Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть экономическую сущность и роль малого и среднего бизнеса, а произвести анализ состояния и развития малого и среднего бизнеса в нашей стране с целью всестороннего описания проблемных зон на исследуемый объект.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Сущность и роль малого и среднего бизнеса в экономике…………………….6
1.1.Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………………......6
1.2. Функциональное назначение малых предприятий,
их роль в экономике страны………………………………………………………8
1.3.Государственная поддержка малого бизнеса в России………………………13
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России и
Алтайском крае. …………………………………………………………………....16
2.1 Развитие и состояние малого бизнеса на данном этапе в России и Алтайском крае .………………………………………………………………….16
2.2. Решение проблем на пути развития малого бизнеса в России и Алтайском крае……………………………………………………..……………....22
Заключение…………………………………………………….……………………27
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России.docx

— 85.19 Кб (Скачать файл)

     В нашей стране, с 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4,с. 31-41] (далее также - Федеральный закон). По данному закону критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.[5, с.3-8]

     Согласно  нормам Федерального закона к субъектам  малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

     для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

     -средняя  численность работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются  также микропредприятия - до 15 человек;

     -выручка  от реализации товаров (работ,  услуг) без учета налога на  добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

     Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях  выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов  малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:

     для микропредприятий - 60 млн. рублей;

     для малых предприятий - 400 млн. рублей.

     Российский  малый бизнес начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению  с другими странами, а также  по сравнению со средним или крупным бизнесом.

     В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важная задача государства в области поддержки малого бизнеса - развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.

       Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционируют в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое бремя существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку боятся конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.

     Также малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и проявляется потребность - взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитования малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.

     Из  предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становиться в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.

       Выясним основные характеристики  малого бизнеса [9, с.2-6]

  • малые предприятия в силу своей мобильности быстрее адаптируется, перестраивается, реагируя на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности;
  • сравнительно проще начать, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнеса выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. То есть меньше расходов на организацию бизнеса;
  • узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о коньюктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения;
  • малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.
 
 

    1.3.Государственная поддержка малого бизнеса в России. 

     Вопросы развития малого предпринимательства, создания для него благоприятных условий, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются приоритетом в деятельности Правительства РФ. За последние несколько лет для поддержки малого и среднего бизнеса принят целый ряд мер, в т. ч. и законодательного плана.

          Минэкономразвития России совместно  с ТПП РФ и объединениями  предпринимателей проводит мониторинг  состояния МСП в регионах России. Его результаты помогают реально  и оперативно оценивать действенность  принимаемых государством мер, своевременно корректировать, адаптировать их для того, чтобы ликвидировать возникающие риски у предприятий МСП и создать благоприятные условия для их вовлечения в процесс модернизации экономики страны.

     Так, 18 февраля 2008 года первый вице-премьер правительства России (на тот момент) Дмитрий Медведев провел совещание с представителями малого и среднего бизнеса в московском технопарке "Строгино" по проблемам малого бизнеса в России. [6,с.63-65] На этом совещании была отмечена большая роль малого бизнеса в формировании среднего класса, который, по мнению Дмитрия Медведева, должен достигнуть в 2020 году 60-70 % от всего количества населения.

     По  состоянию на 1 октября 2007 года, в  России действует 1,1 миллиона малых  предприятий и три миллиона индивидуальных предпринимателей. А между тем  показатель ВВП от малого и среднего бизнеса составляет 13-15, а в развитых странах, подчеркнул Медведев, "этот показатель составляет 50 - 70% от объема ВВП.

     Особо Дмитрий Медведев остановился на "барьерах, препятствующих открытию собственного малого бизнеса". Издержки на открытие малого бизнеса колеблются по стране от 45 тысяч рублей до 1 миллиона рублей, и 1 миллион рублей - цифра, которая для большинства абсолютно неподъемная.

     Одним из главных решений проблем малого бизнеса Дмитрий Медведев видит  в изменении системы бюрократического регулирования малого бизнеса: - «Мы  должны отсечь от этой системы все  те наслоения, которыми она обросла  за 209 лет, и оставить только базовые  вещи. Существуют такие проблемы, как  избыточные административные барьеры, доступ к упрощенной системе налогообложения».

     Из  совещания стало понятно, что  государство планирует максимально  поддерживать наукоемкие предприятия  малого бизнеса инновационной направленности. Для них предлагается введения четкой инфраструктуры патентования и защиты изобретений. Ведь ни для кого не секрет, что для того, чтобы запатентовать изобретение требуется немалые средства, для малых компаний это неподъемные суммы. И чтобы добиться успеха, по мнению Дмитрия Медведева, необходимо создавать кооперации, которые будут защищать изобретателей, а также общественные объединения и патентные фонды.  "Одному будет тяжело, три-пять предприятий смогут справиться. Другого варианта нет, так как все, что вами создается, будет либо продано за небольшие деньги, либо за границу", - подчеркнул Медведев.

     Проведенное совещание на самом высшем уровне лишний раз подтвердило твердые позиции и серьезные намерения государства в отношении малого бизнеса. [15, с.45-51]

     По  мнению властей, малый бизнес наряду с развитием других секторов рыночной экономики может значительно  способствовать социальной защищенности населения и созданию, нормальному функционированию стабильного экономически развитого государства. За годы реформ номинально сложилась достаточно разветвленная система государственной и общественной поддержки малого бизнеса. [14, с.33-41]

     Прежде  всего, речь идет о следующих структурах: структуры бизнес - образования; структуры обучения кадров для малого бизнеса; агентствах поддержки малого предпринимательства (юридические, маркетинговые, бухгалтерские, консалтинговые услуги); лизинговые фонды; технологических парках (форма кооперации высокотехнологичных малых фирм с ВУЗами и крупными предприятиями) и др.

     Также для малого бизнеса предусмотрена весомая юридическая правовая поддержка; сюда же можно отнести весь перечень банковских кредитных продуктов, предоставляемых малому бизнесу.

     Для разработки и координации политики в области содействия малому бизнесу были созданы специальные органы государственного управления. При ряде региональных структур исполнительной власти существуют общественные советы по малому предпринимательству, выполняющие экспертные функции, такой же Общественный совет предпринимателей сформирован (но практически не приступил к работе) и при Правительстве РФ. На федеральном и региональном уровнях принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. [11, с.87-120] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России и Алтайском крае.

   2.1 Развитие и состояние малого бизнеса на данном этапе

     в России и Алтайском крае  

     Общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены  значительно сокращать масштабы своей деятельности.

     При этом по словам Кудрина Л.A. [13, с.21], усилий и средств, направляемых государством на преодоление негативных последствий кризиса для предпринимательского сектора, недостаточно для исправления сложившейся ситуации. Так, сравнительный анализ состояния малых предприятий показывает, что с четвертого квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у этих субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во втором квартале 2009 г. меры   поддержки  малого  и  среднего  предпринимательства  были  преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры российской экономики.

Информация о работе Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России