Проблемы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление проблем и перспектив развития фондового рынка в Республики Беларусь.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть тенденции развития и законодательно-правовую базу рынка ценных бумаг Республики Беларусь;
-изучить структуру рынка и виды ценных бумаг Республики Беларусь;
- рассмотреть тенденции развития фондового рынка за рубежом (на примере Германии);
- изучить структуру рынка и виды ценных бумаг Германии;
- определить характер государственного регулирования рынка ценных бумаг Германии

Содержание работы

Введение 3

1. Развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь 5
1.1 Законодательно-правовая база рынка ценных бумаг 5
1.2 Структура рынка ценных бумаг 8
2. Фондовый рынок Германии 18
2.1 Тенденции развития рынка ценных бумаг Германии
2.2 Структура рынка ценных бумаг
2.3 Виды ценных бумаг
3. Фондовый рынок Республики Беларусь: состояние, проблемы
и перспективы его развития 24
3.1 Основные факторы, сдерживающие развитие фондового рынка
Республики Беларусь 24
3.2 Основные диспропорции фондового рынка Беларуси 30
3.3 Основные направления по активизации развития фондового
рынка Республики Беларусь 31
3.4 Перспективы развития рынка корпоративных ценных бумаг
Республики Беларусь 34
Заключение 37
Список использованных источников 40

Файлы: 1 файл

Проблемы развития рынка ценных бумаг в РБ.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

3. Биржевой уровень представлен отделами по контролю за торговлей ценными бумагами, которые формируются на самой бирже. Члены отдела назначаются Cоветом биржи по предложению ее руководства и с согласия соответствующего учреждения по надзору за биржами. Oтдел по контролю за торговлей ценными бумагами осуществляет текущее наблюдение за операциями с ценными бумагами, а именно: собирает данные о биржевых операциях, контролирует правильность котировок, наблюдает за соблюдением биржевых обычаев и выполняет ряд других функций.

4. Банковский уровень представлен отделами по контролю за операциями с ценными бумагами. Основной функцией таких отделов является управление потоками информации и надзор за надлежащим поведением служащих, занятых операциями с ценными бумагами. Контрольные службы уже созданы в крупных коммерческих банках Deutsche Bank, Deadener Bank, Kommerz Ваnk, создаются в небольших и средних немецких банках. Объектом контроля этих служб являются операции не только с ценными бумагами, но и с валютой, драгоценными металлами, производными финансовыми инструментами. Контроль осуществляется путем отслеживания состояния личных счетов сотрудников и счетов, переданных сотрудниками в траст (текущих и счета депо). Для контроля за распространением информации и надзора, за деятельностью собственных сотрудников коммерческие банки используют различныe инструменты: создание реестров - списков ценных бумаг, информация по которым подлежит особому контролю, и зон доверия - ограничения хождения информации по банку. За информацией по ценным бумагам, внесенным в реестр, осуществляется жесткий контроль. На них могут быть наложены ограничения для пресечения и ненадлежащегo использования закрытой информации. Выделяют реестр отслеживания - закрытый для большинства сотpудников список ценных бумаг, о котором в банке имеется информация, способная повлиять на их курсы и создать конфликт в банке. Cтoп-рeecтp - открытый список ценных бумаг, на операции с которыми коммерческий банк налагает ограничения. Зоны доверия служат инструментом контроля. Контрольная служба осуществляет надзор за тем, чтобы работники функциональных подразделений банка сохраняли конфиденциальность информации при совершении операций с ценными бумагами. В настоящее время в Германии сложилась многозвенная система регулирования фондового рынка. Традиционно контроль за соблюдением честных правил торговли осуществляется специальными подразделениями в министерствах экономики федеральных земель, где находится та или иная биржа. Надзором за соблюдением банкам (а сейчас - и небанковским  компаниями), требований по размеру капитала, структуре активов и пассивов занимается Надзорное управление за кредитными учреждениями, подчиненное Министерству финансов. Если до 1994г. в ФРГ не было даже Комиссии по рынку ценных бумаг, то сейчас действует федеральная Комиссия по ценным бумагам осуществляющая общий контроль за соблюдением законодательства по ценным бумагам, в первую очередь за раскрытием информации эмитентами и соблюдением норм по запрету инсайдерских сделок.[25,с.21]

 

 

3. Фондовый рынок Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития

 

3.1 Основные факторы, сдерживающие развитие фондового рынка

Республики Беларусь

 

Фондовый рынок является одним из ключевых механизмов привлечения  денежных ресурсов для инвестирования, модернизации экономики, стимулирования роста производства. Однако, несмотря на проведение ряда мероприятий и определенные изменения в функционировании этого рынка в стране, произошедшие за последние десять лет, он по-прежнему не выполняет свою основную функцию, т.е. не обеспечивает перераспределение денежных ресурсов в реальный сектор на удовлетворение потребностей в инвестициях, формирование рыночной опенки бизнеса. Вместо этого сформировался очень небольшой фондовый рынок, который практически не оказывающий влияния на развитие экономики. По данным международных финансовых организации (являющихся одним из важнейших источников информации для потенциальных иностранных инвесторов), фондовый рынок Республики Беларусь наряду с существующими в нескольких слаборазвитых африканских государствах находится вне какой-либо категории и вообще не имеет количественной оценки [6, с.79].

Основными показателями, характеризующими степень развития фондового рынка (а также уровень развитости акционерною капитала) в той или иной стране, являются капитализация рынка акции (совокупная курсовая стоимость всех выпущенных акций компаний, имеющих регулярную котировку), ее доля в ВВП и оборот по сделкам с акциями. Показатель «капитализация/ВВП» у развитых рынков составляет 60% и выше, у развивающихся - 30-40%. К примеру, в 2007 г. в Российской Федерации он превысил 100%. Отсутствие в Беларуси компаний, имеющих значимые показатели регулярной рыночной кодировки, не позволяет рассчитать уровень капитализации рынка акций в стране и вообще говорить о наличии фондового рынка как полноценного института. В отчете Департамента но ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь за 2007 г. указывается, что у нас можно рассчитать уровень капитализации первичного рынка акций, под которой в данном случае подразумевается объем эмиссии на сумму 16,75 трлн. бел. руб. или около 17% от ВВП [14, с.6].

Таким образом, несмотря на неоднократные упоминания в ряде прогнозных и программных документов основных задач но развитию в стране фондового рынка, за последние десять лет не удалось существенным образом изменить положение в данной сфере. Причина этого в том, что при определении перспектив развития фондового рынка в недостаточно учитывается ряд факторов, оказывающих решающее влияние на основные характеристики данного рынка.

К числу важнейших  факторов, воздействующих на белорусский  фондовый рынок, относятся: тип экономической  системы, структура собственности, экономическая политика государства, а также существующий уровень развития рынка и накопленные диспропорции.

Тип экономической системы. Фондовый рынок основывается на свободных решениях инвесторов и эмитентов о размещении временно свободных денежных средств и привлечении финансовых ресурсов. Поэтому чем выше показатели функционирования рыночной экономики в той или иной стране и экономической свободы, тем больше возможностей для развития в ней фондового рынка. В условиях централизованной экономики фондовый рынок может существовать лишь как рынок государственных займов. Достичь в его становлении уровня экономически развитых стран задача достаточно сложная. Проведенные исследования показывают, что чем выше доля материальных и денежных ресурсов, распределяемых централизованно (бюджет, субсидированные кредиты и др.), чем больше доля государства в национальном богатстве, тем ниже роль основных рынков, в особенности фондового рынока, меньше объемы последнего, проще его структура. И наоборот, чем меньше степень вмешательства государства в экономику (в том числе и через его участие в акционерном капитале), тем больше объем фондового рынка и насыщенность хозяйственного оборота ценными бумагами. При доле правительства во внутреннем кредите, превышающей 25%. вероятность того, что капитализация рынка акций достигнет 40%, очень невелика [17, с.2].

На фондовый рынок  отрицательно влияет высокая степень не только вмешательства государства в экономику, но и ее закрытость в финансовой сфере, которая означает жесткие ограничения: в движении капитанов, на участие иностранных инвесторов в операциях на внутреннем рынке, обращение отечественных финансовых инструментов на иностранных рынках, в области конвертируемости валюты. К закрытым относится, к примеру, экономика Ирана, где показатель «капитализация/ВВП» составляет чуть более 10%, а рынок облигаций (в исламе процент запрещен) и массовые розничные инвесторы практически отсутствуют. Это так называемый фундаменталистский подход - ориентация на особый национальный путь развития, закрытость экономики, сильную роль государства.

Существует также тесная связь между уровнем политической и социальной стабильности государства, с одной стороны, и степенью доверия инвесторов, а также развитием фондового рынка - с другой. Считается, например, что именно политическая стабильность стала важнейшим фактором успехов Китая в привлечении прямых иностранных инвестиций.

Таким образом, будущее  развитие фондового рынка в стране зависит от того, какой социально-экономической  модели будет придерживаться общество. При сохранении высокой степени  огосударствления экономики, слишком  большой доле центрального банка в перераспределении денежных средств фондовый рынок нс будет иметь необходимых условий для развития.

Структура собственности также влияет на состояние и основные характеристики фондового рынка Беларуси: при более сложной и диверсифицированной он более развит. Особенно важное значение имеет структура акционерного капитала. Собственность, если она принадлежит единому держателю, например государству, или является объединенной в крупные доли, определяет сжатый и упрощенный характер фондового рынка. Концентрация собственности в крупных и контрольных пакетах приводит к тому, что свободной для обращения является лишь незначительная часть акционерного капитала, осуществляются только одиночные сделки блоками.

Доля собственности, непосредственно  контролируемой государством в экономике (т.е. республиканской, коммунальной, АО с долей государства более 50%), чрезвычайно высока и достигает почти 80%. Удельный вес акционерной среди прочих составляет около 17%, а АО с долей государства менее 50% -всего 4% [6, с.81].

В структуре акционерных  обществ доля тех, в которых государственные  пакеты превышают 50%. - более 75%. Это свидетельствует  что на большинстве АО республики контрольные пакеты принадлежат государству и до тех пор, пока его доля не будет уменьшена, акции предприятий на публичном фондовом рынке обращаться не будут. Крупные собственники, как показывает мировой опыт, не заинтересованы в дополнительных выпусках, в размещении акций среди мелких и институциональных инвесторов. Таким образом, для страны характерна «оптовая» структура собственности, следствием чего является отсутствие массового предложения белорусских акций па фондовом рынке в настоящее время, не будет его и в перспективе. Акции заморожены у государства, не поступают на массовые рынки, поскольку пригодны только для одиночных сделок крупными партиями. Население отделено от организованных рынков, практически отсутствуют институциональные инвесторы, иностранные акционеры. Доля иностранной собственности и смешанной с иностранным участием, несмотря па двукратное ее увеличение в 2007 г. (прежде всего в связи с продажей акций Белтрансгаза) составляет всего 4% [8, с.11].

Тенденцию сохранения «оптовой»  структуры собственности нельзя считать присущей только Беларуси. Она свойственна многим странам, прежде всего с переходной экономикой, и приводит к тому, что фондовые рынки у них носят преимущественно долговой характер (в отраслевой структуре ценных бумаг преобладают корпоративные облигации). Для сравнения приведем данные о структуре акционерной собственности в Чехии. Венгрии и Польше (см. таблицу 2.1).

 

Таблица 2.1 - Контролирующие акционеры в компаниях стран  Восточной Европы

 

Страна

Всего компа-ний, %

В том числе  имеют основных акционеров, % от числе  компаний

Иностран-ные  лица

Инвести-ционные  фонды

Нефинан-совые компании

Государство

Менедж-мент

Населе-ние

Чехия

100

18,6

39,5

11,6

14,0

9,3

7,0

Венгрия

100

39,1

-

4,4

15,2

32,8

4,4

Польша

100

16,7

-

33.4

16,7

16,7

-


Источник: [6, с.82]

 

Негативным у нас  является также то, что менеджеры  не владеют акциями своих предприятий. До тех пор, пока не будет сформирована более выгодная для них структура собственности, они не будут заинтересованы в выводе своих акционерных обществ на фондовый рынок.

Экономическая политика государства прямо влияет на развитие рынка ценных бумаг и отдельных его сегментов. К примеру, слишком жесткая налоговая и денежная политика, отсутствие налоговых стимулов, поддерживающих интерес к вложению в ценные бумаги, неправильное применение процентной политики могут обусловить значительные нарушения в структуре рынка. Недостатки в инвестиционной политике способны привести к масштабному сужению фондового рынка: чем выше дефицит инвестиций в экономике, тем уже рынок. Вызовом сегодняшнего дня для нашей страны является острый дефицит инвестиций для модернизации экономики. И именно фондового рынка мог бы стать важнейшим инструментом привлечения внутренних и иностранных вложений, формирующих спрос на инвестиционные цепные бумаги и следовательно, прямо влияющих на характеристики фондового рынка.

Практически во всех постсоциалистических странах последовательно проводилась либерализация последнего, осуществлялся упрощенный доступ на него нерезидентов и резидентов. Это касалось доступа к публичному обращению (не говоря уже о наличии такого обращения вообще и существовании в этих странах законов о публичном обращении ценных бумаг) новых выпусков ценных бумаг эмитентов, предоставления возможности резидентам приобретать иностранные ценные бумаги, увеличения лимитов выпуска пенных бумаг национальными эмитентами для обращения за рубежом. В результате первоначальное публичное размещение акций было довольно значительным. Акции многих крупных компаний большинства этих стран еще в середине девяностых годов являлись предметом купли-продажи на международном рынке и котировались в Нью-Йорке, Лондоне, на биржах Австрии и Германии [17, с.3].

Развитие фондового  рынка, таким образом, предполагает проведение инвестиционной политики, реально ориентированной на привлечение  долгосрочных прямых и портфельных  инвестиций, на создание нормальною инвестиционного климата, предполагающего максимальное снижение экономических (макроэкономических, институциональных) и политических рисков, административных барьеров, налоговой нагрузки и др. К примеру, нельзя добиться массового выхода инвесторов на рынок, если на формирование цен на бумаги влияют искусственные факторы и ни инвесторы, ни эмитенты не могут получить лучшую цену. Сегодня есть понимание необходимости привлечения белорусскими организациями инвестиций па зарубежных фондовых рынках путем выпуска еврооблигаций и депозитарных расписок на акции. Однако основным требованием допуска эмитента к иностранным инвестиционным ресурсам является наличие в свободном обороте не менее 25% его акций.

Информация о работе Проблемы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь