Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 15:08, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой проблемы предопределили выбор темы, цели и задач исследования.
Цели исследования состоят в изучении роли и функций государства в переходной экономике.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- исследовать понятие и взаимосвязь экономических агентов в рыночной экономике и роль государства как экономического агента
- выявить модели государственной политики при переходных процессах в экономике;
- проанализировать причины необходимости государственного вмешательства в экономику и роль государства в переходной экономике;
- определить проблемы государственного регулирования экономики в России и пути решения этих проблем.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АГЕНТ 5
1.1 Взаимодействия между экономическими агентами 5
1.2 Модели государственной политики при переходных процессах в экономике 10
ГЛАВА 2.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 14
2.1 Причины необходимости государственного вмешательства в экономику 14
2.2 Роль государства в современной экономической системе 17
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ 22
3.1 Проблемы развития Российской модели рыночной экономики 22
3.2 Пути решения проблем рыночной экономики в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Предпринимаемые в последнее время в нашей стране меры по поддержке среднего и особенно малого предпринимательства носят до сих пор точечный и несистемный характер, обеспечивающий лишь частичное решение проблем.
Поддержка инноваций,
малого и среднего бизнеса, улучшение
условий для
Как было сказано выше, в нашей стране постоянно растет имущественный разрыв между богатыми и бедными (бедных большинство) что приводит к торможению экономического роста. Первоначальный разрыв в доходах населения был спровоцирован ваучерной приватизацией, которая была призвана создать видимость равного участия всех граждан в дележе созданной трудом всего населения страны государственной собственности. В российских условиях такой подход привел к явно негативным последствиям долговременного характера – сосредоточению богатства в руках небольшой прослойки и порождению бедности в массе, что обязывает государство закладывать в бюджет огромные суммы на социальную помощь малоимущим гражданам. А к таковым в нашей стране могут относиться даже работающие высококвалифицированные учителя, имеющие 2 детей.
На наш взгляд необходимо увеличить официально принятый у нас в стране минимальный размер оплаты труда (сейчас он равен 4330 рублей). В другом случае население ожидает минимальный размер пенсий, минимальные размеры оплаты больничных, минимальные размеры оплаты декретных и очередных отпусков. Это значит, покупательная способность граждан будет равна нулю, что грозит экономике страны развалом. Так массовая бедность населения влияет на экономику, что трактует одно из направлений экономической теории – кейнсианство. Выход один – повышение благосостояния и покупательной способности граждан – что должно отразиться в законотворчестве государства.
Для своего нормального функционирования рыночная экономика нуждается в поддержке государства и эффективной деятельности некоррумпированных органов власти — судов, милиции, налоговой службы, таможни и т. д. Отстраненность государства от этого процесса, как это было в России в период начала перестройки и приватизации, ведет к катастрофическим последствиям.
В целях борьбы с коррупцией в настоящее время в России проводится административная реформа в России. Президентом России была поставлена четкая задача - ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить чрезмерное регулирование, сократить функции госорганов. Для этого была проведена полная инвентаризация функций министерств и ведомств. Выяснилось, что более трети функций и полномочий в разных госучреждениях являются ненужными или дублируют друг друга. Ранее функции управления государственным имуществом, оказания государственных услуг, регулирование экономической деятельности, принятие политических решений, надзор и контроль - все находилось в одних руках. В результате доходило до курьезных ситуаций, что жалобы на действия чиновника порой рассматривал именно тот, на кого жаловались.
Таким образом, исключив дублирование и создав структуры, ответственные за четко очерченный фронт работ, стало возможным контролировать качество государственных услуг в Москве. Однако процесс административного реформирования в регионах страны сильно отстает от аналогичных процессов в Москве. Так, в Москве, в рамках антикоррупционной политики государства, уже 5-6 лет функционирует служба «Одного окна».
Принцип «одного окна» при предоставлении государственных услуг предусматривает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг. Заявитель обращается в службу однократно, а все необходимые справки запрашивают сотрудники «Одного окна» электронно из баз данных. Основными целями реализации принципа «одного окна» являются [15, С. 167]:
Однако шаги по внедрению принципа «одного окна» в различных регионах России начинают внедряться только сейчас с опозданием на 5-6 лет.
Необходимо продолжить работу по упрощению и сокращению сроков предоставления государственных услуг связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регистрацией прав на недвижимое имущество, и других услуг в сфере экономической деятельности.
Такая антикоррупционная работа создаст условия, препятствующие расширению теневой экономики, и будет способствовать возврату отвлеченных в нее финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической деятельности.
Необходимо снижать формы прямого вмешательства государства в экономику и наоборот осуществлять расширение форм косвенного вмешательства государства в экономику, через фискальную и денежно-кредитную политику через налоги, акцизы, дотации. К их числу относят установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, поскольку для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологические проблемы, что не является исключением и для России. Для их решения необходимо резко ужесточить ограничения на вредные выбросы, значительно повысить налоги на производите лей, использующих экологически опасные технологии, и т. п. Однако производители в массе своей технологически не готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним эффектом» Поэтому попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в значительное сокращение объема производства, что усилит экономический спад, характерный для начала переходного периода. Решение проблемы видится на путях постепенного ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за несколько лет объявленными очередными изменениями экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и т. п. Это позволило бы предприятиям заранее приспособиться к грядущим изменениям и отреагировать на них внедрением экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства.
Таким образом, можно утверждать, что в переходных экономических условиях лишь государство оказывается не только рычагом, но и главной хозяйственной силой, проводящей и осуществляющей основные экономические и социальные задачи по переустройству страны (модернизации экономики, приданию ей инновационного характера, созданию современной инфраструктуры, обеспечению социальной безопасности и социального благополучия и т.д.)» [15, С. 39].
Утверждать это позволяет опыт «шоковой терапии», который оказался пустой, ничем не подкрепленной декларацией для России 90-х годов и обернулся элементарной анархией, как результат простого устранения государства из экономической жизни и автоматического включения стихийных рыночных сил. Тогда в начальный период реформирования глубокого научного обоснования проводимых мероприятий не осуществлялось. Представители власти исходили из общих соображений — чем меньше государства, тем больше рынка и, убрав одно — получим в полной мере другое. Такая упрощенная оценка и обернулась анархией, поскольку для своего нормального функционирования рыночная экономика нуждается в поддержке государства.
Наиболее важными из нерешенных задач являются:
- активизация
инвестиционной деятельности, проведение
структурной перестройки
- поддержка
потенциально жизнеспособных
- перекрытие
каналов нелегальной утечки
- создание условий,
препятствующих расширению корр
В данной курсовой работе был рассмотрен вопрос роли государства в переходной экономике. В результате анализа учебной литературы, а также статей из периодической печати, посвященных опыту приватизации и переходу к рыночной системе в нашей стране, можно утверждать, что государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические отрасли).
Большой проблемой современной российской экономики является недобросовестность чиновников всех уровней и высокий показатель коррупции. Вследствие этого граждане страны перестают доверять своему государству, снижается предпринимательская активность, ухудшается социальная обстановка, из-за тяжёлой экономической обстановки государство не в состоянии выплачивать высокую заработную плату специалистам, работающим на бюджетных предприятиях, поэтому граждане не хотят работать в таких важных социальных сферах, как здравоохранение и образование.
Огромной проблемой стал процесс сращивания власти с мафиозными структурами. Корень этих проблем лежит в огромном бюрократическом аппарате, поэтому единственным способом решить эти проблемы является активное проведение административной реформы в рамках антикоррупционной политики государства
Экономическая политика должна проводиться государством косвенно посредством использования находящего в его распоряжении инструментария - через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, через налоги, акцизы, социальную работу, путем установления квот, норм, предельных наценок – как это было с лекарственными препаратами уже в 2010 году.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Механизм и условия функционирование рыночной системы
Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры[6, с. 45]
Информация о работе Проблемы развития Российской модели рыночной экономики