7 | 227,6 | 6217,1 | 5741,7 |
Центральный ФО | 82,1 | 73,1 | 1678,4 | 1674,5 |
Северо-Западный ФО | 31,4 | 31,1 | 812,7 | 668,8 |
Южный ФО | 39,9 | 27,4 | 872,5 | 707,7 |
Приволжский ФО | 58,8 | 47,1 | 1406,5 | 1295,3 |
Уральский ФО | 11,2 | 13,8 | 360,8 | 402,1 |
Сибирский ФО | 45,4 | 25,6 | 842,4 | 736,3 |
Дальневосточный ФО | 13,9 | 9,5 | 243,8 | 256,9 |
Анализ
распределения числа
В рамках создания более 2,5 тыс. МП ожидается формирование до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь, для выпускников вузов. Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». В первом квартале 2009 г. численность работников МП торговли уменьшилась на 229,9 тыс. человек. При этом падение численности занятых наблюдалось практически во всех федеральных округах и по всем видам экономической деятельности и сопровождалось сокращением масштабов выпуска продукции и услуг. По большинству видов деятельности с четвертого квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота МП, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода.
Очевидно, что снижение в первом квартале 2009 г. относительно первого квартала 2008 г. в российской экономике объемов строительства на 19,3% , оборота розничной торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. В целом по итогам первого квартала 2009 г. оборот МП составил 1832,5 млрд. руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота МП по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1% , согласно данным приведенным в таблице 2. [16]
Таблица 2
Оборот малых предприятий по видам экономической
деятельности, в млрд руб., без микропредприятий
2008 г. | В том числе по кварталам | 2009 г.
1-ый квартал | ||||
1-ый | 2-ой | 3-ий | 4-ый | |||
Всего: | 10093,5 | 2072,9 | 2550,1 | 2751,9 | 2718,6 | 1832,5 |
С/хоз-во, охота и лесное хозяйство | 170,7 | 32,8 | 35,2 | 50,7 | 52 | 37,7 |
Рыболовство, рыбоводство | 23,1 | 4,8 | 6,1 | 6,5 | 5,7 | 5,1 |
промышленность | 1418,7 | 280,6 | 365,8 | 403 | 369,3 | 243,2 |
Добыча полезных ископаемых | 59,8 | 10,5 | 13,9 | 19,7 | 15,7 | 7,9 |
Обрабатывающее производство | 1311,3 | 258,7 | 340,9 | 372,1 | 339,6 | 219,1 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 47,6 | 11,4 | 11 | 11,2 | 14 | 15,4 |
строительство | 1228,4 | 183 | 300,1 | 353,6 | 391,7 | 161,7 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 6095,5 | 1332,5 | 1551,3 | 1615,8 | 1595,9 | 1120,6 |
Гостиницы и рестораны | 106,7 | 23,1 | 28,4 | 27,9 | 27,3 | 32,0 |
Транспорт и связь | 306,7 | 61,7 | 75,1 | 94,4 | 75,5 | 61,9 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 627,4 | 131 | 157,9 | 168,3 | 170,2 | 142,8 |
В
российской экономике структура
оборота малых предприятий
В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России.
По сравнению с западным, российский бизнес существует в обстановке неразвитой правовой системы и гипертрофированной исполнительной власти, существенно ориентированной на собственные интересы. Поэтому те вопросы, которые там решаются с помощью правовых механизмов, в России относительно чаще решаются по-другому. Это делает российский бизнес более личным и неформальным, более теневым и коррумпированным, более краткосрочно ориентированным и т.д. Российское предпринимательство является не только и даже не столько комплексом отношений сторон (учредителей, персонала, клиентов и контрагентов), закрепленных юридической поддержкой государства, а, прежде всего интерфейсом между данным бизнесом и органами власти, озабоченными соблюдением своих интересов. Поскольку речь здесь идет не только об официальных ведомственных интересах, но и об участии в бизнесе самих представителей власти, имеет место нечестная конкуренция, масштабы которой можно оценить количественно.
Одна из острейших и всем известных проблем развития предпринимательства состоит в том, что малый бизнес сталкивается с монополизмом на местном уровне. Предпринимателей не пускают на рынки, затруднена транспортировка товаров по дорогам, конечные продавцы поддерживают монопольно высокие цены. И с точки зрения доступности недвижимости новые малые предприятия проигрывают более крупным и более старым. Решению этих проблем могло бы способствовать введение для малых предприятий специальных льгот, а также создание различных инфраструктур поддержки малого предпринимательства.
Наконец, хотелось бы отметить, что в целом вопросы развития малого предпринимательства не обсуждаются практически лишь из-за того, что нет нужной информации, а информация отсутствует, поскольку на нее нет платеже-способного спроса.
На основе полученных данных,[10,с.2-6] по ситуации с малым предпринимательством в Алтайском крае, по итогам первого квартала, можно охарактеризовать как "неблагоприятную". По всем показателям, которые были взяты для мониторинга, в регионе отмечается острая негативная динамика. Следует отметить, что положительная динамика зафиксирована лишь в 10 субъектах Федерации.
Так, по результатам квартала край попал в группу со значительным сокращением числа зарегистрированных малых предприятий. Если год назад в нашем регионе на 100 тыс. жителей приходилось 310 таких предприятий, то на 1 апреля 2009 года— 108. Падение составило, по оценкам столичных экспертов, 65,8%. Впрочем, такая тенденция характерна в целом для России.
Не лучше обстоят дела со средней численностью занятых на малых предприятиях. По этому показателю Алтайский край в первом квартале находился в седьмом десятке регионов с динамикой сокращения 45,8%. Здесь в большей степени в целом по стране пострадали строительство (-11,6%), оптовая и розничная торговля (- 10,8), ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий.
Большое количество вопросов вызывает последнее место нашего края по сокращению оборота малых предприятий в первом квартале (на 70,5%). В НИСИПП не смогли подробно прокомментировать данный факт.[11,с.232] Однако рассматривая общероссийскую статистику, авторы исследования отмечают, что кризис оказал значительное влияние на уход малых предприятий в теневой сектор. Доля теневой активности в обороте малых предприятий до кризиса составляла 30-40%, а в этом году увеличилась до 50- 60%.
И,
наконец, по объему инвестиций в основной
капитал на малых предприятиях, по
ряду исследований [17,18] Алтайский край
также к началу апреля находился среди
регионов с наибольшим сокращением показателя
(на 74,5%о). Если оценивать инвестирование
в разрезе отраслей, то здесь в наибольшей
степени пострадали ресторанный и гостиничный
бизнес (78%), сельское хозяйство (47,7%), добыча
полезных ископаемых (44,2%).
2.2.
Решение проблем на пути развития малого
бизнеса
Малый бизнес объективно занимает более слабую позицию на рынке по сравнению с крупным и средним. Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки малых предприятий как на уровне государства, так и на региональных уровнях. Например, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса в США играют Администрация по делам малого бизнеса США, органы конгресса США по делам малого бизнеса, министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, банки, федеральные фонды и другие организации.
В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.
Информация о работе Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России