Проблемы развития Российской модели рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой проблемы предопределили выбор темы, цели и задач исследования.
Цели исследования состоят в изучении роли и функций государства в переходной экономике.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- исследовать понятие и взаимосвязь экономических агентов в рыночной экономике и роль государства как экономического агента
- выявить модели государственной политики при переходных процессах в экономике;
- проанализировать причины необходимости государственного вмешательства в экономику и роль государства в переходной экономике;
- определить проблемы государственного регулирования экономики в России и пути решения этих проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АГЕНТ 5
1.1 Взаимодействия между экономическими агентами 5
1.2 Модели государственной политики при переходных процессах в экономике 10
ГЛАВА 2.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 14
2.1 Причины необходимости государственного вмешательства в экономику 14
2.2 Роль государства в современной экономической системе 17
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ 22
3.1 Проблемы развития Российской модели рыночной экономики 22
3.2 Пути решения проблем рыночной экономики в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

курсач Кирилл.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Страны с  рыночной экономикой, формирующейся уже не одно десятилетие, постоянно ищут оптимальное сочетание рыночного механизма, действующего автоматически, с сознательным государственным регулированием. Та же задача стоит и перед странами, переходящими к рыночным отношениям от командно-административной системы.

В переходный период от плановой экономики к рыночной необходимость государственного вмешательства в хозяйственную жизнь страны обусловлена дополнительными причинами, в частности требованием организации целенаправленного процесса реформирования централизованно-управляемой экономики в рыночную.

Актуальность  темы исследования заключается в  том, что в России продолжается формирование рыночной экономики, а процесс перехода от плановой к рыночной экономике характеризуется противоречивым единством усиления и ослабления государственного регулирования хозяйства страны. Это децентрализация, разгосударствление, снижение роли государства в экономике с одной стороны, но с другой - повышением целенаправленной, руководящей роли государства в этом процессе. Поиск оптимального баланса участия государства в экономике продолжается в России в настоящее время, поскольку рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста, а излишнее вмешательство государства в экономику может нарушить рыночное равновесие.

Исследованию проблемы роли государства в переходной и рыночной экономике посвящены труды зарубежных и отечественных авторов, Дж. Кейнса, Мэнкью, К. Р. Макконела, С. Л.Брю, Г. Самуэльсона, В. Леонтьева Л. Абалкина, В.Д. Камаева, и др. Однако значительные достижения в исследовании рассматриваемой проблемы, тем не менее, не снижают ее актуальности. В отечественной литературе до сих пор не выработано единого подхода относительно обоснования механизмов и стратегических направлений государственного регулирования экономического роста, особенностей их реализации в транзитивной экономике России. По-прежнему ведутся дискуссии о степени государственного вмешательства в рыночную экономику.

Актуальность  рассматриваемой проблемы предопределили выбор темы, цели и задач исследования.

Цели исследования состоят в изучении роли и функций государства в переходной экономике.

Реализация  поставленной цели обусловила решение  следующих взаимосвязанных задач:

- исследовать понятие и взаимосвязь экономических агентов в рыночной экономике и роль государства как экономического агента

- выявить модели государственной политики при переходных процессах в экономике;

- проанализировать причины необходимости государственного вмешательства в экономику и роль государства в переходной экономике;

- определить проблемы государственного регулирования экономики в России и пути решения этих проблем.

Объект исследования – механизм государственного регулирования рыночной экономики.

Предметом исследования выступают экономические отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами в процессе организации  государственного регулирования национальной экономики в переходный период.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка литературы, состоящего из 31 источника.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АГЕНТ

1.1 Взаимодействия между экономическими агентами

 

Экономические агенты — субъекты экономических  отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ [22, с. 16].

К экономическим  агентам относят домохозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Домохозяйства - потребители, наемные работники  и собственники, которые являются владельцами различных факторов производства (труд, земля или капитал). Основной целью домохозяйства имеют удовлетворение своих потребностей.

Государство - органы власти и различные правительственные  учреждения, целью которых является ограниченный контроль за экономикой для решения социально-значимых задач.

Предприятия - коммерческие организации. Основной целью для предприятия, как правило, является получение прибыли. При этом любое предприятие имеет принадлежащее ему обособленное имущество, которым распоряжается самостоятельно, используя для изготовления и продажи готовых товаров или услуг.

Схему взаимодействия между рыночными агентами на трех видах рынков - рынке факторов производства, финансовом рынке и рынке товаров и услуг - иллюстрирует схема, приведенная на рисунке 1:


Рис. 1. Взаимодействие между рыночными субъектами [28, с. 45].

 

Государство в  рыночной экономике так же вынуждено  выступать в качестве экономического агента, но оно имеет некоторые  особенности: государству принадлежит  регулирующая роль, оно отличается внерыночным происхождением дохода и  обладает императивным статусом, то есть его требования являются обязательными для всех остальных экономических агентов.

Государство как  экономический агент является непосредственным участником экономического кругооборота, прямо или косвенно вмешиваясь в  ход этого кругооборота [7, с. 34]. Экономические блага движутся не сами по себе. Они выступают как средства связи между экономическими агентами. Движение их образует своеобразный кругооборот.

Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Рыночный процесс – это общий результат деятельности различных участников рынка, вызванных необходимостью взаимной кооперации (см. рис приложение 1). Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Положение и  роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны [24, с 52]. Например, если экономический агент обладает лишь собственной рабочей силой, то его возможности влиять на организацию производства и распределение доходов незначительны. Если же участник рынка владеет как своей рабочей силой, так и денежным капиталом, то у него значительно больше возможностей организовать и управлять предприятием и распределять доходы. Экономические агенты как участники рыночных экономических отношений, обладают собственностью на факторы производства и принимают экономические решения. Государство принимает решения о перераспределении благ, производимых в частном секторе, и о производстве так называемых общественных благ. К последним относятся блага, потребляемые совместно, например почта, общественная безопасность, образование, общественное здравоохранение. Перераспределение производимых благ государство может осуществлять, например, с целью помощи инвалидам и безработным. Экономические интересы государства отражают интересы общества в целом. Важнейшими из них являются поддержание экономического роста для удовлетворения растущих потребностей общества, повышение эффективности национальной экономики и ее конкурентоспособности на мировом рынке [19].

Развитые рыночные системы содержат массу противоречий, отрицательных и разрушительных явлений. Пожалуй, нет ни одной современной экономической концепции, которая бы не учитывала эту реальность. На рисунке 2 представлен перечень наиболее типичных отрицательных явлений, требующих компенсаций, ликвидаций, коррекции или смягчения со стороны государства.

Таким образом, государство осуществляет контроль (при помощи действующей системы: уголовного, гражданского, торгового, налогового и т. п. права и функционирования судебных органов) за всеми сферами производства, обмена, распределения и потребления, следит за соблюдением законодательства и иных «правил игры» в экономическом процессе.

Однако, в различных экономических системах государство не может играть одинаковую роль. Как цели, так и методы проведения государственной политики по обеспечению экономических взаимодействий в различных экономических системах могут быть принципиально иными.

В плановой экономике государство полностью контролирует производство и распределение продукции, из центра осуществляется непосредственное управление всеми предприятиями, методы руководства государственного аппарата хозяйственной деятельностью преимущественно административно – распорядительные [25, с. 22].

В рыночной экономике  фундаментальные задачи экономического развития решаются опосредованно через цены и рынок. Государство активно участвует в экономической жизни, осуществляя регулирование национального хозяйства, берет на себя решение проблем, с которыми сам рынок не справляется или справляется недостаточно эффективно с позиций общества.

В переходный период от плановой экономики к рыночной необходимость государственного вмешательства в хозяйственную жизнь страны обусловлена дополнительными причинами, в частности требованием организации целенаправленного процесса реформирования централизованно-управляемой экономики в рыночную.

Для раскрытия  темы данной курсовой работы необходимо выявить модели государственной политики в переходной экономике.

Рис. 2. Сферы воздействия государства на экономику[28, с 67].

1.2 Модели государственной политики при переходных процессах в экономике

 

 

Переходная  экономика (иногда называемая транзитивной) - это такая экономика, в отличие от любой «ставшей» зрелой экономики, где важнейшее значение имеет не простое функционирование сложившихся связей и элементов, а «отмирание» старых и становление новых связей и элементов. Это состояние перехода от одной экономической системы к другой экономической системе, которое приводит к изменению ее основ, то есть форм хозяйственных связей, типов координации деятельности между субъектами экономики, типов собственности [12, с 24].

Переходная  экономика характеризует промежуточное  состояние общества, когда прежняя  система социально-экономических  отношений и институтов разрушается  и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

По характеру  переходных процессов выделяют 2 модели переходной экономики [17, с 56]:

  • естественно-эволюционная; выражает естественный ход исторической эволюции;
  • реформаторско-революционная; состоит в известном регулировании процессов в определенном направлении на основе сознательно разработанных программ реформирования общества. Например, это радикальный переход от капитализма к социализму, осуществленный в СССР в довольно сжатые сроки, примерно в период с 1917  по 1930 годы. Здесь произошла революционная замена капиталистических производственных отношений социалистическими. Экономика была превращена в одноукладную командную экономическую систему. Наблюдалась ведущая роль государства в виде диктатуры пролетариата.

Можно говорить о переходной экономике реформаторско-эволюционной модели применительно к опыту применения программы Л. Эрхарда (1897—1977) в послевоенной Германии.

Возможно и некое переплетение двух моделей переходной экономики в том смысле, что определенная сознательно осуществляемая акция (реформа) открывает путь ускорению естественной эволюции. Такую роль, например, призвана была сыграть российская реформа 1861 г., направленная на ускорение перехода от традиционной экономики к капиталистической, рыночной. Как бы продолжением ее была реформа ПА. Столыпина (1862—1911). Аналогичное воздействие на эволюцию в принципе оказывают и социально-политические революции.

Последняя четверть XX в. демонстрирует два основных варианта перехода от централизованной системы хозяйствования к рыночной экономике:

Первый - создание экономических институтов (Китай и в немалой степени — Венгрия);

Второй —  шоковая терапия, применявшаяся  с той или иной степенью интенсивности в России и в большинстве стран Восточной Европы (в классической форме — в Польше) [18, с 56].

Различия между  указанными вариантами заключаются  в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени  охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного  или наоборот шокового пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. Выбор шокового варианта является обычно вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от централизованной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.

Информация о работе Проблемы развития Российской модели рыночной экономики