Проблемы становления и развития электронной коммерции
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 12:13, курсовая работа
Описание работы
В Российской Федерации в научной литературе предпринимаются лишь первые попытки анализа отдельных элементов экономических отношений, формирующихся в процессе переноса предпринимательской активности субъектов малого, среднего и крупного бизнеса в информационную среду глобальных и локальных компьютерных сетей, и в первую очередь, конечно же, в сеть Интернет. Так, отечественными экономистами, менеджерами и юристами рассматриваются практические вопросы ведения электронной торговли: проблемы продвижения товаров на новые рынки и организации системы управления продажами, эффективности рекламы в сети Интернет, управления интернет - магазинами и т. д.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………….....
1 Теоретические основы электронной торговли……...…..….…………...
1.1 Понятие, сущность и виды электронной коммерции……...…………
1.2 Плюсы и минусы электронной коммерции…………………….……..
1.3 Государственное регулирование электронной коммерции ...….……
2 Анализ коммерческой деятельности предприятия..……………………
Курьер не имеет возможности
привести сразу несколько экземпляров
товара, на выбор клиента.
Хотя всегда покупатель чётко
понимает, что хочет приобрести, поэтому
чаще всего каких-либо неудобств не чувствует.
1.3Государственное
регулирование электронной коммерции
Главная причина кризиса экономики
Российской Федерации - стратегическая
неэффективность (неприменимость в России)
экономической модели, реализуемой в ходе
«демократических реформ», по сути являющейся
разграблением страны, - модели открытой
экономики, ориентированной на внешний
рынок, а не на защиту национальных экономических
интересов и приоритетов. Однако следует
особо подчеркнуть, что на сегодняшний
день мир в экономическом смысле находится
на начальном этапе формирования уже новых
аспектов мировой экономики, нового экономического
миропорядка.
Поэтому одним из путей достижения
устойчивого развития национальной экономики
и нивелирования негативных последствий
реализации на протяжении ряда лет указанной
экономической модели в Российской Федерации
(как именуют ее С. И. Мельников и А. Паршев
– «самоедской экономики») в сложившихся
условиях является разработка концепции
государственного регулирования (в том
числе - налогово-правового регулирования
и налогообложения) субъектов электронной
экономической деятельности и общественных
отношений, формирующихся в информационной
среде глобальной компьютерной сети Интернет,
отвечающей целям национальной экономической
безопасности страны, восстановления
национальной экономики. В нашем обществе
происходит формирование новой общественной
технологии взаимоотношений государства,
экономики и общества, единственно возможной
основой, которой должно быть законодательное
регулирование экономических отношений.
К сожалению, формирование системы нормативно-правового
регулирования идет стихийным образом,
без опоры на тщательно отработанную теоретическую
концепцию.
Как справедливо указывает
известный специалист в области банковского
права Российской Федерации, д-р юрид.
наук, канд. физ.-мат. наук, проф. Г.А. Тосунян
в отношении роли государства в экономике,
«будучи формой государственного управления
общественными процессами, система государственного
регулирования призвана создавать благоприятные
экономические, правовые и организационные
условия для функционирования учреждений,
предприятий и организаций». Применительно
к концепции государственного регулирования
электронной экономической деятельности
это означает, что такая система государственных
мер в первую очередь должна быть направлена
на развитие регулируемых общественных
отношений. Необходимо избрать те меры
и формы государственного воздействия
на электронный сегмент российской экономики,
которые будут способствовать улучшению
его функционирования в интересах всех
участников электронной экономической
деятельности.
Применительно к технологиям
осуществления электронной экономической
деятельности нельзя не отметить мнение
ведущих специалистов Комитета по политике
информатизации при Президенте РФ, которые
убеждены, что необходимо в скорейшее
время принять срочные меры, направленные
на создание единого информационного
пространства страны и его интеграции
в мировое информационное пространство.
При этом потеря контроля за информационными
потоками на федеральном уровне означает
то же самое, что и разрушение единой энергетической,
транспортной и иных систем жизнеобеспечения
государства.
Следует учитывать то обстоятельство,
что дальнейшее распространение и развитие
информационных сетей, в том числе глобальной
компьютерной сети Интернет, неизбежно
зависит не только от решений отдельных
государств в данной сфере. По мнению известного
специалиста в области информационного
права проф. В.А. Копылова, перед Россией
тоже стоят задачи вхождения в информационное
общество, несмотря на то, что имеет место
отставание в развитии информационной
инфраструктуры страны и в развитии правового
фундамента информационного общества.
Отставание же в подготовке
национальной экономики к вхождению в
информационное общество, как представляется
специалистам, приведет как к потерям
общегуманистического плана, так и к прямым
экономическим потерям, связанным с несовершенством
российского банковского законодательства
и законодательства о налогах и сборах
(невозможностью адекватно защитить экономические
интересы Российской Федерации на основе
норм действующего законодательства).
Как считают ведущие российские
специалисты в области информации и информатизации,
утеря правового контроля за экономической
деятельностью, осуществляемой с территории
РФ через глобальную компьютерную сеть,
и неконтролируемое распространение по
России таких трансграничных сетей, как
Интернет, может привести к «выкачиванию»
важнейших сведений из информационных
ресурсов, составляющих достояние Российской
Федерации, нарушению конфиденциальности
персональных данных и ко многим другим
отрицательным последствиям, создающим
угрозу независимости и суверенитету
России.
В связи с этим важнейшим направлением
государственной политики Российской
Федерации в сфере информации, информатизации,
а равно и в сфере обеспечения (укрепления)
экономической безопасности Российской
Федерации является поэтапное, глубокое,
научное и практическое исследование
юридической и экономической природы,
а также тенденций развития новых информационных
технологий, процессов глобализации мировой
экономики в целом и в первую очередь основных
тенденций развития электронной экономической
деятельности.
На основе теоретической научной
базы, сформированной в процессе и в результате
такого исследования, необходимо определить
основные принципы, цели и методы реализации
соответствующей государственной концепции
в сфере регулирования и налогообложения
субъектов электронной экономической
деятельности. Реализация такой государственной
политики должна быть направлена как на
обеспечение общегосударственных интересов,
так и на защиту прав и законных интересов
граждан (физических лиц), организаций
(юридических лиц) и всего общества в целом.
При этом следует учитывать,
что, как уже указывалось выше, общественные
отношения в сфере использования глобальной
компьютерной сети Интернет неоднородны
как по своей структуре, так и по степени
и форме необходимого регулятивного воздействия
со стороны публичной власти, а также допустимых
(целесообразных, то есть соответствующих
стратегическим направлениям государственной
политики в данной сфере, которые, заметим,
предстоит определить) инструментов и
методов такого воздействия. В качестве
одного из главных отличий информационных
(неэкономических и экономических) отношений,
формирующихся в процессе использования
глобальной компьютерной сети Интернет,
выступают их разная природа и разные
цели. Неэкономические (информационные)
отношения, как указывалось выше, формируются
в процессе использования глобальной
компьютерной сети Интернет для целей
открытого, безвозмездного (основанного
на принципах свободного доступа) создания,
сбора, обработки и распространения информации,
а также получения доступа к поиску открыто,
безвозмездно (на принципах свободного
доступа) распространяемой информации.
В свою очередь, экономические отношения
формируются в процессе использования
глобальной компьютерной сети Интернет
в качестве электронного инструмента
ведения электронной экономической деятельности
(предпринимательской деятельности в
информационной среде глобальной компьютерной
сети Интернет и иной не запрещенной законом
электронной экономической деятельности).
Поэтому нам представляется,
что в вопросе основных принципов, начал,
которые могут быть положены в основу
концепции государственного регулирования
общественных отношений, формирующихся
в сфере использования глобальной компьютерной
сети Интернет, необходимо ориентироваться
на разработанный нами двухсегментный
дифференцированный подход.
Цель правового регулирования
формирующихся в электронном виде экономических
отношений - выработка экономического
публичного порядка. Следовательно, актуальным
представляется рассмотрение путей регулирования
таких отношений, в том числе определение
порядка налогообложения субъектов электронной
экономической деятельности в русле формирования
несущих конструкций публичного порядка
в сфере использования сети Интернет в
целом, на основе механизмов обеспечения
экономического правопорядка в этой области.
При этом необходимость осуществления
такого государственного регулирования
данной сферы экономической деятельности,
которая в силу своей специфики расположена
на стыке частных и публичных отношений,
в интересах устойчивого развития всего
российского общества, в русле реализации
на практике концепции сильного правового
государства сегодня уже не должна вызывать
сомнений. Основным инструментом такого
государственного регулирования станет
право, как наиболее эффективный и универсальный
регулятор общественных отношений.
Следует отметить, что, как по
отношению к экономической деятельности
в целом, так и относительно перспектив
правового регулирования общественных
отношений, формирующихся в процессе использования
глобальной компьютерной сети Интернет,
существуют разные точки зрения, в том
числе недооценивающие роль государства
в этой сфере. Так, лейтмотивом проекта
Федерального закона «О государственной
политике Российской Федерации по развитию
и использованию сети Интернет», разработанного
М.В. Якушевым (текст законопроекта в течение
ряда лет представлялся для обсуждения
на различных веб-сайтах). Рекомендаций
по организации деятельности лиц в сфере
Интернет-коммерции в Российской Федерации,
представленных на слушаниях и Государственной
Думе Федерального Собрания РФ 22 мая 2000
года (затем также размещенных для обсуждения
на различных веб-сайтах в сети Интернет),
и ряда других документов и воззваний,
размещаемых в сети, выступают призывы
так называемого «Интернет-сообщества»
(определенной групп лиц - пользователей
глобальной компьютерной сети Интернет)
о «возможности и целесообразности развития
механизмов саморегуляции и общественного
самоуправления в сфере Интернет-коммерции
и отношений, связанных с использованием
сети Интернет в Российской Федерации».
Отметим, что, во-первых, аналогичные
точки зрения высказываются как в России,
так и в зарубежных странах; во-вторых,
такие позиции в целом близки исследователям,
недооценивающим роль государственного
управления в экономике. Как справедливо
указывает Г.А. Тосунян, многими зарубежными
учеными-экономистами ошибочно утверждается
(в рамках концепции Экономикса), например,
что по мере углубления рыночных отношений
государственное регулирование в экономике
не только теряет свое значение, но и начинает
выполнять негативную роль. При этом сторонники
этих суждений не учитывают то обстоятельство,
что цивилизованный рынок, способный на
саморегуляцию, необходимо еще организовать.
В наших условиях решение задачи такого
масштаба невозможно без участия государства,
поскольку, при определенных обстоятельствах,
придется использовать все формы государственного
управления, в том числе, при необходимости,
- его самые жесткие виды. Как отмечает
применительно к экономике в целом Г.А.
Тосунян, «само нормальное функционирование
рынка не может быть обеспечено только
стихийными регуляторами. Стихийные регуляторы
сами по себе не могут оградить рынок,
например, от возможных эгоистических
действий субъектов естественных и иных
монополий или обезопасить рынок от пагубной
внешней экономической экспансии».
Как указывает акад. РАН Б.Н.
Топорнин, «сильное государство должно
играть важную роль в организации и развитии
цивилизованных рыночных отношений...
Мы до сих пор страдаем от ослабления государства,
произошедшего по различным причинам,
например из-за чрезмерного распространения
концепций, пропагандирующих ограничение
роли государства в условиях действия
саморегулирующегося рынка (зачастую
без учета реальных потребностей экономических
реформ), тогда как реальное реформирование
невозможно без сильного, эффективного
государства. Авторитарное прошлое нашей
страны также послужило причиной известного
отторжения и противопоставления государства
и гражданского общества... Пассивное отношение
государства к переделу собственности
уже послужило причиной многих наших сегодняшних
социальных бед. А в тех случаях, когда
требуется защита прав человека, вмешательство
государства является его святой и прямой
обязанностью».
Из вышеизложенного можно сделать
следующий вывод: концепция государственного
регулирования электронной экономической
деятельности в Российской Федерации
должна строиться именно на ценностных
характеристиках сильного государства,
исходя из конструкции «сильное право
- для сильной страны». При этом под сильным
государством должно пониматься не государство,
основанное на полицейской силе, а на сильной
рыночной экономике, сильном гражданском
обществе, сильной демократии.