Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 15:08, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой проблемы предопределили выбор темы, цели и задач исследования.
Цели исследования состоят в изучении роли и функций государства в переходной экономике.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- исследовать понятие и взаимосвязь экономических агентов в рыночной экономике и роль государства как экономического агента
- выявить модели государственной политики при переходных процессах в экономике;
- проанализировать причины необходимости государственного вмешательства в экономику и роль государства в переходной экономике;
- определить проблемы государственного регулирования экономики в России и пути решения этих проблем.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АГЕНТ 5
1.1 Взаимодействия между экономическими агентами 5
1.2 Модели государственной политики при переходных процессах в экономике 10
ГЛАВА 2.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 14
2.1 Причины необходимости государственного вмешательства в экономику 14
2.2 Роль государства в современной экономической системе 17
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ 22
3.1 Проблемы развития Российской модели рыночной экономики 22
3.2 Пути решения проблем рыночной экономики в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Основные черты переходной экономики:
Процесс перехода от плановой к рыночной экономике характеризуется противоречивым единством усиления и ослабления государственного регулирования хозяйства страны. С одной стороны, становление рынка - это децентрализация, разгосударствление, снижение роли государства в экономике. Однако, с другой стороны, развитие экономических реформ требует последовательной целенаправленной, руководящей роли государства в этом процессе, а это значит должно происходить усиление роли государства в экономике, но это усиление имеет принципиально иной характер.
Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.
Рыночная экономика означает качественный скачок в экономической истории человечества [29, с. 56].
Избавляя общество от дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы.
К первой, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь малым коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее, совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе [6, с. 45]
Вторая проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие) [30, с. 62].
Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.
Наконец, третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь в ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью.
Роль государства в этой сфере отношений сводится вовсе не к тому, чтобы любой ценой обеспечить «полную занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат) людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п. [24, с. 102].
Существуют
и требуют государственного вмешательства
и иные проблемы, которые рынок
также решить не в состоянии. Сюда
относятся крупные инвестиционн
Таким образом, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому прочной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями [9, с. 35].
Объекты государственного
регулирования экономики – это
сферы, отрасли, регионы, а также
ситуации, явления и условия социально-
Очевидно, перечисляемые объекты могут носить различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.
В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).
С макроэкономической точки зрения государство воздействует на экономику трояким образом.
Во-первых, в лице своих законодательных, исполнительных и судебных органов государство устанавливает законы, нормы, правила, ограничения, разрешения, запрещения, исключения из правил, разрешает возникающие споры, налагает взыскания и т.д.
Во-вторых, часть ресурсов, изымаемых из частного сектора с помощью налогов и займов, государство в соответствии с избранными критериями возвращает в негосударственный сектор, тем самым их перераспределяя.
В-третьих, часть изымаемых из частного сектора ресурсов государство использует на свое содержание и производство общественных благ – обеспечение обороны страны, внешней политики, внутреннего порядка, безопасности, функционирования судебной системы, осуществляя тем самым государственное потребление [10, с. 87].
И это оправдано, государство должно вмешиваться в механизм рыночной экономики лишь косвенно – через налоги, законодательство и социальную функцию (см. схема приложение 2). Границы необходимого вмешательства государства в экономику - это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется вмешательство государства – армия, социальная защита и др.
Финансовыми регуляторами рыночного хозяйствования, являются: налоги и неналоговые платежи в бюджет; финансовые льготы и санкции; эксплуатационные расходы бюджетных учреждений; общие и целевые субсидии (включая предназначенные для оплаты государственных заказов); доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных предприятий и организаций и др. [5, с 91].
Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов.
Правительство законодательно устанавливает также законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономических связей. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.
Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. При конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и, в конечном счете банкротство. Рост монополий резко изменяет эту ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы [7, с 44].
Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места.
Монополизм и инфляция - это две тяжелые «хронические болезни» рыночной экономики, которая нуждается в проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики.
Суть государственной
антициклической политики, или регулирования
хозяйственной конъюнктуры, состоит
в том, чтобы во время кризисов
и депрессий стимулировать
Информация о работе Проблемы развития Российской модели рыночной экономики