Проблемы развития товарного рынка Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии вопроса проблем развития товарного рынка Республики Беларусь.
Для реализации данной цели следует решить следующие задачи:
1. Изучить основные характеристики товарного рынка, его элементы и структуру;
2. Проанализировать состояние товарного рынка Республики Беларусь;
3. Дать рекомендации по развитию товарного рынка Республики Беларусь, сравнить с тем, что за рубежом.

Файлы: 1 файл

Курсовая - Проблемы развития товарного рынка РБ.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение данной проблемы имеет большое значение, так как именно на товарном рынке происходит формирование совокупных спроса и предложения. При этом, спрос на товары предъявляют все макроэкономические агенты, в то время как предложение создают фирмы, основные производители товаров и услуг. Поскольку на этом рынке ведется обмен реальными ценностями, его также называют реальным рынком.

Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии  вопроса проблем развития товарного рынка Республики Беларусь.

Для реализации данной цели следует решить следующие  задачи:

1. Изучить основные  характеристики товарного рынка,  его элементы и структуру; 

2. Проанализировать  состояние товарного рынка Республики Беларусь;

3. Дать рекомендации  по развитию товарного рынка  Республики Беларусь, сравнить с  тем, что за рубежом. 

В результате возникновения  общественного разделения труда, частной  собственности на средства производства и экономического отделения товаропроизводителей, общественное производство приобретает товарную форму. На определенном этапе развития (капитализм) эта товарная форма становится господствующей, а товарно-денежные отношения начинают опосредствовать практически все отношения общества. Экономика, в которой товарно-денежные отношения господствуют, в литературе получила название "рыночной экономики". Ключевым элементом конструкции "рыночной экономики" является рынок.

Рынок — это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей.[1]

По объектам обмена рынки делятся:

  1. рынки средств производства
  2. рынок товаров и услуг
  3. финансовый
  4. рынок интеллектуальной собственности

Товарный рынок – это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров, и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.[2]

Составными  элементами товарного рынка являются:

  1. товарное предложение;
  2. спрос населения;
  3. цена товара.

Достоинствами товарного рынка являются следующие:

  1. обеспечение интересов производителей и потребителей;
  2. заинтересование производителей в удовлетворение потребностей;
  3. препятствует монополии в производстве и обращении товаров;
  4. освобождает экономику от товарного дефицита;
  5. расширяет возможности субъектов предпринимательской деятельности;
  6. эффективнее других хозяйственных систем решает проблемы экономики.[3]

 

ГЛАВА 1.

ТОВАРНЫЙ  РЫНОК

1.1. Товарный рынок. Основные понятия

Рынок - это сложное  и многогранное явление. Рыночные отношения  существенно отличаются в разных странах по степени развития, особенности  модификации, уровню зрелости, по историческим, социальным и другим признакам. Рынок понимается как сочетание спроса и предложения, или как место, где происходит покупка-продажа товаров. Такие определения отображает особенность рынка, которая лежит на поверхности явлений. Но они не обнаруживают глубинные свойства рынка как экономического феномена и не являются достаточно конструктивными, чтобы понять его роль в экономической системе.

Во-первых понятие "товарный рынок" - это лишь элемент  общего понятия "рынок". Во-вторых, рынок - это совокупность экономических отношений между людьми в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация результатов человеческой деятельности. В таком аспекте рынок выступает как экономическая категория. В-третьих, рынок - это место, где происходит заключительное признание обществом труда, воплощенного в результаты деятельности.

Товарный рынок  представляет собой сложную социально-экономическую  категорию, сущность которой раскрывается наиболее полно, если рассматривать  рынок в различных аспектах его проявления. Во-первых, рынок выступает как сфера товарного обмена. Во-вторых, представляет собой хозяйственную деятельность, систему организационно-экономических действий, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю. Такие действия связаны, например, с развитием конкретного хозяйственного механизма производства и реализации товаров, форм и методов продажи, управленческим решением по сбыту, проведением рекламы товаров, изучением и формированием спроса у населения.

Достоинствами товарного рынка являются:

  1. обеспечение интересов производителей и потребителей;
  2. заинтересованность производителей в удовлетворение потребностей;
  3. препятствует монополии в производстве и обращении товаров;
  4. освобождает экономику от товарного дефицита;
  5. расширяет возможности субъектов предпринимательской деятельности;
  6. эффективнее других хоз. систем решает проблемы экономики.

Товарный рынок  позволяет:

  1. следить за изменением спроса и приспосабливаться к нему;
  2. побуждать производителей к выпуску новых товаров;
  3. расширять и совершенствовать коммунал-хоз. связи;
  4. рационально направлять товарный поток от производителя к потребителю;
  5. хранить товарные запасы;
  6. предоставлять услуги.

Таким образом, товарный рынок – это сфера  товарного обмена, где проявляются  отношения по поводу купли-продажи товаров, и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.

1.2. Составные  элементы товарного рынка

Составными  элементами товарного рынка являются:

  • товарное предложение;
  • спрос населения;
  • цена товара.

Товарное предложение представляет собой массу товаров, предназначенных для реализации. Основными источниками товарного предложения являются производство товаров в стране, товарные запасы, импортные закупки.

Спрос – это платежеспособная потребность населения страны. Спрос отличается от запроса (желания) на величину, способную быть оплаченной потребителями.

Цена  товара представляет собой денежное выражение его стоимости. Отклонение цены от стоимости обусловлено рядом факторов. Прежде всего, это стоимостное выражение денег. Оно зависит, во-первых, от стоимости золота как особого товара, с помощью которого выражается стоимость всех остальных товаров. Во-вторых, от количества денег в обращении, которые могут не соответствовать количеству замещаемому ими золота. Затем имеются различия в потребительной стоимости, качестве товаров. Сопоставление потребительских свойств товаров влияет на соотношение цены на отдельные товары, их виды и разновидности. Кроме того, условия реализации товара, вызванные изменением спроса и предложения, оказывают влияние на конъюнктурные колебания цен. Факторы, влияющие на формирование цены на товарном рынке, можно классифицировать на факторы I (цена производства товара, соотношение спроса и предложения, регулирование цен, состояние денежной сферы) и II (качество товара, объем поставки, условие платежа, франкирование цен, взаимоотношения между поставщиком и потребителем) порядка. [3, c.37-80]

Деятельность  любого товарного рынка характеризуется  основными показателями. К основным показателям функционирования товарного рынка можно отнести следующие:

  1. Емкость товарного рынка. Емкость рынка - это максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен.
  2. Динамика развития отдельных отраслевых товарных рынков страны, составляющих единый товарный рынок страны.
  3. Степень диверсифицированности товарного рынка. Под диверсифицированностью следует понимать степень охвата различными видами товарной продукции (по ассортименту и цене) с учетом географических, этнических и платежеспособных особенностей населения страны.
  4. Качество товара, реализуемое на рынке. Под качеством товара понимают совокупность свойств, присущих ему. В условиях ужесточения потребителей к нему предъявляются повышенные требования с учетом безопасности его потребления, соблюдения экологических норм, требований к упаковке, маркировке и обеспечению послепродажного обслуживания.
  5. Конкурентоспособность товаров на рынке. Под конкурентоспособностью товара понимают способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период. [2]

1.3. Классификация  товарного рынка

Товарный рынок  можно классифицировать по различным  характеристикам. Одной из таких  характеристик может быть географический признак, в соответствии с которым можно выделить рынки отдельных регионов, каждый из них может быть представлен в виде подсистемы рынков отдельных стран и их группировок. При данной классификации не выделяется товарный аспект. По сути, это совокупные рынки, объединяющие всю сумму отдельных товарных рынков.

В соответствии с товарно-отраслевыми признаками товарный рынок можно классифицировать на рынки готовых изделий, рынки  сырья и полуфабрикатов, рынки  услуг. Группы товарных рынков в дальнейшем могут быть разбиты до уровня рынка отдельного товара. Например, рынок промышленного сырья включает рынки железной, марганцевой, хромовой руд, стали, проката, стальных труб, никеля, платины, драгоценных металлов, алмазов, химикатов, пластмасс, химических волокон, медикаментов и т.д. В рынке топлива особое место занимает рынок нефти и нефтепродуктов, так как последние являются биржевым товаром и составляют предмет торгов через нефтяную товарную биржу.

Нефтепродукты относят к категории товаров, которые экономисты называют «совместной», т.е. какой-либо товар из этой категории невозможно получить, не произведя других.

Для каждого  отдельного товарного рынка большое  значение имеют его участники, выполняющие  определенные функции. Например, участниками  международного рынка нефти в  настоящее время считаются:

  1. нефтяные компании, занимающиеся разведкой, добычей, переработкой и продажей как сырой нефти, так и продуктов ее переработки. Кроме того, многие нефтяные компании освоили торговлю правами на нефть и нефтепродукты: фьючерсами, опционами, обменов фьючерсов на реальный товар;
  2. нефтеперерабатывающие заводы, выступающие в роли покупателей сырой нефти и продавцов (поставщиков) на рынок продуктов нефтепереработки;
  3. независимые торговые компании. Они работают как на реальном, так и на новых видах рынков;
  4. финансовые инвестиционные компании, банки, торговые дома, которые работают на новых видах рынков;
  5. инвесторы как частные, так и коллективные, работающие на новых видах рынков, стремящиеся получить выгоду от удачного вложения денег во фьючерсные и опционные контракты на нефть и нефтепродукты.

 

Рисунок 1.1 - Товарно-отраслевая классификация товарного рынка.

В настоящее  время цены на рынке нефти складываются за счет работы рыночных механизмов ценообразования. Индивидуальные интересы потребителей, стран ОПЕК (Организация стран — экспортёров нефти) и независимых производителей не могут повлиять на функционирование рынка, так как они сами находятся в зависимости от рынка. [2]

Нефтяная промышленность по-прежнему носит интернациональный  характер, а большая часть нефти все еще продается на основе долговременных соглашений, но цены уже формируются на основе механизмов наличных сделок «спот» и определяются отдельно от каждой поставки. [9]

Компании в  процессе работы научились минимизировать финансовый риск, связанный с нестабильностью цен, путем использования срочных (форвардных) товарных сделок, которые в настоящее время преобладают на рынке. Компаниям удается достигать получения прибыли за счет использования тех факторов, которые сложились в силу объективных обстоятельств, а именно:

  • подъем в торговле нефтью и нефтепродуктами;
  • развитие спот-рынков (и переход на спот-цены);
  • развитие на базе спот-рынков форвардной и фьючерсной торговли.

В рынке сельскохозяйственных и лесных товаров можно выделить свои структурные подразделения, из которых особое место занимает рынок зерновых.[2]

Информация о работе Проблемы развития товарного рынка Республики Беларусь