Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 01:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии вопроса проблем развития товарного рынка Республики Беларусь.
Для реализации данной цели следует решить следующие задачи:
1. Изучить основные характеристики товарного рынка, его элементы и структуру;
2. Проанализировать состояние товарного рынка Республики Беларусь;
3. Дать рекомендации по развитию товарного рынка Республики Беларусь, сравнить с тем, что за рубежом.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Изучение данной проблемы имеет большое значение, так как именно на товарном рынке происходит формирование совокупных спроса и предложения. При этом, спрос на товары предъявляют все макроэкономические агенты, в то время как предложение создают фирмы, основные производители товаров и услуг. Поскольку на этом рынке ведется обмен реальными ценностями, его также называют реальным рынком.
Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии вопроса проблем развития товарного рынка Республики Беларусь.
Для реализации данной цели следует решить следующие задачи:
1. Изучить основные
характеристики товарного
2. Проанализировать
состояние товарного рынка
3. Дать рекомендации по развитию товарного рынка Республики Беларусь, сравнить с тем, что за рубежом.
В результате возникновения
общественного разделения труда, частной
собственности на средства производства
и экономического отделения товаропроизводителей
Рынок — это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей.[1]
По объектам обмена рынки делятся:
Товарный рынок – это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров, и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.[2]
Составными элементами товарного рынка являются:
Достоинствами товарного рынка являются следующие:
1.1. Товарный рынок. Основные понятия
Рынок - это сложное и многогранное явление. Рыночные отношения существенно отличаются в разных странах по степени развития, особенности модификации, уровню зрелости, по историческим, социальным и другим признакам. Рынок понимается как сочетание спроса и предложения, или как место, где происходит покупка-продажа товаров. Такие определения отображает особенность рынка, которая лежит на поверхности явлений. Но они не обнаруживают глубинные свойства рынка как экономического феномена и не являются достаточно конструктивными, чтобы понять его роль в экономической системе.
Во-первых понятие "товарный рынок" - это лишь элемент общего понятия "рынок". Во-вторых, рынок - это совокупность экономических отношений между людьми в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация результатов человеческой деятельности. В таком аспекте рынок выступает как экономическая категория. В-третьих, рынок - это место, где происходит заключительное признание обществом труда, воплощенного в результаты деятельности.
Товарный рынок
представляет собой сложную социально-
Достоинствами товарного рынка являются:
Товарный рынок позволяет:
Таким образом, товарный рынок – это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров, и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.
1.2. Составные элементы товарного рынка
Составными элементами товарного рынка являются:
Товарное предложение представляет собой массу товаров, предназначенных для реализации. Основными источниками товарного предложения являются производство товаров в стране, товарные запасы, импортные закупки.
Спрос – это платежеспособная потребность населения страны. Спрос отличается от запроса (желания) на величину, способную быть оплаченной потребителями.
Цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости. Отклонение цены от стоимости обусловлено рядом факторов. Прежде всего, это стоимостное выражение денег. Оно зависит, во-первых, от стоимости золота как особого товара, с помощью которого выражается стоимость всех остальных товаров. Во-вторых, от количества денег в обращении, которые могут не соответствовать количеству замещаемому ими золота. Затем имеются различия в потребительной стоимости, качестве товаров. Сопоставление потребительских свойств товаров влияет на соотношение цены на отдельные товары, их виды и разновидности. Кроме того, условия реализации товара, вызванные изменением спроса и предложения, оказывают влияние на конъюнктурные колебания цен. Факторы, влияющие на формирование цены на товарном рынке, можно классифицировать на факторы I (цена производства товара, соотношение спроса и предложения, регулирование цен, состояние денежной сферы) и II (качество товара, объем поставки, условие платежа, франкирование цен, взаимоотношения между поставщиком и потребителем) порядка. [3, c.37-80]
Деятельность
любого товарного рынка
1.3. Классификация товарного рынка
Товарный рынок можно классифицировать по различным характеристикам. Одной из таких характеристик может быть географический признак, в соответствии с которым можно выделить рынки отдельных регионов, каждый из них может быть представлен в виде подсистемы рынков отдельных стран и их группировок. При данной классификации не выделяется товарный аспект. По сути, это совокупные рынки, объединяющие всю сумму отдельных товарных рынков.
В соответствии
с товарно-отраслевыми
Нефтепродукты относят к категории товаров, которые экономисты называют «совместной», т.е. какой-либо товар из этой категории невозможно получить, не произведя других.
Для каждого отдельного товарного рынка большое значение имеют его участники, выполняющие определенные функции. Например, участниками международного рынка нефти в настоящее время считаются:
Рисунок 1.1 - Товарно-отраслевая классификация товарного рынка.
В настоящее время цены на рынке нефти складываются за счет работы рыночных механизмов ценообразования. Индивидуальные интересы потребителей, стран ОПЕК (Организация стран — экспортёров нефти) и независимых производителей не могут повлиять на функционирование рынка, так как они сами находятся в зависимости от рынка. [2]
Нефтяная промышленность по-прежнему носит интернациональный характер, а большая часть нефти все еще продается на основе долговременных соглашений, но цены уже формируются на основе механизмов наличных сделок «спот» и определяются отдельно от каждой поставки. [9]
Компании в процессе работы научились минимизировать финансовый риск, связанный с нестабильностью цен, путем использования срочных (форвардных) товарных сделок, которые в настоящее время преобладают на рынке. Компаниям удается достигать получения прибыли за счет использования тех факторов, которые сложились в силу объективных обстоятельств, а именно:
В рынке сельскохозяйственных и лесных товаров можно выделить свои структурные подразделения, из которых особое место занимает рынок зерновых.[2]
Информация о работе Проблемы развития товарного рынка Республики Беларусь