Проблемы развития Российской модели рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой проблемы предопределили выбор темы, цели и задач исследования.
Цели исследования состоят в изучении роли и функций государства в переходной экономике.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- исследовать понятие и взаимосвязь экономических агентов в рыночной экономике и роль государства как экономического агента
- выявить модели государственной политики при переходных процессах в экономике;
- проанализировать причины необходимости государственного вмешательства в экономику и роль государства в переходной экономике;
- определить проблемы государственного регулирования экономики в России и пути решения этих проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АГЕНТ 5
1.1 Взаимодействия между экономическими агентами 5
1.2 Модели государственной политики при переходных процессах в экономике 10
ГЛАВА 2.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 14
2.1 Причины необходимости государственного вмешательства в экономику 14
2.2 Роль государства в современной экономической системе 17
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ 22
3.1 Проблемы развития Российской модели рыночной экономики 22
3.2 Пути решения проблем рыночной экономики в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

курсач Кирилл.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Развитие фундаментальных  научных исследований с длительными  сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в  отношении прибыли практически  не под силу рыночному механизму. Здесь государство стимулирует  структурную политику и научно-технический прогресс.

Государство проводит региональную политику, решая вопросы, возникающие при воздействии  на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и  других нерыночных факторов.

Региональная  политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированное положение отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно - технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства [8, с 39].

Реализация  национальных интересов в мировой  экономике (регулирование внешнеэкономических  связей) предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Такова в  общих чертах роль государства в  формировании и развитии рыночных отношений и доля вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил ему развиваться дальше и решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

Если же государство  пытается делать больше, чем ему  отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику [27, с 79]. Тогда рано или поздно становится необходимо разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

 

 

 

 

ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

3.1 Проблемы развития Российской модели рыночной экономики

 

В современных  условиях экономическая роль и функции  государства усложнились настолько, что управлять без единого  комплексного подхода сложно.

Кроме того, разрушительный характер предпринятых реформ привел к разгулу криминалитета в невиданных размерах. Массовая криминализация всех сфер общественной жизни сопутствовала процессу непродуманной приватизации, по сути, захвату общественной собственности немногими. Приватизация государственной собственности послужила на пользу интересам частного капитала определенной группы населения. А выпущенные на открытый рынок ваучеры стали своеобразными деньгами и привели к скачку цен и гиперинфляции. Нерегулируемый рост цен привел к тому, что многие предприятия промышленности и сельскохозяйственные организации не смогли закупать по свободным ценам необходимое сырье и материалы, что еще больше усугубило положение – простаивали как малые предприятия, так и огромные производственные комбинаты, безработица охватила большинство отраслей. Реальные доходы граждан неуклонно падали из-за инфляционных процессов, что привело к снижению совокупного спроса на многие группы товаров. Российские предприятия столкнулись с проблемами сбыта. Положение усугублялось огромным потоком импорта, хлынувшего на прилавки. Многие предприятия оказались неконкурентоспособны в создавшихся условиях и вынуждены были закрыться, что привело к новому витку безработицы [6, с. 45].

Появление тысяч  акционерных обществ и обязательное законодательное требование выкупа части акций при помощи исключительно ваучеров дали мощный толчок развитию фондового рынка со всеми его отрицательными последствиями. Большинство махинаций было связано с обращением, хищением, подделками ваучеров и других ценных бумаг, с фальсификацией документов по приватизации, занижением остаточной стоимости фондов приватизируемых предприятий, различными подтасовками в составах трудовых коллективов и коллективов учредителей. Нет сомнений, что в ходе крупномасштабной приватизации были допущены серьезные ошибки, затронуты интересы всех слоев населения. Ясно, что правительство должно было, прежде всего, позаботиться о реформировании, демократизации самой государственной собственности, а только затем переходить к приватизации [23, с. 23].

На многих приватизированных  предприятиях так и не появился эффективный  собственник.

Значительное  влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с  неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции  обусловливает медленную структурную  перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре - в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно, нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики высокая  криминализация экономической жизни  и уход предпринимательства "в  тень" обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собтвенности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Ряд авторов  в качестве одной из серьезных  причин существования теневой экономики, а также организованной преступности и коррупции рассматривают слабость и инертность законодательной власти [6, 23, 20].

Несмотря на принятие Законов «О борьбе с коррупцией»  и «О недопущении легализации  доходов, добытых незаконным путем» и др., законодательная база для  борьбы с теневой экономикой остается слабой. Со всей убедительностью подтверждают это результаты анализа судебно-следственной практики — несмотря на масштабность теневой деятельности к юридической ответственности за экономические правонарушения привлекаются в основном мелкие предприниматели.

Сами депутаты Госдумы отмечают, что в парламенте имеется определенная часть депутатов, отстаивающих интересы «теневиков», которые и создают трудности прохождения через парламент необходимых для борьбы с экономической и организованной преступностью законопроектов. Такие депутаты, если не сами имеют какое-то отношение к преступной деятельности, то получают материальное вознаграждение за отражение и защиту интересов преступных кланов [23, с. 24].

Чрезвычайно болезненные  гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической.

Характерное для России отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики.

В нашей стране имущественный разрыв между богатыми и бедными постоянно растет вместе с ростом доходов россиян, что приведет впоследствии к торможению экономического роста. Например, по данным Росстата, коэффициент дифференциации доходов населения России постоянно возрастал. Причем темпы увеличения этой дифференциации в последние годы увеличились. Так, разница в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных жителей страны в 1992 году составляла 8 раз, в 2000 году – 13,9, в 2006 году – 16, а в 2007 году уже 16,8 раз. Еще более чудовищных размеров эта разница имеет в столице. По данным Мосгорстата, проанализировавшего данные за январь-март 2008 года, доходы самых богатых москвичей в 34,5 раза превышают доходы беднейших [23].

О негативном влиянии  этого явления на экономику страны говорит и известный российский предприниматель О. Дерипаска, когда  утверждает, что бедность парализует экономический рост [2, С. 62-63].

На формирование рыночной экономики в России оказывают  влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к  государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что основанная на сильной  регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается  на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность  большинства обрабатывающих отраслей, сырьевая направленность внешней торговли, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

В нашей стране, где по-прежнему руководство страны традиционно уделяет особое внимание развитию крупного, прежде всего государственного предпринимательства, обеспечение высокой эффективности функционирования совокупного бизнеса является большой проблемой. Это приводит к снижению экономической эффективности всего бизнеса и национальной экономки в целом, поскольку при этом не достигается синергетический эффект. А значит, не могут быть в целом обеспечены конкурентные преимущества ни всего бизнеса, ни экономики, а значит, исчезают и предпосылки для ликвидации экономического отставания всей страны [30, с. 62].

Но даже такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе.

 

3.2 Пути решения проблем рыночной экономики в России

 

Опыт России показывает неприемлемость резких изменений в экономической политике и поспешного использования в ней самых внешне привлекательных теоретических концепций.

Вмешательство государства в экономику всегда может быть альтернативным. Как со знаком плюс, так и минус. Повысить роль государства в российских условиях сейчас - значит:

- фактически  уменьшить роль чиновников, усиливая  действенность законодательной  базы экономического развития;

- способствовать  эффективному управлению существующей государственной собственности;

- задействовать  подлинно рыночный механизм, оптимально  сочетающий конкуренцию и регулирование; 

- формировать  социальные стабилизаторы общественного  развития;

- защищать национальные  интересы при расширении мирохозяйственных связей.

Как отмечает Г.Попов, решение проблемы создания эффективной рыночной экономики возможно лишь с опорой на государство и посредством его активной экономической роли [20, с. 115]. А с учетом предстоящего вступления России в ВТО необходима разработка целевой программы поддержки отечественных промышленных товаропроизводителей, сельскохозяйственных в особенности, на уровне государственного протекционизма.

Таким образом, первоочередной задачей государственного регулирования является обеспечение стабилизации и экономического роста производства. Его решение полностью зависит от способности государственных структур осуществлять управление экономической системой страны.

Необходимо переходить от сырьевой экономики, к экономике, базирующейся на продуктах производства, поскольку страна, в которой процветает сырьевой бизнес, становится неконкурентоспособной. У государства будут дополнительные возможности обеспечения экономического роста только в случае существования возможности получения эффекта от комплексного использования всех субъектов экономики.

Информация о работе Проблемы развития Российской модели рыночной экономики