Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:52, курсовая работа
Целью данной работы является выявление проблем и перспектив развития фондового рынка в Республики Беларусь.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть тенденции развития и законодательно-правовую базу рынка ценных бумаг Республики Беларусь;
-изучить структуру рынка и виды ценных бумаг Республики Беларусь;
- рассмотреть тенденции развития фондового рынка за рубежом (на примере Германии);
- изучить структуру рынка и виды ценных бумаг Германии;
- определить характер государственного регулирования рынка ценных бумаг Германии
Введение 3
1. Развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь 5
1.1 Законодательно-правовая база рынка ценных бумаг 5
1.2 Структура рынка ценных бумаг 8
2. Фондовый рынок Германии 18
2.1 Тенденции развития рынка ценных бумаг Германии
2.2 Структура рынка ценных бумаг
2.3 Виды ценных бумаг
3. Фондовый рынок Республики Беларусь: состояние, проблемы
и перспективы его развития 24
3.1 Основные факторы, сдерживающие развитие фондового рынка
Республики Беларусь 24
3.2 Основные диспропорции фондового рынка Беларуси 30
3.3 Основные направления по активизации развития фондового
рынка Республики Беларусь 31
3.4 Перспективы развития рынка корпоративных ценных бумаг
Республики Беларусь 34
Заключение 37
Список использованных источников 40
Существующая сегодня в Республике Беларусь налоговая политика также не способствует развитию фондового рынка. Речь идет , прежде всего о налогообложении доходов акционерных обществ, полученных при размещении ими акций по цене выше номинальной стоимости, а также доходов, полученных юридическими и физическими лицами от операций с акциями. Мировой опыт свидетельствует: фондовые рынки, как источник инвестиций, всегда и везде имеют огромные налоговые льготы. В условиях кризиса, дефицита инвестиций и высоких рисков создание налоговых стимулов, компенсирующих эти риски, являются одним из наиболее эффективных инструментов побуждения инвесторов к вложению сбережений в акции и облигации.
Доказательством того, что ряд вопросов, связанных с налогообложением на фондовом рынке, не решены, является увеличение уставного фонда некоторых белорусских банков, в том числе ОАО «Приорбанк», ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)». Действующее законодательство предусматривает при увеличении уставного фонда банков путем дополнительного выпуска и размещения акций через их продажу выше номинальной стоимости налогообложение полученного эмиссионного дохода по ставке 24% (как внереализационные расходы). Проведение подобных операций в прошлом году фактически стало возможным только в результате принятия Главой государства специальных решений, устранявших налогообложение полученного эмиссионного дохода в данных случаях [6, с.83].
Таким образом, в результате длительного воздействия вышеназванных факторов в республике сложился незначительный фондовый рынок, характеризующийся рядом серьезных диспропорций и неспособный решать стоящие сегодня перед экономикой задачи. Ряд действий, предпринятых в последние десять лет основным регулирующим органом этого рынка, а также мероприятия в рамках ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» создали хорошие предпосылки для развития фондового рынка (наличие нормативно-правовой базы, системы биржевых торгов и внебиржевого обращения, формирование двухуровневой депозитарной системы и др.). Однако при всей их прогрессивной направленности сами по себе они не могут преодолеть существующие недостаки рынка, устранить имеющиеся диспропорции, поскольку основные факторы, определяющие возможности развития РЦБ. являются внешними по отношению к нему.
3.2 Основные диспропорции фондового рынка Беларуси
Основными диспропорциями фондового рынка Беларуси в настоящее время являются следующие :
1) Преобладание первичного
размещения пенных бумаг при
неразвитости вторичного, а также
внебиржевых сделок по
2) Неразвитая, крайне
упрошенная структура
3) Несоответствие структуры
участников белорусского
Таким образом, для формирования в стране полноценного, ликвидного и эффективного фондового рынка необходимо прежде всего воздействие на вышеназванные факторы, оказывающие решающее, долгосрочное влияние на данный институт. Следует выработать стратегии развития, основанные на корректировании этих факторов с целью изменения структуры фондового рынка и его долгосрочных перспектив.
3.3 Основные направления по активизации развития фондового рынка
Республики Беларусь
Для развития нормального фондового рынка в Республике Беларусь требуется:
1) Занять четкую и
однозначную позицию в
Особое внимание хотелось
бы обратить на Декрет Президента Республики
Беларусь № 7 от 14 апреля 2008 г., который
предусматривает поэтапную
В целом можно согласиться со следующим мнением некоторых белорусских экономистов: в процессе последовательною улучшения инвестиционного климата в стране (этапным событием в нем стало получение благоприятного кредитного рейтинга) наступил момент, когда республика должна не откладывать решение вопросов вхождения в международную финансовую систему, в противном случае будет ограничиваться приток в страну иностранных инвестиций, что существенно затормозит экономическое развитие страны в ближайшие десятилетия. Развитию фондового рынка окажет содействие формирование благоприятных условий для роста присутствия на нем иностранных инвесторов, включая возможность признания лицензий профессиональных участников и их допуска к биржевым торгам, создание механизмов для унификации инфраструктуры с соответствующими зарубежными институтами.
Следует рассмотреть возможность продажи части акции ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» какой-либо из крупных биржевых групп, что позволит белорусским предприятиям получить доступ к дополнительным инвестициям, повысить доверие иностранных инвесторов к республиканскому организованному рынку, использовать для повышения его эффективности технологии и опыт нового акционера.
2) Снизить долю государства в структуре собственности, особенно в акционерном капитале. От проведения разовых сделок по реализации пакетов акций следует перейти к комплексу мероприятий по преобразованию республиканских и коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества (количество АО в стране сокращается третий год подряд). Для организаций, не имеющих стратегического значения, нужно предусмотреть меры по продаже части пакетов акций, принадлежащих государству, частным инвесторам, физическим лицам, в том числе нерезидентам. В связи с этим следует дополнительно проработать возможности и механизмы для публичного размещения акций белорусских предприятий. Изменения структуры собственности можно осуществлять также за счет применения существующих в международной практике схем мотивации менеджеров белорусских предприятий, в частности посредством использования опционных программ, суть которых заключается в том, что компания передает или продает менеджеру пакет собственных акций, в результате чего он становится одним из собственников, который заинтересован в росте рыночной стоимости компании [6, с.87].
3) Сформировать в целях
создания нормального спроса
на фондовом рынке, ликвидации
существующих здесь
4) Освободить доходы
акционерных обществ,
В заключение хотелось бы отметить, что приведенные рекомендации включают далеко не все мероприятия, которые необходимы для изменения ситуации, сложившейся на нашем рынке цепных бумаг. Однако вышеназванные меры, являются определяющими, без них все остальные не позволят добиться превращения отечественного фондового рынка в полноценный институт, позволяющий решать важнейшие задачи современного экономического развития.
3.4 Перспективы развития рынка корпоративных ценных бумаг
Республики Беларусь
Последние 10 лет внутренний рынок корпоративных ценных бумаг в нашей стране был надежно «законсервирован» целой системой нормативных запретов и жестких ограничений, неадекватным налогообложением доходов от операций с негосударственными ценными бумагами. Едва ли не единственным оборотным финансовым инструментом являлась государственная облигация. В государственной экономике находилось место лишь государственным ценным бумагам. Министерство финансов Беларуси более 10 лет было фактическим монополистом на внутреннем рынке оптовых заимствований, следствием чего стала постепенная деградация этого сектора финансового рынка, потеря ликвидности и сокращение числа инвесторов, участвующих в операциях с гособлигациями. Ежемесячные обороты республиканского рынка акций были сопоставимы с оборотами среднего продовольственного магазина районного масштаба, а количество профессиональных участников рынка ценных бумаг за последние 5 лет снизилось в 3 раза.
Программой развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 гг., утвержденной лишь в конце января текущего года, предусмотрен довольно консервативный и неспешный порядок изменения регулятивных правил на внутреннем фондовом рынке [4]. Поэтому для многих участников рынка стал неожиданным «букет» нормативных актов Главы государства, оперативно принятых в развитие Программы, а именно: декреты Президента Республики Беларусь от 20.03.2008 № 5 и от 14.04.2008 № 7 (далее — Декрет № 7) и Указ Президента Республики Беларусь от 03.04.2008 № 194.
В целях расширения практики использования инструментов рынка ценных бумаг для привлечения инвестиций предприятиями реального сектора экономики Указом Президента Республики Беларусь № 194 «О внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277» (далее - Указ) предусмотрено внедрение на рынке корпоративных ценных бумаг нового финансового инструмента - биржевых облигаций [3].
Биржевые облигации представляют собой бездокументарные краткосрочные облигации юридических лиц, номинированные в белорусских рублях, размещение и обращение которых осуществляется на организованном (биржевом) рынке, что делает рынок биржевых облигаций прозрачным и способствует снижению риска манипулирования ценами.
Установленные Указом требования к эмитентам биржевых облигаций позволяют значительно снизить для инвесторов риск неисполнения обязательств, оформленных в виде биржевых облигаций, а также способствуют активизации биржевого сегмента рынка ценных бумаг, не допускают выпуск биржевых облигаций субъектами хозяйствования в целях покрытия убытков за прошлые периоды.
Выпуск биржевых облигаций осуществляется без регистрации выпуска облигаций в Государственном реестре ценных бумаг. Кроме того, биржевые облигации выпускаются без обеспечения исполнения обязательств по ним.
Упрощенный порядок выпуска биржевых облигаций позволит предприятиям привлекать ресурсы с меньшими временными и финансовыми затратами, что значительно повышает оперативность привлечения необходимого объема краткосрочных инвестиций [7, с.40].
Однако для того, чтобы рынок ценных бумаг заработал и стал выполнять свойственные ему функции по привлечению инвестиций, мало разработанных документов, о которых сказано выше. Главное - заинтересованность в использовании ценных бумаг самих эмитентов.
Декретом Президента Республики Беларусь от 20.03.2008 № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43» (далее - Декрет), который вступил в силу с 1 апреля 2008 г. установлено снижение ставки налога на доходы от операций с ценными бумагами (до настоящего времени - 40 %) и установление ее на уровне 24 % [2].
Информация о работе Проблемы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь