Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 15:54, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является
Проанализировать современную ситуацию на рынке государственного долга, состав, структуру и динамику задолженности за 2011-2013г.;
а так же проанализировать механизм урегулирования государственным долгом, основные проблемы его урегулирования задолженностью, рассмотрим социально-экономические последствия государственного долга.
Основными задачами являются:
1.Определение понятия государственный долг и его классификацию;
Введение
Глава 1. Государственный долг: понятие, структура........................................4
1.1. Понятие государственного долга и его классификация............................4
1.2. Сущность и виды государственного долга.................................................6
1.3. Управление государственным долгом........................................................7
Глава 2. Проблемы урегулирования государственного долга РФ. Анализ внутреннего и внешнего государственных долгов РФ
за период 2011-2013 гг.......................................................................................11
2.1 Государственные программы РФ.
Современное состояние РФ..............................................................................11
2.2. Анализ структуры внешнего государственного долга РФ:
задолженность РФ перед западными странами, источники и пути ее урегулирования. Социально-экономические последствия государственного внешнего долга..................................................................................................16
2.3. Проблемы урегулирования государственного долга РФ, поиск новых источников и возможностей погашения..........................................................20
Заключение.........................................................................................................23
Список использованной литературы...............
4) по типу кредитора: внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям); внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков);
5)
по типу долгового
1.3. Управление государственным долгом
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Управление является
одним из элементов макроэкономической
политики. Эффективное использование
долга может стать мощным фактором экономического
роста.
Управление реальной
динамикой долговых обязательств предполагает
контроль за двумя важнейшими показателями
– величиной государственного долга и
стоимостью его обслуживания. В условиях
экономического роста важны не абсолютные
их размеры, а доля государственного долга
в ВВП и соотношение реального процента
(стоимости обслуживания за вычетом инфляционной
составляющей) и темпа экономического
роста.[12]
Организационная
система управления государственным долгом
включает:
1.Федеральную службу (агентство) по
управлению госдолгом;
функционально – ориентированные структурные
подразделения по управлению долгом в
Минфине;
2.Организационно-методическое обеспечение
управления госдолгом, включающее разработки
по прогнозированию госдолга, методические
разработки по структуре долга, схемы
обслуживания долга и др.
В компетенцию
Федеральной службы по управлению госдолгом
входят: установление норм и правил, регулирующих
госдолг; подготовка предложений по увеличению
госдолга; оценка состояния госдолга и
т.д.
В процессе управления
государственным долгом органами государственной
власти должны решаться следующие основные
задачи:
Эффективное
использование мобилизованных средств
и контроль над целевым использованием
выделенных кредитов должны максимально
способствовать решению задач, определенных
финансовой политикой.
Государственный
долг представляет собой сложное экономико-финансовое
образование, особый финансовый механизм,
требующий использования системы методов
для его регулирования.
К ключевым из
них можно отнести:
Оптимальным
на данный момент методом управления внешним
долгом является реструктуризация.
Термин "реструктуризация"
означает составление нового, более приемлемого
для должника графика выплаты долга, нежели
это вытекает из оригинальных схем кредитных
соглашений - такого графика, в котором
предусматривается рыночный льготный
период. Это значит, что в течение нескольких
лет Россия будет платить только незначительные
проценты, а погашение основных сумм перенесется
на несколько лет.
В мировой практике
известны четыре основных схемы реструктуризации
суверенного долга:
Для более
эффективного управления внешним долгом
необходимо внести существенные изменения
систему управления внешним долгом, основываясь
на наиболее удачный зарубежный опыт.
Однако это не означает, что зарубежные
модели управления долгом должны полностью
копироваться. Несмотря на то, что применение
западного опыта представляется вполне
естественным процессом, он требует прогнозирования
возможных последствий его применения
и обдуманной адаптации к российским условиям.
Немаловажным
представляется также исключение возможностей
каких-либо злоупотреблений и махинаций
вокруг урегулирования внешнего долга.
Для этого необходимо, чтобы схемы, используемые
для урегулирования долга, были прозрачны
и понятны. Открытость при проведении
политики в области внешних заимствований,
а также обеспечение кредиторов соответствующей
информацией позволит значительно снизить
стоимость обслуживания.[19]
Глава 2. Проблемы урегулирования государственного долга РФ. Анализ внутреннего и внешнего государственных долгов РФ
2.1 Государственные программы РФ.
Современное состояние РФ.
В контроле и
регулировании нуждаются любые процессы,
состояния и действия. Легко представить
себе тот хаос, который творился бы в экономике,
если бы государство не создавало долгосрочных
программ, не проводило мониторинг, не
осуществляло должного контроля. Легко,
потому что этот хаос мы наблюдали в начале
90-х годов в области государственного
долга, когда государство в лице правительство
и министерства финансов бездумно брало
долги, не имея даже среднесрочной программы,
не говоря уже о каких-то перспективных
проектах. Период первой половины-середины
90-х гг. характеризовался тесным сотрудничеством
РФ с МВФ, ЕБРР, а также частными кредиторами
и инвесторами. Согласно отчетам специальной
комиссии палаты представителей США, в
РФ было перекачано в виде кредитов и вложений
несколько десятков миллиардов долларов.
Нередко эти деньги использовались, как
нам говорили «по нецелевому назначению»,
а попросту разворовывались.[23]
Проблема платежей по
государственным долгам достигла своего
апогея. Нужно было выбирать из двух, как
говорится, зол: не платить по долгам –
что приведёт к ещё большему недоверию
инвесторов и осуждению мировым сообществом,
или платить, но так как свободных денег
в экономике нет, то придётся выплачивать
за счёт резервов Центробанка. Из двух
зол правительство выбрало меньшее, а
точнее вариант номер 2. Но Центробанк
истратил огромную часть своих золотовалютных
резервов на погашение внутреннего долга,
и к 2010 году они находились всего лишь
на уровне $13 млрд. Ничего не оставалось
делать, как «включить печатный станок»,
в 2010 гг. Центробанк профинансировал $6,9
млрд. в качестве платы по долгам Российской
Федерации.[22]
Достигнутая
в начале 2010 г. договоренность о полномасштабной
реструктуризации российского коммерческого
долга Лондонскому клубу кредиторов с
частичным его списанием вызвала у некоторых
представителей российских властей надежду
на повторение подобного успеха в отношениях
с Парижским клубом. В рамках осуществления
такого плана в бюджет 2011 г. не были включены
необходимые финансовые средства, а в
начале 2011 г. была предпринята попытка
в одностороннем порядке прекратить платежи
Парижскому клубу в части долга, унаследованного
от бывшего СССР. Угроза применения санкций
со стороны официальных кредиторов вынудила
российские власти отказаться от дальнейшего
осуществления этого плана. 19 января 2010
г. они официально заявили о проведении
политики обслуживания и погашения долга
в соответствии с официальным графиком
платежей.
Таким образом,
лишь в 2010 году правительство продекларировало
официально о том, что составление программ
и планов урегулирования долгов является
первоочередной задачей. Разобравшись
с дисбалансом на федеральном уровне,
правительство принялось за субъекты
и власти на местах. И до сих пор этот процесс
продолжается.
Бюджетный Кодекс
РФ даёт следующую характеристику государственным
программам. Программа государственных
внешних заимствований
Российской Федерации представляет собой
перечень внешних заимствований Российской
Федерации на очередной финансовый год
с разделением на несвязанные (финансовые)
и целевые иностранные заимствования
с указанием по каждому из них:
1)
для несвязанных (финансовых) заимствований:
источника привлечения;
суммы заимствования;
срока погашения;
2) для целевых
иностранных заимствований:
конечного получателя;
цели заимствования и направления использования;
источника заимствования;
суммы заимствования;
срока погашения;
гарантий третьих лиц по возврату средств
в федеральный бюджет конечным заемщиком,
если для него предусмотрен такой возврат,
с указанием организации (органа), предоставившей
гарантию, срока действия и объема обязательств
по гарантии;
оценки объема использованных средств
до начала очередного финансового года;
прогноза объема использования средств
в очередном финансовом году.
В программе государственных внешних
заимствований в обязательном порядке
указывается верхний предел суммы заимствований.
Таким образом, главным контролирующим
органом по вопросам государственного
долга выступает правительство Российской
Федерации.
С
каждым годом в рамках реализации программы
снижается поступления кредитов от иностранных
государств, но остаётся непонятным тот
факт, что использование средств осуществлялось
в «половинчатом объёме». Ведь если с 2010
году бюджет был с профицитом, то данные
привлечённые средства должны были расходоваться
только с теми целевыми аспектами, для
решения которых они привлекались. Сам
собой напрашивается вывод о неэффективном
использовании данных средств. Но всё
же если сравнить процент использования
по годам (2010-36%,2011-46%,2012-44%,
В
настоящее время из общего объёма привлечённых
средств с каждым годом всё больше ассигнований
направляется на социальную сферу, но
за счёт этого происходит уменьшение поступлений
в промышленность. Рассмотрение портфеля
проектов программы государственных внешних
заимствований за последние несколько
лет в целом позволяет сделать вывод о
том, что наблюдается значительное распыление
средств по большому числу несвязанных
между собой проектов.
Во многом это явилось следствием того,
что у России нет единой стратегии привлечения
средств, а программы заимствований в
известной степени формировались в соответствии
со стратегическими и тактическими целями
международных финансовых организаций
и инициативами отдельных министерств
и ведомств.
Однако 50 % средств, привлекаемых правительством
у международных организаций, тратиться
на инфраструктурные проекты.[16]
Из
заключения Счетной палаты Российской
Федерации на проект федерального закона
«О федеральном бюджете на 2010 год и на
период до 2013 года» следует: «За период
с начала 2010 года по конец 2013 года государственный
долг в абсолютном размере увеличится
на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5 до 9,1 %. Государственный
внутренний долг увеличится на 102,7 %, в
процентах к ВВП - с 4,6 до 6,4 %. Государственный
внешний долг в рублевом эквиваленте увеличится
на 2 %, в процентах к ВВП - снизится с 3,9
до 2,8 %.
Верхний
предел государственного внутреннего
долга на начало 2010 года составит 1
409,2 млрд. рублей, что на 45,9 млрд. рублей,
или 3,4 %, превышает верхний предел государственного
внутреннего долга на 1 января 2010 года,
определенный Федеральным законом «О
федеральном бюджете».[27]
Расходы
на обслуживание государственного долга
в 2013 году по сравнению с ожидаемым исполнением
федерального бюджета в 2010 году увеличатся
на 57,5 %.
Расходы
на обслуживание государственного внутреннего
долга увеличатся более чем в 2 раза в 2013
году по сравнению с ожидаемым объемом
в 2010 году и составят 170,9 млрд. рублей, что
превышает сумму расходов, предусмотренных
в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды,
культуру, кинематографию и средства массовой
информации.
По
экспертной оценке Счетной палаты, процентные
платежи по кредитам, полученным от правительств
иностранных государств, могут быть ниже
проектных показателей на 60 млн. долларов
США.[24]
Счетная
палата отмечает, что отличительной особенностью
долговой политики на 2010 - 2013 годы является
рост государственного долга относительно
ВВП, увеличение абсолютных объемов государственного
внешнего долга».
Динамика
государственного долга в 2010 - 2013 годах
(на конец года) представлена в следующей
таблице.
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|