Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 15:08, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой проблемы предопределили выбор темы, цели и задач исследования.
Цели исследования состоят в изучении роли и функций государства в переходной экономике.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- исследовать понятие и взаимосвязь экономических агентов в рыночной экономике и роль государства как экономического агента
- выявить модели государственной политики при переходных процессах в экономике;
- проанализировать причины необходимости государственного вмешательства в экономику и роль государства в переходной экономике;
- определить проблемы государственного регулирования экономики в России и пути решения этих проблем.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АГЕНТ 5
1.1 Взаимодействия между экономическими агентами 5
1.2 Модели государственной политики при переходных процессах в экономике 10
ГЛАВА 2.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 14
2.1 Причины необходимости государственного вмешательства в экономику 14
2.2 Роль государства в современной экономической системе 17
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ 22
3.1 Проблемы развития Российской модели рыночной экономики 22
3.2 Пути решения проблем рыночной экономики в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Развитие фундаментальных научных исследований с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс.
Государство проводит региональную политику, решая вопросы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов.
Региональная политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированное положение отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно - технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства [8, с 39].
Реализация
национальных интересов в мировой
экономике (регулирование
Такова в общих чертах роль государства в формировании и развитии рыночных отношений и доля вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил ему развиваться дальше и решить основные социально-экономические проблемы современного общества.
Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику [27, с 79]. Тогда рано или поздно становится необходимо разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.
В современных
условиях экономическая роль и функции
государства усложнились
Кроме того, разрушительный характер предпринятых реформ привел к разгулу криминалитета в невиданных размерах. Массовая криминализация всех сфер общественной жизни сопутствовала процессу непродуманной приватизации, по сути, захвату общественной собственности немногими. Приватизация государственной собственности послужила на пользу интересам частного капитала определенной группы населения. А выпущенные на открытый рынок ваучеры стали своеобразными деньгами и привели к скачку цен и гиперинфляции. Нерегулируемый рост цен привел к тому, что многие предприятия промышленности и сельскохозяйственные организации не смогли закупать по свободным ценам необходимое сырье и материалы, что еще больше усугубило положение – простаивали как малые предприятия, так и огромные производственные комбинаты, безработица охватила большинство отраслей. Реальные доходы граждан неуклонно падали из-за инфляционных процессов, что привело к снижению совокупного спроса на многие группы товаров. Российские предприятия столкнулись с проблемами сбыта. Положение усугублялось огромным потоком импорта, хлынувшего на прилавки. Многие предприятия оказались неконкурентоспособны в создавшихся условиях и вынуждены были закрыться, что привело к новому витку безработицы [6, с. 45].
Появление тысяч
акционерных обществ и обязател
На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.
Значительное
влияние на экономические процессы
оказывают сложившиеся в
Наряду с
неблагоприятным в целом
Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.
Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.
Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства "в тень" обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собтвенности, рост коррупции), так и российскими особенностями.
Ряд авторов
в качестве одной из серьезных
причин существования теневой
Несмотря на принятие Законов «О борьбе с коррупцией» и «О недопущении легализации доходов, добытых незаконным путем» и др., законодательная база для борьбы с теневой экономикой остается слабой. Со всей убедительностью подтверждают это результаты анализа судебно-следственной практики — несмотря на масштабность теневой деятельности к юридической ответственности за экономические правонарушения привлекаются в основном мелкие предприниматели.
Сами депутаты Госдумы отмечают, что в парламенте имеется определенная часть депутатов, отстаивающих интересы «теневиков», которые и создают трудности прохождения через парламент необходимых для борьбы с экономической и организованной преступностью законопроектов. Такие депутаты, если не сами имеют какое-то отношение к преступной деятельности, то получают материальное вознаграждение за отражение и защиту интересов преступных кланов [23, с. 24].
Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической.
Характерное для России отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики.
В нашей стране имущественный разрыв между богатыми и бедными постоянно растет вместе с ростом доходов россиян, что приведет впоследствии к торможению экономического роста. Например, по данным Росстата, коэффициент дифференциации доходов населения России постоянно возрастал. Причем темпы увеличения этой дифференциации в последние годы увеличились. Так, разница в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных жителей страны в 1992 году составляла 8 раз, в 2000 году – 13,9, в 2006 году – 16, а в 2007 году уже 16,8 раз. Еще более чудовищных размеров эта разница имеет в столице. По данным Мосгорстата, проанализировавшего данные за январь-март 2008 года, доходы самых богатых москвичей в 34,5 раза превышают доходы беднейших [23].
О негативном влиянии этого явления на экономику страны говорит и известный российский предприниматель О. Дерипаска, когда утверждает, что бедность парализует экономический рост [2, С. 62-63].
На формирование
рыночной экономики в России оказывают
влияние такие факторы, как склонность
немалой части населения к
государственному патернализму (значительной
роли государства в перераспределени
Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, сырьевая направленность внешней торговли, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.
В нашей стране, где по-прежнему руководство страны традиционно уделяет особое внимание развитию крупного, прежде всего государственного предпринимательства, обеспечение высокой эффективности функционирования совокупного бизнеса является большой проблемой. Это приводит к снижению экономической эффективности всего бизнеса и национальной экономки в целом, поскольку при этом не достигается синергетический эффект. А значит, не могут быть в целом обеспечены конкурентные преимущества ни всего бизнеса, ни экономики, а значит, исчезают и предпосылки для ликвидации экономического отставания всей страны [30, с. 62].
Но даже такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе.
Опыт России показывает неприемлемость резких изменений в экономической политике и поспешного использования в ней самых внешне привлекательных теоретических концепций.
Вмешательство государства в экономику всегда может быть альтернативным. Как со знаком плюс, так и минус. Повысить роль государства в российских условиях сейчас - значит:
- фактически уменьшить роль чиновников, усиливая действенность законодательной базы экономического развития;
- способствовать
эффективному управлению сущест
- задействовать
подлинно рыночный механизм, оптимально
сочетающий конкуренцию и
- формировать
социальные стабилизаторы
- защищать национальные
интересы при расширении
Как отмечает Г.Попов, решение проблемы создания эффективной рыночной экономики возможно лишь с опорой на государство и посредством его активной экономической роли [20, с. 115]. А с учетом предстоящего вступления России в ВТО необходима разработка целевой программы поддержки отечественных промышленных товаропроизводителей, сельскохозяйственных в особенности, на уровне государственного протекционизма.
Таким образом, первоочередной задачей государственного регулирования является обеспечение стабилизации и экономического роста производства. Его решение полностью зависит от способности государственных структур осуществлять управление экономической системой страны.
Необходимо переходить от сырьевой экономики, к экономике, базирующейся на продуктах производства, поскольку страна, в которой процветает сырьевой бизнес, становится неконкурентоспособной. У государства будут дополнительные возможности обеспечения экономического роста только в случае существования возможности получения эффекта от комплексного использования всех субъектов экономики.
Информация о работе Проблемы развития Российской модели рыночной экономики