Проблемы урегулирования государственного долга РФ. Анализ внутреннего и внешнего государственных долгов РФ за период 2011-2013 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является
Проанализировать современную ситуацию на рынке государственного долга, состав, структуру и динамику задолженности за 2011-2013г.;
а так же проанализировать механизм урегулирования государственным долгом, основные проблемы его урегулирования задолженностью, рассмотрим социально-экономические последствия государственного долга.
Основными задачами являются:
1.Определение понятия государственный долг и его классификацию;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Государственный долг: понятие, структура........................................4
1.1. Понятие государственного долга и его классификация............................4
1.2. Сущность и виды государственного долга.................................................6
1.3. Управление государственным долгом........................................................7
Глава 2. Проблемы урегулирования государственного долга РФ. Анализ внутреннего и внешнего государственных долгов РФ
за период 2011-2013 гг.......................................................................................11
2.1 Государственные программы РФ.
Современное состояние РФ..............................................................................11
2.2. Анализ структуры внешнего государственного долга РФ:
задолженность РФ перед западными странами, источники и пути ее урегулирования. Социально-экономические последствия государственного внешнего долга..................................................................................................16
2.3. Проблемы урегулирования государственного долга РФ, поиск новых источников и возможностей погашения..........................................................20
Заключение.........................................................................................................23
Список использованной литературы...............

Файлы: 1 файл

Моя курсовая работа. Государ долг РФ и проблем её урегулир.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Государственный долг: понятие, структура........................................4

1.1. Понятие государственного долга  и его классификация............................4

1.2. Сущность и виды государственного  долга.................................................6

1.3. Управление государственным долгом........................................................7

Глава 2. Проблемы урегулирования государственного долга РФ. Анализ внутреннего и внешнего государственных долгов РФ

за период 2011-2013 гг.......................................................................................11

2.1 Государственные программы РФ.

Современное состояние РФ..............................................................................11

2.2. Анализ структуры внешнего государственного  долга РФ:

задолженность РФ перед западными странами, источники и пути ее урегулирования. Социально-экономические последствия государственного внешнего долга..................................................................................................16

2.3.  Проблемы урегулирования государственного долга РФ, поиск новых источников и возможностей погашения..........................................................20

Заключение.........................................................................................................23

Список использованной литературы...............................................................25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Весь мир живет в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является одновременно и кредитором и заемщиком, кто-то - чистым должником»

Будущее российской экономики, восстановление политической и социальной стабильности в стране в огромной степени зависит от успешной политики управления государственным долгом. В этой связи одной из самых актуальных проблем является управление задолженностью такими финансовыми методами, которые бы позволили перейти к курсу на сокращение долга и продолжить реформирование экономики.

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, урегулирование социально-экономических проблем.Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Набор применяемых российским правительством финансовых методов управления накопленными долгами невелик. Вне поля зрения остаются многие новые явления и тенденции в международной финансовой системе, опыт крупных должников, добившихся существенного облегчения долгового бремени за счет комплексного подхода и использования нетрадиционных методов. Успешные финансовые методы управления задолженностью России должны не только решать проблему задолженности, но также способствовать реализации более общих задач экономической и финансовой политики государства.

Большая практическая значимость проведения всестороннего исследования управления долгом России, недостаточная разработанность методики управления государственным долгом, в том числе финансовых методов урегулирования накопленной задолженности применительно к условиям России, и испытываемый недостаток практических рекомендаций определили выбор и обусловили актуальность темы настоящей работы.

В данной работе рассмотрим понятие государственного долга, классификацию на внутренний и внешний долг и проблемы его урегулирования.

Главной целью курсовой работы является

Проанализировать современную ситуацию на рынке государственного долга, состав, структуру и динамику задолженности за 2011-2013г.;

а так же проанализировать механизм урегулирования государственным долгом, основные проблемы его урегулирования задолженностью, рассмотрим социально-экономические последствия государственного долга.

Основными задачами являются:

1.Определение  понятия государственный долг  и его классификацию;

2.Рассмотрение  основных программ;

3.Ознакомление с динамикой государственного долга;

4.Рассмотрение  современного состояния государственного  долга в РФ;

5.Рассмотрение  проблем и урегулирования государственного долга РФ, поиск новых источников и возможностей погашения.

Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.

Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственный долг РФ: понятие, структура и современное состояние 

1.1. Понятие государственного долга  и его классификация 

Государственным долгом  является долговые обязательства и субъектов  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или определяться договором между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти, с одной стороны, и инвестором - с другой. В последнем случае долг существует в форме кредитов или займов и оформляется, как правило, путем регистрации в Государственной долговой книге в соответствии с Бюджетным кодексом  Государственная долговая книга - это перечень, в который заносится информация о долговых обязательствах .[2]


Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.                   Наибольшим бременем на страну ложится внешний долг, так как в этом  случае страна вынуждена отдавать наиболее ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Однако от бремени государственного долга страдают в большей степени слаборазвитые страны. В преуспевающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как частный, так и государственный, играет в целом положительную роль. Важнейшим источником финансирования государственной деятельности (наряду с налогами) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии. Такой источник финансирования известен в экономической литературе как финансирование за счет государственного долга, или дефицитное финансирование, широко используемое правительствами многих стран. 
      Потребность в заемных средствах обусловлена различными причинами. Например, дефицит финансовых ресурсов в бюджете может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войн и локальных конфликтов, террористических актов и техногенных катастроф, крупных стихийных бедствий и т.д.), когда резервных фондов недостаточно и правительству приходится прибегать к дополнительным заимствованиям. 
Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. 
       Государственный долг может быть следствием экономической политики государства. Идея привлечения займов для решения различных социально-экономических задач не редкость. Практически все страны мира прибегают к внешним источникам финансирования. Подавляющее их число имеет дефицитные бюджеты и испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, проведения социально-экономических преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям.[4] 
       Структурно государственный долг включает:финансовую задолженность- денежные обязательства государства в связи с займом кредитных средств и административную задолженность- долги по платежам (например, задолженность по выплате заработной платы). Иногда в состав государственного долга могут также включаться долговые обязательства государства при поручительствах (например, финансовые гарантии для содействия экспортно-импортной деятельности).[7]

 

Государственный долг различают по двум критериям: 
1)по сроку 
2)по месту выплаты 

По сроку различают следующие виды долга: краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет). 
Наиболее тяжелым является краткосрочный долг, так как по нему вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. 
Основополагающей является классификация по месту выплаты. В соответствии с ней различают внутренний и внешний долги. Государственным внутренним долгом являются долговые обязательства Правительства  перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг  обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства.[1] 
        Внутренний государственный долг включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам. 
Обслуживание государственного внутреннего долга производится Центральным банком и его учреждениями. Правительство ежегодно публикует сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год. 
Государственным внешним долгом являются долговые обязательства        

Правительства перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в иностранной валюте. Внешний государственный долг включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств. 
Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством или от имени юридических лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина, а их порядок определяется Правительством.[6] 
        Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом.[3]

 

1.2. Сущность  и виды государственного долга

 

В категорию "государственный долг" включаются все признанные долги. Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а ее изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).

Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру государственного долга. На практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации с госзаимствованиями. Но более правильно было бы говорить о консолидированном, государственном долге, включающем задолженность региональных и муниципальных органов власти.[10]

В состав государственного долга входят долговые обязательства в следующих формах:

- кредитные соглашения и договоры, заключенные с кредитными организациями, иностранными государствами и  международными финансовыми организациями;

- государственные ценные бумаги;

- договоры о предоставлении государственных  гарантий, договоры поручительства  по обеспечению исполнения обязательств  третьими лицами;

- переоформленные долговые обязательства  третьих лиц в государственный долг на основе принятых федеральных законов;

- соглашения и договоры, в том  числе международные, о пролонгации  и реструктуризации (это погашение  долговых обязательств с одновременным  осуществлением заимствований или  принятием других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения) долговых обязательств прошлых лет.[15]

Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга. При этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование принятой бюджетной классификации (в этом случае в структуре долга появляется ряд статей конъюнктурно-оперативного порядка); во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению, и в этом случае преобладают институциональные признаки долговых статей.

Классификация государственного долга:

1) по сроку погашения: основной (капитальный) и текущий. Основным государственным  долгом выступает сумма задолженности  государства, по которой не наступил  срок платежа и которая не подлежит предъявлению к оплате в течение данного периода. Текущим государственным долгом является задолженность государства по обязательствам, по которым срок платежа уже наступил;

2) по времени: краткосрочные (сроком до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до тридцати лет);

3) по характеру задолженности: внутренний  и внешний долг. В соответствии  с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга;

Информация о работе Проблемы урегулирования государственного долга РФ. Анализ внутреннего и внешнего государственных долгов РФ за период 2011-2013 гг