Проблемы развития Российской модели рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой проблемы предопределили выбор темы, цели и задач исследования.
Цели исследования состоят в изучении роли и функций государства в переходной экономике.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- исследовать понятие и взаимосвязь экономических агентов в рыночной экономике и роль государства как экономического агента
- выявить модели государственной политики при переходных процессах в экономике;
- проанализировать причины необходимости государственного вмешательства в экономику и роль государства в переходной экономике;
- определить проблемы государственного регулирования экономики в России и пути решения этих проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АГЕНТ 5
1.1 Взаимодействия между экономическими агентами 5
1.2 Модели государственной политики при переходных процессах в экономике 10
ГЛАВА 2.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 14
2.1 Причины необходимости государственного вмешательства в экономику 14
2.2 Роль государства в современной экономической системе 17
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ 22
3.1 Проблемы развития Российской модели рыночной экономики 22
3.2 Пути решения проблем рыночной экономики в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

курсач Кирилл.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Предпринимаемые в последнее время в нашей  стране меры по поддержке среднего и особенно малого предпринимательства  носят до сих пор точечный и  несистемный характер, обеспечивающий лишь частичное решение проблем.

Поддержка инноваций, малого и среднего бизнеса, улучшение  условий для внешнеэкономической  деятельности предприятий, развитие человеческого  капитала должны быть в числе приоритетов государственного регулирования.

Как было сказано  выше, в нашей стране постоянно растет имущественный разрыв между богатыми и бедными (бедных большинство) что приводит к торможению экономического роста. Первоначальный разрыв в доходах населения был спровоцирован ваучерной приватизацией, которая была призвана создать видимость равного участия всех граждан в дележе созданной трудом всего населения страны государственной собственности. В российских условиях такой подход привел к явно негативным последствиям долговременного характера – сосредоточению богатства в руках небольшой прослойки и порождению бедности в массе, что обязывает государство закладывать в бюджет огромные суммы на социальную помощь малоимущим гражданам. А к таковым в нашей стране могут относиться даже работающие высококвалифицированные учителя, имеющие 2 детей.

На наш взгляд необходимо увеличить официально принятый у нас в стране минимальный  размер оплаты труда (сейчас он равен 4330 рублей). В другом случае население ожидает минимальный размер пенсий, минимальные размеры оплаты больничных, минимальные размеры оплаты декретных и очередных отпусков. Это значит, покупательная способность граждан будет равна нулю, что грозит экономике страны развалом. Так массовая бедность населения влияет на экономику, что трактует одно из направлений экономической теории – кейнсианство. Выход один – повышение благосостояния и покупательной способности граждан – что должно отразиться в законотворчестве государства.

Для своего нормального функционирования рыночная экономика нуждается в поддержке государства и эффективной деятельности некоррумпированных органов власти — судов, милиции, налоговой службы, таможни и т. д. Отстраненность государства от этого процесса, как это было в России в период начала перестройки и приватизации, ведет к катастрофическим последствиям.

В целях борьбы с коррупцией в настоящее время в России проводится административная реформа в России. Президентом России была поставлена четкая задача - ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить чрезмерное регулирование, сократить функции госорганов. Для этого была проведена полная инвентаризация функций министерств и ведомств. Выяснилось, что более трети функций и полномочий в разных госучреждениях являются ненужными или дублируют друг друга. Ранее функции управления государственным имуществом, оказания государственных услуг, регулирование экономической деятельности, принятие политических решений, надзор и контроль - все находилось в одних руках. В результате доходило до курьезных ситуаций, что жалобы на действия чиновника порой рассматривал именно тот, на кого жаловались.

Таким образом, исключив дублирование и создав структуры, ответственные за четко очерченный фронт работ, стало возможным  контролировать качество государственных  услуг в Москве. Однако процесс административного реформирования в регионах страны сильно отстает от аналогичных процессов в Москве. Так, в Москве, в рамках антикоррупционной политики государства, уже 5-6 лет функционирует служба «Одного окна».

Принцип «одного окна» при предоставлении государственных услуг предусматривает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг. Заявитель обращается в службу однократно, а все необходимые справки запрашивают сотрудники «Одного окна» электронно из баз данных. Основными целями реализации принципа «одного окна» являются [15, С. 167]:

  • исключение личных контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственных услуг, что исключает взяточничество и бюрократию;
  • противодействие коррупции и ликвидация рынка посреднических услуг;
  • внедрение жестких регламентов работы чиновников.

Однако шаги по внедрению принципа «одного окна» в различных регионах России начинают внедряться только сейчас с опозданием на 5-6 лет.

Необходимо  продолжить работу по упрощению и  сокращению сроков предоставления государственных услуг связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регистрацией прав на недвижимое имущество, и других услуг в сфере экономической деятельности.

Такая антикоррупционная  работа создаст условия, препятствующие расширению теневой экономики, и будет способствовать возврату отвлеченных в нее финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической деятельности.

Необходимо  снижать формы прямого вмешательства государства в экономику и наоборот осуществлять расширение форм косвенного вмешательства государства в экономику, через фискальную и денежно-кредитную политику через налоги, акцизы, дотации. К их числу относят установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, поскольку для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологические проблемы, что не является исключением и для России. Для их решения необходимо резко ужесточить ограничения на вредные выбросы, значительно повысить налоги на производите лей, использующих экологически опасные технологии, и т. п. Однако производители в массе своей технологически не готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним эффектом» Поэтому попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в значительное сокращение объема производства, что усилит экономический спад, характерный для начала переходного периода. Решение проблемы видится на путях постепенного ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за несколько лет объявленными очередными изменениями экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и т. п. Это позволило бы предприятиям заранее приспособиться к грядущим изменениям и отреагировать на них внедрением экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства.

Таким образом, можно утверждать, что в переходных экономических условиях лишь государство оказывается не только рычагом, но и главной хозяйственной силой, проводящей и осуществляющей основные экономические и социальные задачи по переустройству страны (модернизации экономики, приданию ей инновационного характера, созданию современной инфраструктуры, обеспечению социальной безопасности и социального благополучия и т.д.)» [15, С. 39].

Утверждать  это позволяет опыт «шоковой терапии», который оказался пустой, ничем не подкрепленной декларацией для России 90-х годов и обернулся элементарной анархией, как результат простого устранения государства из экономической жизни и автоматического включения стихийных рыночных сил. Тогда в начальный период реформирования глубокого научного обоснования проводимых мероприятий не осуществлялось. Представители власти исходили из общих соображений — чем меньше государства, тем больше рынка и, убрав одно — получим в полной мере другое. Такая упрощенная оценка и обернулась анархией, поскольку для своего нормального функционирования рыночная экономика нуждается в поддержке государства.

Наиболее важными  из нерешенных задач являются:

- активизация  инвестиционной деятельности, проведение  структурной перестройки экономики,  повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности;

- поддержка  потенциально жизнеспособных отечественных  предприятий, в первую очередь в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, развитие которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности страны;

- перекрытие  каналов нелегальной утечки капитала  за рубеж, улучшение контроля  за экспортом и возвратом валюты в страну;

- создание условий,  препятствующих расширению коррупции и теневой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе был рассмотрен вопрос роли государства в переходной экономике. В результате анализа учебной  литературы, а также статей из периодической  печати, посвященных опыту приватизации и переходу к рыночной системе  в нашей стране, можно утверждать, что государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические отрасли).

Большой проблемой современной российской экономики является недобросовестность чиновников всех уровней и  высокий показатель коррупции. Вследствие этого граждане страны перестают доверять своему государству, снижается предпринимательская активность, ухудшается социальная обстановка, из-за тяжёлой экономической обстановки государство не в состоянии выплачивать высокую заработную плату специалистам, работающим на бюджетных предприятиях, поэтому граждане не хотят работать в таких важных социальных сферах, как здравоохранение и образование.

Огромной проблемой стал процесс сращивания власти с мафиозными структурами. Корень этих проблем лежит в огромном бюрократическом аппарате, поэтому единственным способом решить эти проблемы является активное проведение административной реформы в рамках антикоррупционной политики государства

Экономическая политика должна проводиться государством косвенно посредством использования находящего в его распоряжении инструментария - через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, через налоги, акцизы, социальную работу, путем установления квот, норм, предельных наценок – как это было с лекарственными препаратами уже в 2010 году.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борисов Е. Ф., Волков Ф. М. Основы экономической теории. М.: изд. Высшая школа, 2005. - 450 с.
  2. Дерипаска О. От бедности к богатству // Эксперт. – 2003. – №17 (13 мая). С 12 - 17
  3. Емельянов Д.Н., Носов А.М.Проблемы перехода России к рыночной экономике// Вопросы экономики . № 8..2009, С. 100-107.
  4. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Экономический рост: либеральная альтернатива. – М.: Наука, 2005. - 320 с.
  5. Журавлева Г.П.  Экономика: Учебник. — М.: Юристь, 2001. — 574 с. Экономическая теория: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2005. - 399 с.
  6. Исаева С.А. Роль государства в трансформации экономических отношений  // Проблемы современной экономики № 3 (31), 2009, с. 45.
  7. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория: Краткий курс. – М.: ВЛАДОС, 2005.- 360 с.
  8. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории, - М.: Владос, 2007.- 560 с.
  9. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Интерпрессервис; Мисанта, 2003. – 496 с.
  10. Курс экономики: Учебник под редакцией Б.А. Райзберга, – М.: Инфра, 2007.
  11. Курс переходной экономики. /Под ред. Абалкина А.И. М., Юнити 2004. – 469 с.
  12. Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров.,2005. – 450 с.
  13. Макроэкономика: Учебник. Под ред. Сидоровича А.В. – М.: Дело и Сервис, 2002.- 520 с.
  14. Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М.: изд. Республика, 2007. 1,2 том.
  15. Марков М.М. Экономика партнерских отношений.// Проблемы современной экономики № 4 (28), 2008, с. 39.
  16. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики М., Юнити 2004.- 430 с.
  17. Основы рыночной экономики / Под ред. В.В. Селезнева. М. Эко 2006.-430 с.
  18. Основы экономической теории., под ред. Николенко Ю.В. . М., Приор - 2008.- 430 с.
  19. Попов А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006 – 567 с.
  20. Попов Г. Об экономическом кризисе 2008 года // Вопросы экономики — 2008 — 12. — С. 115.
  21. Россия в глобализирующемся мире: модернизация российской экономики /Под ред. акад. Д.С. Львова, М. : Наука, 2009. - 284 с.
  22. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. - 115 с.
  23. Фадеев В.А. - Теневая экономическая деятельность в сфере предпринимательства и ее детерминанты //Проблемы современной экономики №1 (29), 2009, с. 23
  24. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» под редакцией А.С. Булатова, – М.: Бек, 2007. - 532 с.
  25. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Добрынина А.И., Тарасевич Л.С. – СПб.: Питер, 2005. -514 с.
  26. Экономический словарь / Под. Ред. А.И. Архипова. М., Приор 2005. - 489 с.
  27. Экономика переходного периода. Под ред. Красникова Е.В. М.: Омега-Л, 2005. - 296 с.
  28. Экономическая теория (Экономика). Ч. 1, 5. Переходная экономика. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. / Под ред. Еремина Ю.В.– М.: МГТА, 2003г. – 112 с.
  29. Экономическая теория. Экспресс-курс: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. М.: КНОРУС, 2005. 608с.
  30. Экономическая теория. Учебное пособие / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА – М, 2005.- 672с.
  31. http://www.budgetrf.ru/Publications/Education/distant/publfinance 2003_// журнал Российское предпринимательство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Механизм и  условия функционирование рыночной системы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Способы, методы и инструменты  государственного регулирования рыночной инфраструктуры[6, с. 45]

 




 





 


 

 



 




 

 


Информация о работе Проблемы развития Российской модели рыночной экономики