Проблемы развития товарного рынка Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии вопроса проблем развития товарного рынка Республики Беларусь.
Для реализации данной цели следует решить следующие задачи:
1. Изучить основные характеристики товарного рынка, его элементы и структуру;
2. Проанализировать состояние товарного рынка Республики Беларусь;
3. Дать рекомендации по развитию товарного рынка Республики Беларусь, сравнить с тем, что за рубежом.

Файлы: 1 файл

Курсовая - Проблемы развития товарного рынка РБ.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

1.4. Структура  товарного рынка

В процессе изучения мировых товарных рынков особую роль играет изучение их структуры. Под структурой рынка понимается совокупность условий, определяющих особенности его функционирования. Власть над рынком в огромной степени зависит от количества конкурирующих поставщиков (потребителей) или, более точно, от количества экономических альтернатив, доступных покупателям (продавцам).

В более широком  смысле, структуры рынка различаются  по тому, насколько интенсивен конкурентный нажим на утвердившиеся фирмы. При  этом необходимо учитывать не только число конкурентов на рынке, но и  их сбалансированность по размеру.

Для определения  достаточно выявления полного круга поставщиков (потребителей) на рассматриваемом товарном рынке, следовательно, и объемов рынка. После определения основных хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, необходимо к тому же узнать, кто является основными потребителями (поставщиками, чтобы с их помощью установить), какие поставщики (потребители) существуют на данном рынке помимо основных.

Рынок может  иметь большое количество равномерно сбалансированных фирм при доминировании  одной, более конкурентоспособной.

Выделяют следующие  количественные показатели, характеризующие  структуру мировых товарных рынков:

  1. численность конкурентов, действующих на данном рынке;
  2. доля участия конкурентов на данном товарном рынке;
  3. показатели рыночной конкуренции. [3]

Численность конкурентов, действующих на данном товарном рынке, не позволяет сделать полных и достоверных выводов о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними, за исключением случаев, когда их количество мало. Но эта информация необходима для определения рыночной доли конкурентов.

Для определения  рыночной доли хозяйствующих субъектов  проводятся расчеты:

а) общего объема товарного ресурса рынка, как  сумм реализации (приобретения) данного  товара всеми поставщиками (потребителями).

Формула 1.1

где 𝑉𝑖 - объем реализации (приобретения) конкретным i-тым поставщиком (потребителем) товара на соответствующем товарном рынке.

В случае отсутствия прямых данных об объемах реализованной  продукции, объем рынка можно  определить расчетным способом по формуле 1.2:

Vрынка = Vпр + Vвв- Vввыв

– объем  поставок товара на территорию рынка местным производителем,

– объем  ввоза на территорию рассматриваемого рынка,

Vввыв – объем  вывоза товара за пределы рассматриваемого

рынка;

б) удельного веса реализации (приобретения) данного товара каждым поставщиком (потребителем), который определяется как отношение реализованной (приобретенной) продукции конкретным поставщиком (потребителем) к общему объему рассматриваемого рынка.

Формула 1.3:

Di = Vi /Vрынка

Объем и величина реализации товара могут быть оценены  в натуральном или стоимостном  выражении при однородности товаров  данного рынка эти величины следует  оценивать в натуральных показателях, при неоднородности товаров данного  рынка его объем и количество реализованной (поставленной) хозяйствующим субъектом продукции следует оценивать в стоимостном выражении. Расчет и анализ вышеперечисленных показателей осуществляется на основе информации, предоставляемой органами государственной статистики, и непосредственно от поставщиков (потребителей), действующих на данном рынке.

На основе полученных данных составляется ранжированный  перечень поставщиков (потребителей) на товарном рынке; анализируется существенность разброса долей участия поставщиков (потребителей) на товарном рынке; делается вывод о равнозначности (равномерности) присутствия поставщиков (потребителей); выявляются поставщики (потребители), занимающие доминирующее положение на товарном рынке.

Однако, следует  отметить, что доля рынка не является индикатором возможности определить рыночную силу, но является необходимой информацией. Доля рынка более 65% обычно является указателем доминирования. Но доля рынка менее 65% тоже может говорить о доминировании, если имеются и другие факторы, например, незначительная эластичность спроса, малые по размеру конкуренты, вертикальная интеграция, высокие барьеры для выхода на данный товарный рынок или выхода из него.

Показатели  рыночной концентрации позволяют судить о степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Уровень концентрации в отрасли, измеренный коэффициентом концентрации, представляет собой ключевой элемент структуры рынка и в значительной степени определяет характер и результаты конкуренции. Максимальный уровень концентрации- монополия, когда существует единственный продавец, и монопсония, когда на рынке только один покупатель. Большая часть рынков в промышленно развитых странах имеют черты олигополии.

Олигополия  – это пример синтеза конкуренции и монополии. Для олигополии характерны следующие признаки:

  1. на рынке присутствует два или несколько конкурирующих фирм;
  2. наличие существующих барьеров для выхода новых фирм на данный рынок;
  3. на рынке функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию со стороны конкурентов. [3]

Олигополии  могут производить однородную или  взаимозаменяемую продукцию, но поскольку  продавцов не много, каждый из них  может оказывать влияние на рыночные цены. Монопольную концентрацию характеризуют значения концентрации индекса Херфиндаля-Хиршмана (ИХХ), индекса Линда и другие коэффициенты. Рекомендуется использовать двухпороговую оценочную шкалу, в соответствии с которой на основе определения значений коэффициента концентрации и ИХХ также можно выделить три типа рынка:

  • тип – высококонцентрированные рынки: включаются области значений CR-4>80%, ИХХ>1800 (2000);
  • тип – умеренно  концентрированные рынки (при 45%)
  • тип – неконцентрированные рынки (при CR-4<45%, ИХХ<1000).

Более емким выражением дифференциации условий функционирования рынка оказываются различия взаимоотношений контрагентов (продавца и покупателя). Эти отношения отражают особенности монополизации и государственного регулирования отдельных элементов рынка, а также методы и формы реализации товара.

Закрытый сектор товарного рынка (закрытый рынок) представляет часть товарного рынка, в которой  продавцы и покупатели взаимодействуют  посредством отношений, не носящих  сугубо коммерческого характера.

К основным сегментам  закрытого рынка относят внутрифирменные поставки (товарооборот между филиалами, дочерними и головными предприятиями крупных монополий), субпоставки мелких и средних формально независимых фирм, выступающих подрядчиками крупных монополий в рамках специализации и кооперирования, специальная торговля в форме поставок товаров по программам помощи, особым межправительственным соглашениям, встречная торговля, охватывающая взаимообусловленные экспортные операции.

Открытый сектор   рынка - это совокупность сегментов, для которых характерны операции коммерческого характера. К основным сегментам открытого сектора можно отнести краткосрочные сделки, заключаемые на период до 1-1,5 лет, оптовую и розничную торговлю и операции на свободном рынке, на котором отсутствуют ограничения свободной конкуренции. «Свободный рынок» представлен биржевой торговлей: рынком «спот», на котором реализуется наличный товар с немедленной отгрузкой; «черным рынком». [2]

ГЛАВА 2.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ  ТОВАРНОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Основными составными элементами товарного рынка являются товарное предложение, спрос населения и цена товара.

Предложение —  это совокупность товаров с определенными  ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут  или намерены продать производители-продавцы. Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. [6]

 Таблица 2.1 – Производство потребительских товаров

 

 

2004

 

2005

 

2006

 

2007

 

2008

 

2009

 

2010

Производство  потребительских товаров (в отпускных  ценах), 
млрд. руб.

13651

16155

19241

22964

29298

32747

41289

Индексы производства потребительских товаров (в сопоставимых ценах), 
в процентах к предыдущему году

113,2

111,2

111,5

108,7

113,2

100,5

113,3

в том числе:

             

Продолжение таблицы 2.1

продовольственных

112,7

114,5

111,5

104,7

113,4

105,3

111,3

непродовольственных

113,9

108,2

112,0

112,5

113,4

94,7

116,1

алкогольных напитков

111,6

106,7

108,5

115,5

109,4

98,9

113,5


Примечание – Источник: [5]

Из таблицы 2.1 следует, что объем производства потребительских товаров в Беларуси в 2010 года составил 41289 млрд. белорусских рублей. По сравнению с 2009 годом этот показатель значительно увеличился. Индексы производства потребительских товаров увеличились до 113, 3%, в том числе продовольственных – 111,3, непродовольственных – 116,1, алкогольных напитков – 113,5.

Таблица 2.2 – Производство отдельных видов потребительских товаров.  

 

2006

2007

2008

2009

2010

Мясо (включая  субпродукты I категории), тыс. т

542,1

580,8

619,9

699,2

745,5

Колбасные изделия, тыс. т

278,0

273,4

306,5

295,1

316,6

Масло из коровьего  молока, тыс. т

87,6

82,3

98,0

116,1

98,6

Цельномолочная  продукция в пересчете на молоко, тыс. т

1282

1326

1332

1306

1494

Жирные сыры (включая брынзу), тыс. т

101,0

110,0

127,6

134,1

146,3

Маргариновая  продукция, тыс. т

14,0

14,0

14,6

17,0

19,5

Пищевая рыбная продукция (без рыбных консервов), тыс. т

58,1

67,7

73,8

68,5

76,0

Растительное масло, тыс. т

43,8

49,1

82,4

127,0

160,6

Кондитерские  изделия, тыс. т

129,1

127,4

137,9

140,0

145,2

Продолжение таблицы 2.2

Водка и ликеро-водочные изделия, млн. дал

10,7

12,6

14,4

14,7

15,2

Холодильники  и морозильники, тыс. шт.

1050

1072

1106

1007

1106

Телевизоры, тыс. шт.

1067

702

717

352

446

Стиральные  машины, тыс. шт.

12,7

163,3

216,5

236,4

273,8

Велосипеды (без  детских), тыс. шт.

458

374

250

130

133

Ткани всех видов, млн. м2

329

318

322

279

435

Трикотажные изделия, млн. шт.

47

51

55

55

64

Чулочно-носочные изделия, млн. пар

84

93

100

111

119

Обувь, млн. пар

10,9

11,2

11,0

11,0

13,1

Информация о работе Проблемы развития товарного рынка Республики Беларусь