Проблемы развития товарного рынка Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии вопроса проблем развития товарного рынка Республики Беларусь.
Для реализации данной цели следует решить следующие задачи:
1. Изучить основные характеристики товарного рынка, его элементы и структуру;
2. Проанализировать состояние товарного рынка Республики Беларусь;
3. Дать рекомендации по развитию товарного рынка Республики Беларусь, сравнить с тем, что за рубежом.

Файлы: 1 файл

Курсовая - Проблемы развития товарного рынка РБ.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

Примечание – Источник: [5]

Из таблицы 2.2 следует, что производство мяса увеличилось к 2010 году до 745,5 тыс. т., колбасных изделий – 316,6, масла – 98,6, цельномолочной продукции – 1494, жирных сыров – 146,3, маргариновой продукции – 19,5, пищевой рыбной продукции – 76, растительного масла – 160,6, кондитерских изделий – 145,2, безалкогольных напитков – 39, водки и ликероводочных изделий – 15, 2, холодильников и морозильников – 1106, телевизоров – 446, стиральных машин – 273,8, велосипедов – 133, тканей всех видов – 435, трикотажных изделий – 64, чулочно-носочные изделия – 119, обувь – 13,1.

Спрос домашних хозяйств – один из основных элементов  на товарном рынке. Он представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение потребностей людей. В стоимостном выражении – это сумма денег, которая тратится населением на приобретение товаров и услуг.

 

Таблица 2.3 – Розничный товарооборот по областям и г. Минску

(в фактически  действовавших ценах; миллиардов  рублей)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Республика  Беларусь

25 230,4

31 061,8

38 168,3

50 650,7

54 735,6

68 135,6

Области:

           

Брестская

3 221,5

3 916,2

4 658,1

6 177,8

6 966,8

8 787,0

Витебская

2 890,9

3 639,5

4 349,7

5 761,4

6 464,7

8 108,2

Гомельская

3 287,5

3 867,0

4 683,5

6 211,9

6 576,8

8 153,5

Гродненская

2 843,0

3 427,5

4 082,9

5 351,9

5 920,4

7 433,7

г. Минск

7 349,7

9 065,0

11 696,0

15 088,3

16 072,4

19 624,5

Минская

3 168,1

3 927,3

4 836,8

6 839,1

7 498,0

9 378,0

Могилевская

2 469,7

3 219,3

3 861,3

5 220,3

5 236,5

6 650,7


Примечание – Источник: [5]

Из таблицы 2.3 следует, что к 2010 году товарооборот увеличился до 68135,6 миллиардов белорусских рублей. Основная его часть приходиться на город Минск – 19624,5 миллиардов белорусских рублей.

Таблица 2.4 – Розничный товарооборот на душу населения  
по областям и г. Минску (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Республика  Беларусь

120,8

118,1

115,4

119,6

103,4

115,7

Области:

           

Брестская

123,5

116,2

111,6

120,2

101,3

117,0

Продолжение таблицы 2.4

Витебская

121,8

122,7

113,6

120,2

103,8

117,9

Гомельская

118,5

113,0

113,5

118,9

102,6

115,5

Гродненская

126,5

117,0

113,1

119,8

103,2

116,5

г. Минск

117,1

116,4

118,8

114,5

101,9

112,4

Минская

118,9

120,1

116,2

128,2

108,7

117,3

Могилевская

123,7

124,0

113,1

121,9

102,4

118,1


Примечание – Источник: [5]

Из таблицы 2.4 следует, что во всех областях и городе Минске розничный товарооборот на душу населения увеличился (Брестская – 117,0 %, Витебская – 117,9 %, Гомельская – 115,5 %, Гродненская – 116,5 %, Минская – 117,3 %, Могилевская – 118,1 %, город Минск – 112,4 %)

Таблица 2.5 – Распределение розничного товарооборота по формам собственности (в процентах к итогу)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Розничный товарооборот - всего

100

100

100

100

100

100

в том числе  по формам собственности:

           

государственная

15,8

15,4

15,0

14,7

14,5

12,4

частная

81,9

81,5

81,9

81,9

81,9

82,6

из нее организаций  потребительской кооперации

9,7

9,9

9,7

9,5

9,8

9,4

иностранная

2,3

3,1

3,1

3,4

3,6

5,0


Примечание – Источник: [5]

Из таблицы 2.5 следует, что набольшим товарооборотом обладает частная собственность (82,6 %). К 2010 году товарооборот частной и иностранной форм собственности значительно увеличился по сравнению с 2005-2009 годами, государственной – уменьшился – 12,4 %.

Следующий элемент  – это цена. В самом общем  виде цена - это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Его характеристикой в условиях рыночной экономики является именно цена. Она отражает состояние рынка: спрос, предложение и т.д. Цена - активный инструмент организации структуры производства. [7]

Индекс потребительских  цен – один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. [8]

Таблица 2.6 – Индексы потребительских цен на основные продовольственные товары (в процентах к предыдущему году)

 

2006

2007

2008

2009

2010

Продукты питания 

106,7

110,1

119,7

114,3

108,9

говядина

108,4

111,4

118,6

119,9

109,4

свинина

106,2

108,6

121,3

116,6

106,1

мясо птицы

105,7

112,0

115,0

112,2

106,3

молоко

105,9

114,2

128,2

120,0

108,8

сметана

106,6

116,5

129,7

118,4

109,8

творог жирный

107,6

117,2

132,7

120,1

110,7

сыр твердый

103,0

108,6

123,7

109,3

110,1

яйца

103,1

109,1

113,1

117,2

109,5

масло животное

107,1

108,0

130,2

113,8

122,5

масло растительное

100,0

122,2

151,0

78,9

115,3

хлеб и хлебопродукты

104,0

108,1

116,9

113,2

105,2

Продолжение таблицы 2.6

сахар-песок

121,7

105,5

104,9

112,2

129,3

картофель

149,5

97,8

112,4

128,6

139,2

овощи и фрукты

110,0

115,5

124,5

109,1

115,2

алкогольные напитки

103,9

109,1

111,2

113,8

110,6


Примечание  – Источник: [5]

Из таблицы 2.6 следует, что индекс потребительских цен на 2010 год по сравнению с 2009 уменьшился на такие товары как говядина – 108,9 %, свинина – 106,1 %, мясо птицы – 106,3 %, молоко – 108,8 %, сметана – 109,8 %, творог жирный – 110,7 %, яйца – 109,5 %, хлеб и хлебопродукты – 105,2 %, алкогольные напитки – 110,6 %. Однако он увеличился на такие товары как сыр твердый – 110,1 %, масло животное – 122,5 %, масло растительное – 115,3 %, сахар – 129,3 %, картофель – 139,2 %, овощи и фрукты – 115,2 %.

Таблица 2.7 – Индексы потребительских цен на основные непродовольственные товары (в процентах к предыдущему году)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Одежда

102,2

101,6

102,0

102,4

107,4

104,3

Обувь

101,0

101,2

100,6

102,0

105,2

102,0

Ковры и ковровые изделия

109,3

103,0

102,3

102,9

108,9

101,0

Мебель

105,1

104,8

104,7

105,5

105,7

103,9

Бытовые электроприборы

105,1

102,3

102,6

103,5

106,6

103,4

Медикаменты

99,3

96,2

104,7

110,7

127,7

113,2

Табачные изделия

104,4

102,2

108,1

107,8

114,4

104,7

Автомобили  легковые

107,4

103,8

105,7

110,2

113,4

114,7


Примечание – Источник: [5]

Из таблицы 2.7 видно, что индекс цен снизился на большинство товаров (одежда – 104,3 %, обувь – 102,0 %, ковры – 101,0 %, мебель – 103,9 %, бытовые электроприборы – 103, 4 %, медикаменты – 113,2 %, табачные изделия 104, 7). Однако на легковые автомобили увеличился до 114,7 %.

Таблица 2.8 – Число объектов розничной торговой сети  
по областям и г. Минску (на конец года; единиц)

 

2006

2007

2008

2009

2010

Республика  Беларусь

35 428

36 061

41 016

43 355

45 657

Области:

         

Брестская

5 874

5 968

7 477

7 381

7 672

Витебская

5 228

5 164

5 555

6 350

6 703

Гомельская

5 136

5 302

5 992

6 376

6 597

Гродненская

4 551

4 825

5 220

5 363

5 678

г. Минск

4 062

4 086

4 199

4 464

4 927

Минская

5 754

5 862

6 675

7 362

7 758

Могилевская

4 823

4 854

5 898

6 059

6 322


Примечание  – Источник: [5]

Таблица 2.9 – Экспорт товаров Республики Беларусь по странам СНГ (миллионов долларов США)

 

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

8 608,8

11 221,4

14 360,2

9 316,3

13 635,8

Азербайджан

34,5

86,4

105,4

120,3

140,2

Армения

19,5

20,3

23,6

23,2

42,1

Казахстан

259,4

361,4

365,2

313,4

464,8

Продолжение таблицы 2.9

Кыргызстан

20,0

23,1

37,9

65,7

85,5

Молдова

95,7

144,8

241,2

169,6

165,2

Россия

6 845,3

8 878,6

10 551,9

6 718,5

9 953,6

Таджикистан

13,6

27,7

37,4

34,6

42,1

Туркменистан

14,5

86,9

47,4

73,1

87,2

Узбекистан

54,2

93,1

138,1

106,5

95,1

Украина

1 234,0

1 469,8

2 777,9

1 691,5

2 560,1

Информация о работе Проблемы развития товарного рынка Республики Беларусь