Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 01:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии вопроса проблем развития товарного рынка Республики Беларусь.
Для реализации данной цели следует решить следующие задачи:
1. Изучить основные характеристики товарного рынка, его элементы и структуру;
2. Проанализировать состояние товарного рынка Республики Беларусь;
3. Дать рекомендации по развитию товарного рынка Республики Беларусь, сравнить с тем, что за рубежом.
Примечание – Источник: [5]
Из таблицы 2.2 следует, что производство мяса увеличилось к 2010 году до 745,5 тыс. т., колбасных изделий – 316,6, масла – 98,6, цельномолочной продукции – 1494, жирных сыров – 146,3, маргариновой продукции – 19,5, пищевой рыбной продукции – 76, растительного масла – 160,6, кондитерских изделий – 145,2, безалкогольных напитков – 39, водки и ликероводочных изделий – 15, 2, холодильников и морозильников – 1106, телевизоров – 446, стиральных машин – 273,8, велосипедов – 133, тканей всех видов – 435, трикотажных изделий – 64, чулочно-носочные изделия – 119, обувь – 13,1.
Спрос домашних хозяйств – один из основных элементов на товарном рынке. Он представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение потребностей людей. В стоимостном выражении – это сумма денег, которая тратится населением на приобретение товаров и услуг.
Таблица 2.3 – Розничный товарооборот по областям и г. Минску
(в фактически
действовавших ценах;
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Республика Беларусь |
25 230,4 |
31 061,8 |
38 168,3 |
50 650,7 |
54 735,6 |
68 135,6 |
Области: |
||||||
Брестская |
3 221,5 |
3 916,2 |
4 658,1 |
6 177,8 |
6 966,8 |
8 787,0 |
Витебская |
2 890,9 |
3 639,5 |
4 349,7 |
5 761,4 |
6 464,7 |
8 108,2 |
Гомельская |
3 287,5 |
3 867,0 |
4 683,5 |
6 211,9 |
6 576,8 |
8 153,5 |
Гродненская |
2 843,0 |
3 427,5 |
4 082,9 |
5 351,9 |
5 920,4 |
7 433,7 |
г. Минск |
7 349,7 |
9 065,0 |
11 696,0 |
15 088,3 |
16 072,4 |
19 624,5 |
Минская |
3 168,1 |
3 927,3 |
4 836,8 |
6 839,1 |
7 498,0 |
9 378,0 |
Могилевская |
2 469,7 |
3 219,3 |
3 861,3 |
5 220,3 |
5 236,5 |
6 650,7 |
Примечание – Источник: [5]
Из таблицы 2.3 следует, что к 2010 году товарооборот увеличился до 68135,6 миллиардов белорусских рублей. Основная его часть приходиться на город Минск – 19624,5 миллиардов белорусских рублей.
Таблица 2.4 – Розничный товарооборот
на душу населения
по областям и г. Минску (в сопоставимых
ценах; в процентах к предыдущему году)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Республика Беларусь |
120,8 |
118,1 |
115,4 |
119,6 |
103,4 |
115,7 |
Области: |
||||||
Брестская |
123,5 |
116,2 |
111,6 |
120,2 |
101,3 |
117,0 |
Продолжение таблицы 2.4 | ||||||
Витебская |
121,8 |
122,7 |
113,6 |
120,2 |
103,8 |
117,9 |
Гомельская |
118,5 |
113,0 |
113,5 |
118,9 |
102,6 |
115,5 |
Гродненская |
126,5 |
117,0 |
113,1 |
119,8 |
103,2 |
116,5 |
г. Минск |
117,1 |
116,4 |
118,8 |
114,5 |
101,9 |
112,4 |
Минская |
118,9 |
120,1 |
116,2 |
128,2 |
108,7 |
117,3 |
Могилевская |
123,7 |
124,0 |
113,1 |
121,9 |
102,4 |
118,1 |
Примечание – Источник: [5]
Из таблицы 2.4 следует, что во всех областях и городе Минске розничный товарооборот на душу населения увеличился (Брестская – 117,0 %, Витебская – 117,9 %, Гомельская – 115,5 %, Гродненская – 116,5 %, Минская – 117,3 %, Могилевская – 118,1 %, город Минск – 112,4 %)
Таблица 2.5 – Распределение розничного товарооборота по формам собственности (в процентах к итогу)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Розничный товарооборот - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по формам собственности: |
||||||
государственная |
15,8 |
15,4 |
15,0 |
14,7 |
14,5 |
12,4 |
частная |
81,9 |
81,5 |
81,9 |
81,9 |
81,9 |
82,6 |
из нее организаций потребительской кооперации |
9,7 |
9,9 |
9,7 |
9,5 |
9,8 |
9,4 |
иностранная |
2,3 |
3,1 |
3,1 |
3,4 |
3,6 |
5,0 |
Примечание – Источник: [5]
Из таблицы 2.5 следует, что набольшим товарооборотом обладает частная собственность (82,6 %). К 2010 году товарооборот частной и иностранной форм собственности значительно увеличился по сравнению с 2005-2009 годами, государственной – уменьшился – 12,4 %.
Следующий элемент – это цена. В самом общем виде цена - это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Его характеристикой в условиях рыночной экономики является именно цена. Она отражает состояние рынка: спрос, предложение и т.д. Цена - активный инструмент организации структуры производства. [7]
Индекс потребительских цен – один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. [8]
Таблица 2.6 – Индексы потребительских цен на основные продовольственные товары (в процентах к предыдущему году)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Продукты питания |
106,7 |
110,1 |
119,7 |
114,3 |
108,9 |
говядина |
108,4 |
111,4 |
118,6 |
119,9 |
109,4 |
свинина |
106,2 |
108,6 |
121,3 |
116,6 |
106,1 |
мясо птицы |
105,7 |
112,0 |
115,0 |
112,2 |
106,3 |
молоко |
105,9 |
114,2 |
128,2 |
120,0 |
108,8 |
сметана |
106,6 |
116,5 |
129,7 |
118,4 |
109,8 |
творог жирный |
107,6 |
117,2 |
132,7 |
120,1 |
110,7 |
сыр твердый |
103,0 |
108,6 |
123,7 |
109,3 |
110,1 |
яйца |
103,1 |
109,1 |
113,1 |
117,2 |
109,5 |
масло животное |
107,1 |
108,0 |
130,2 |
113,8 |
122,5 |
масло растительное |
100,0 |
122,2 |
151,0 |
78,9 |
115,3 |
хлеб и хлебопродукты |
104,0 |
108,1 |
116,9 |
113,2 |
105,2 |
Продолжение таблицы 2.6 | |||||
сахар-песок |
121,7 |
105,5 |
104,9 |
112,2 |
129,3 |
картофель |
149,5 |
97,8 |
112,4 |
128,6 |
139,2 |
овощи и фрукты |
110,0 |
115,5 |
124,5 |
109,1 |
115,2 |
алкогольные напитки |
103,9 |
109,1 |
111,2 |
113,8 |
110,6 |
Примечание – Источник: [5]
Из таблицы 2.6 следует, что индекс потребительских цен на 2010 год по сравнению с 2009 уменьшился на такие товары как говядина – 108,9 %, свинина – 106,1 %, мясо птицы – 106,3 %, молоко – 108,8 %, сметана – 109,8 %, творог жирный – 110,7 %, яйца – 109,5 %, хлеб и хлебопродукты – 105,2 %, алкогольные напитки – 110,6 %. Однако он увеличился на такие товары как сыр твердый – 110,1 %, масло животное – 122,5 %, масло растительное – 115,3 %, сахар – 129,3 %, картофель – 139,2 %, овощи и фрукты – 115,2 %.
Таблица 2.7 – Индексы потребительских цен на основные непродовольственные товары (в процентах к предыдущему году)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Одежда |
102,2 |
101,6 |
102,0 |
102,4 |
107,4 |
104,3 |
Обувь |
101,0 |
101,2 |
100,6 |
102,0 |
105,2 |
102,0 |
Ковры и ковровые изделия |
109,3 |
103,0 |
102,3 |
102,9 |
108,9 |
101,0 |
Мебель |
105,1 |
104,8 |
104,7 |
105,5 |
105,7 |
103,9 |
Бытовые электроприборы |
105,1 |
102,3 |
102,6 |
103,5 |
106,6 |
103,4 |
Медикаменты |
99,3 |
96,2 |
104,7 |
110,7 |
127,7 |
113,2 |
Табачные изделия |
104,4 |
102,2 |
108,1 |
107,8 |
114,4 |
104,7 |
Автомобили легковые |
107,4 |
103,8 |
105,7 |
110,2 |
113,4 |
114,7 |
Примечание – Источник: [5]
Из таблицы 2.7 видно, что индекс цен снизился на большинство товаров (одежда – 104,3 %, обувь – 102,0 %, ковры – 101,0 %, мебель – 103,9 %, бытовые электроприборы – 103, 4 %, медикаменты – 113,2 %, табачные изделия 104, 7). Однако на легковые автомобили увеличился до 114,7 %.
Таблица 2.8 – Число объектов розничной
торговой сети
по областям и г. Минску (на конец года; единиц)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Республика Беларусь |
35 428 |
36 061 |
41 016 |
43 355 |
45 657 |
Области: |
|||||
Брестская |
5 874 |
5 968 |
7 477 |
7 381 |
7 672 |
Витебская |
5 228 |
5 164 |
5 555 |
6 350 |
6 703 |
Гомельская |
5 136 |
5 302 |
5 992 |
6 376 |
6 597 |
Гродненская |
4 551 |
4 825 |
5 220 |
5 363 |
5 678 |
г. Минск |
4 062 |
4 086 |
4 199 |
4 464 |
4 927 |
Минская |
5 754 |
5 862 |
6 675 |
7 362 |
7 758 |
Могилевская |
4 823 |
4 854 |
5 898 |
6 059 |
6 322 |
Примечание – Источник: [5]
Таблица 2.9 – Экспорт товаров Республики Беларусь по странам СНГ (миллионов долларов США)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Всего |
8 608,8 |
11 221,4 |
14 360,2 |
9 316,3 |
13 635,8 |
Азербайджан |
34,5 |
86,4 |
105,4 |
120,3 |
140,2 |
Армения |
19,5 |
20,3 |
23,6 |
23,2 |
42,1 |
Казахстан |
259,4 |
361,4 |
365,2 |
313,4 |
464,8 |
Продолжение таблицы 2.9 | |||||
Кыргызстан |
20,0 |
23,1 |
37,9 |
65,7 |
85,5 |
Молдова |
95,7 |
144,8 |
241,2 |
169,6 |
165,2 |
Россия |
6 845,3 |
8 878,6 |
10 551,9 |
6 718,5 |
9 953,6 |
Таджикистан |
13,6 |
27,7 |
37,4 |
34,6 |
42,1 |
Туркменистан |
14,5 |
86,9 |
47,4 |
73,1 |
87,2 |
Узбекистан |
54,2 |
93,1 |
138,1 |
106,5 |
95,1 |
Украина |
1 234,0 |
1 469,8 |
2 777,9 |
1 691,5 |
2 560,1 |
Информация о работе Проблемы развития товарного рынка Республики Беларусь