Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 01:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии вопроса проблем развития товарного рынка Республики Беларусь.
Для реализации данной цели следует решить следующие задачи:
1. Изучить основные характеристики товарного рынка, его элементы и структуру;
2. Проанализировать состояние товарного рынка Республики Беларусь;
3. Дать рекомендации по развитию товарного рынка Республики Беларусь, сравнить с тем, что за рубежом.
отмечается низкая приспосабливаемость к динамике мирового спроса. При этом конкурентоспособность большинства белорусских экспортных товаров согласно оценкам, сделанным Международным торговым центром ЮНКТАД, находится на уровне ниже среднемирового.
Согласно интегральному показателю конкурентоспособности торговли ЮНКДАТ, наиболее конкурентоспособной оказалась продукция химической промышленности, изделия из древесины и текстиль, а наименее – ИТК и бытовая электроника, неэлектронное оборудование, компоненты электронного оборудования, стандартные товары. При этом по данным товарам, а также по изделиям из древесины, транспорту, кожевенным изделиям с течением времени отмечается ухудшение интегрального показателя конкурентоспособности.
В то же время проводимая правительством политика не в полной мере соответствует задачам повышения конкурентоспособности белоруской продукции и развития новых сравнительных преимуществ. По-прежнему недостаточной является защита инвесторов, обременительна существующая система налогообложения, политика по привлечению прямых иностранных инвестиций неоптимальна и нуждается в улучшении, не только в связи с недостаточным объемом прямых иностранных инвестиций, но и отсутствием положительного влияния существующих фирм с иностранными инвестициями на отечественные предприятия. Свободные экономические зоны также не решили поставленных при их создании задач по увеличению экспортного потенциала, развитию новых и высоких технологий, импортозамещающих производств. [10]
В связи с этим необходимо:
− обеспечить стабильность макроэкономической обстановки (стабильность основных макроэкономических показателей), ускорить процесс приватизации, проводить дальнейшее улучшение состояние деловой среды и повысить ее предсказуемость
− улучшить институциональную среду для осуществления внешнеэкономической деятельности, проводить дальнейшую дебюрократизацию внешнеэкономической деятельности, в частности, значительно сократилось количество административных процедур, совершаемых государственными органами в сфере внешней торговли.
− сокращать налоговую нагрузку на предприятия и упрощать налоговое администрирование.
− улучшить качество инфраструктуры и повысить ее эффективность, особенно энергетического сектора, поскольку это напрямую оказывает влияние на издержки предприятий.
− следует пересмотреть политику по привлечению прямых иностранных инвестиций в сторону усиления ее направленности на стимулирование инвестиций, передающих опыт, технологии и ноу-хау; способствующих росту производительности отечественных предприятий; создающих новую платформу для экспорта. Для того, чтобы привлекать прямые иностранные инвестиции в сектора с высокой долей добавленной стоимости необходимо развивать и усиливать абсорбирующие возможности отечественных фирм, а также улучшать уровень развития финансовой системы, законодательной базы, защиты прав собственности, качество рабочей силы и т.д.
− следует тщательно рассмотреть целесообразность существования шести «свободных экономических зон.», поскольку создание более привлекательных условий для экономической деятельности должно быть руководящим принципом экономической политики в целом, и предоставление преференциальных условий только для резидентов свободных экономических зон не достаточно для достижения успеха в повышении конкурентоспособности страны.
Важной также является взаимоувязка политики создания свободных экономических зон с промышленной политикой и ее приоритетами.
Товарный рынок – это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров, и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.
Инфраструктура рынка выступает связующим звеном между основными его субъектами. Она представляет собой совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров.
Основными функциями инфраструктуры рынка являются:
а) доведение товара до непосредственного потребителя;
б) обеспечение обратной связи между производителем и потребителем;
в) перераспределение ресурсов между отраслями и внутри отраслей;
г) аккумуляция
временно свободных денежных средств,
регулирование денежного
Одной из основных проблем развития товарного рынка является низкая конкурентоспособность, что обусловлено старением технологий производства товаров. На производство ресурсов тратиться сырья намного больше, чем могло бы при совершенствовании технологий.
В последние годы структуре белорусского экспорта происходил ряд неблагоприятных изменений в первую очередь связанных с повышением его товарной концентрации и уменьшением диверсифицированности из-за сокращения количества и номенклатуры экспортируемых товаров, увеличения доли отдельных товаров в общем объеме их поставок на внешние рынки (например, нефтепродуктов). Это свидетельствует как об ослаблении экспортных позиций, так и о росте уязвимости экспорта от изменений, происходящих на мировых рынках ограниченного числа товаров (в случае Беларуси это нефтепродукты, калийные удобрения и черные металлы). Поэтому необходимо:
− обеспечить стабильность макроэкономической обстановки, ускорить процесс приватизации, проводить дальнейшее улучшение состояние деловой среды и повысить ее предсказуемость
− улучшить институциональную среду для осуществления внешнеэкономической деятельности, проводить дальнейшую дебюрократизацию внешнеэкономической деятельности, в частности, значительно сократилось количество административных процедур, совершаемых государственными органами в сфере внешней торговли.
− сокращать налоговую нагрузку на предприятия и упрощать налоговое администрирование.
− улучшить качество инфраструктуры и повысить ее эффективность, особенно энергетического сектора, поскольку это напрямую оказывает влияние на издержки предприятий.
− следует тщательно рассмотреть целесообразность существования шести «свободных экономических зон», поскольку создание более привлекательных условий для экономической деятельности должно быть руководящим принципом экономической политики в целом, и предоставление преференциальных условий только для резидентов СЭЗ не достаточно для достижения успеха в повышении конкурентоспособности страны.
1. Википедия. Свободная
энциклопедия.: [Электронный ресурс] / Рынок.
- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%
2. Бесплатный Форекс Сайт.: [Электронный ресурс] / Товарный
рынок. Режим доступа: http://forex2.info/book/
3. Дмитриев М.Н., Арженовский И.В., Кочетков И.И., Макарычева И.В. Макроэкономика: Учебное пособие. Нижний Новгород, 2003. – 139 c.;
4. Основы маркетинга.: [Электронный
ресурс]/ Рынок и конъюнктура. Режим доступа: http://www.bgak.unibel.by/ych_
5. Национальный статистический
комитет Республики Беларусь.:
[Электронный ресурс] / Республика Беларусь
в цифрах,
1995-2010 гг. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/
6. Бакалавр экономики.: [Электронный
ресурс]/ Предложение – Режим доступа: http://lib.vvsu.ru/books/
7. InvenTech.: [Электронный ресурс]
/ Цена и стоимость, их сущность и взаимосвязь
в рыночной экономике. Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/
8. Информационный бизнесс-портал.:[Электронный
ресурс]/ Потребительский спрос на рынке
благ. Режим доступа: http://www.market-pages.ru/
9. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др]. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.
10. Новая Евразия.: [Электронный
ресурс] / Повышение конкурентоспособности
внешней торговли беларуси. – Режим доступа: http://www.eurasia.by/upload/
11. Портал информационной
поддржки экспорта.: [Электронный
ресурс]/Коньюктура рынка. –
12. Деловая газета.:
[Электронный ресурс]/Экспорт
13. Новости Беларуси.
Белорусское телеграфное агентс
Информация о работе Проблемы развития товарного рынка Республики Беларусь