Проблемы урегулирования государственного долга РФ. Анализ внутреннего и внешнего государственных долгов РФ за период 2011-2013 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является
Проанализировать современную ситуацию на рынке государственного долга, состав, структуру и динамику задолженности за 2011-2013г.;
а так же проанализировать механизм урегулирования государственным долгом, основные проблемы его урегулирования задолженностью, рассмотрим социально-экономические последствия государственного долга.
Основными задачами являются:
1.Определение понятия государственный долг и его классификацию;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Государственный долг: понятие, структура........................................4
1.1. Понятие государственного долга и его классификация............................4
1.2. Сущность и виды государственного долга.................................................6
1.3. Управление государственным долгом........................................................7
Глава 2. Проблемы урегулирования государственного долга РФ. Анализ внутреннего и внешнего государственных долгов РФ
за период 2011-2013 гг.......................................................................................11
2.1 Государственные программы РФ.
Современное состояние РФ..............................................................................11
2.2. Анализ структуры внешнего государственного долга РФ:
задолженность РФ перед западными странами, источники и пути ее урегулирования. Социально-экономические последствия государственного внешнего долга..................................................................................................16
2.3. Проблемы урегулирования государственного долга РФ, поиск новых источников и возможностей погашения..........................................................20
Заключение.........................................................................................................23
Список использованной литературы...............

Файлы: 1 файл

Моя курсовая работа. Государ долг РФ и проблем её урегулир.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 
 
Подводя итог необходимо отметить, что экономика России уже перешла все мыслимые критические пороги по наращиванию долга и поэтому имеет смысл выработать прогноз выхода из «долговой ямы», глубина которой такова, что ставит под сомнение многие позитивные проектировки развития экономики России в ближайшей перспективе.

Современное состояние 
Россия сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб, коммерческими банками, или Лондонским клубом, и, наконец, коммерческими фирмами и банками.[18] 
 
Лондонский клуб кредиторов- крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. 
 
Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Россия в списке должников клуба занимает 4 место после Бразилии, Мексики, Аргентины. 
 
Парижский клуб- объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданная для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Россия - член Парижского клуба с 1997 года.[2] 
 
             К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. Двойственное положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что мы выступаем в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других стран. 
 
Структура государственного внешнего долга РФ(млрд. долл. США)

 
Статья внешнего долга

 
01.01.2011

 
01.01.2012

 
01.01.2013

 
Государственный внешний долг РФ

 
76,5

 
52,0

 
46,9

 
Задолженность странам-участницам Парижского клуба

 
25,2

 
3,1

 
2,2

 
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб

 
3,5

 
3,3

 
3,0

 
задолженность бывшим странам СЭВ

 
2,1

 
1,9

 
1,9

 
Коммерческая задолженность

 
1,1

 
0,8

 
0,8

 
Задолженность перед международными финансовыми организациями

 
5,7

 
5,5

 
5,0

 
ОВГВЗ

 
7,1

 
4,9

 
4,9

 
Еврооблигационные займы

 
31,5

 
31,9

 
28,6


 
 
              Таким образом, Россия подошла к 2013 году с достаточно неплохими показателями. Общий объем внешних заимствований в их абсолютном исчислении сократился. Правда, с точки зрения экономической политики более важным является другой вопрос: на сколько сократится общая долговая нагрузка в процентах от внутреннего валового продукта (ВВП). Важно, чтобы сокращался именно этот показатель - в идеальной ситуации, за счет роста экономики, а уже потом за счет снижения абсолютной суммы долга.[21] 
 
            2.2. Анализ структуры внешнего государственного долга РФ:

задолженность РФ перед западными странами, источники и пути ее погашения. Социально-экономические последствия государственного внешнего долга.

 

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников российского финансового рынка и в первую очередь для держателей суверенных российских обязательств: ОВВЗ, евробондов, задолженности России Лондонскому клубу (PRIN, IAN).

Внешний долг РФ можно условно разделить на шесть составляющих:

§ Займы международных организаций;

§ Реструктуризированный долг бывшего СССР;

§ Кредиты и займы российских банков;

§ Кредиты и займы российских предприятий;

§ Валютные облигации внутреннего займа;

§ Еврооблигации и субфедеральные внешние займы и кредиты.

На начало 2010 года внешний долг России (по международной методологии) составил $153,5 млрд, в том числе внешний долг органов государственного управления – $104,7 млрд, банковской системы (без участия в капитале) – $15,2 млрд и нефинансовых предприятий (без участия в капитале) – $33,6 млрд. Такие данные приводит Центр макроэкономических исследований (ЦМЭИ) компании БДО ЮниконРуф со ссылкой на Банк России.

В целом внешний долг России за 2010 год вырос на $2,7 млрд (+1,8%), в том числе объем долгосрочных долговых обязательств – на $5,1 млрд (+4,2%), тогда как объем краткосрочных долговых обязательств сократился на $2,5 млрд (+8,1%), что свидетельствует об улучшении временной структуры внешнего долга России.[22]

За 2010 год долговые обязательства органов государственного управления сократились на 7,5%, причем сократились как долгосрочные, так и краткосрочные долговые обязательства.  Удельный вес краткосрочных долговых обязательств составил 14,2% против 15,2% год назад.

В случае ухудшения ситуации на мировом и российском финансовых рынках ухудшаться и условия для российских банков, предприятий и организаций по рефинансированию задолженности перед нерезидентами.    

Это в свою очередь может привести к резкому росту давления на рубль на российском валютном рынке. При этом одним из стабилизирующих факторов будут являться золотовалютные резервы России. Стоит отметить, что если на начало 2010 года золотовалютные резервы России составляли 22,9% от размера внешнего долга страны, то на начало 2013 года – уже 31,1%. При этом золотовалютные резервы России на начало 2010 года превышали объем краткосрочных долговых обязательств перед нерезидентами на 69,5% (на начало 2008 года – 12,4%).[13]

 

         Задолженность перед МВФ.Урегулирование задолженности перед Международным Валютным Фондом является краеугольным камнем в решении всей долговой проблемы (фактически урегулирование означает одобрение Фондом текущего экономического курса и выделение России очередного кредита; устав МВФ запрещает реструктуризацию задолженности), что обусловлено следующими причинами:

Высокую цену вопроса определяет крупный размер предстоящих в текущем году выплат - $4.6 млрд.

Предстоящие выплаты Фонду не были заложены в бюджет (фактически в бюджет заложен позитивный исход переговоров с Фондом) 
Позиция МВФ в значительной степени определяет дальнейшие возможности России как заемщика. В частности, от решения МВФ зависит судьба межгосударственного кредита со стороны Японии в размере $800 млн.

От позиции МВФ существенным образом зависит решение вопроса по реструктуризации прочих видов задолженности, в частности Парижскому и Лондонскому клубам. Согласно существующей практике соглашения клубов с должниками опираются на выводы МВФ.

В мировой финансовой истории еще не возникало финансовый кризиса по обязательствам перед Валютным фондом. Прецедент может привести не только к временной финансовой изоляции России, но и способен создать серьезные проблемы в прочих областях внешнеэкономической деятельности. Экономическая изоляция может оказаться достаточно болезненной для страны в силу высокой импортозависимости российской экономики.

В настоящее время внимание концентрируется главным образом на технических средствах решения проблемы. Речь идет, в частности, об использовании таких классических инструментов, как реструктуризация долга, а также конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также менее традиционные механизмы – выплата отступного, погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторской задолженности. Сегодня ясно, что возможно использовать только финансово-технический метод, поскольку нет времени и условий для использования бюджетно-экспортного метода. Ситуация такова, что в первую очередь надо сократить объемы текущих платежей по обслуживанию долга.[8]

 


 

Социально-экономические последствия государственного внешнего долга.

При недостатке налоговых и не налоговых средств для формирования доходов бюджета государство использует свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов путем заимствования средств, накапливая задолженность, что ведет к росту государственного долга. 
Чем хуже обстоит дело с государственным бюджетом, чем больше его дефицит, тем больше объем заимствований. Это приводит к увеличению объема государственного долга. Чем глубже финансовый кризис в стране, тем выше доля затрат на обслуживание государственного долга в расходах бюджета.[17] 

Чем больше Россия платит по внешним долгам, тем меньше денег остается у государства на социальную политику, образование, медицинское обслуживание, на оборонные заказы. Не замечать проблемы долгового бремени уже нельзя. На сегодняшний день только внешний государственный долг России колеблется у цифры в 50 млрд. долларов. 
Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны. Негативное воздействие, оказываемое внешним долгом на экономику еще в 1815 г. отмечал Д. Рикардо: «Государственный долг ведет к бегству капиталов, сокращает частные сбережения, бремя долга заключается не столько в ежегодной выплате процента, сколько в растрате ресурсов». 

Во-первых, наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. 

Во - вторых, долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике. Ведущий экономист П. Самуэльсон пишет: «Пожалуй, наиболее серьезное последствие огромного государственного долга заключается в том, что он обуславливает «вымывание капитала» из состава богатства, принадлежащего частному сектору. В результате этого темпы экономического роста замедляются и потенциальный уровень жизни в будущем снижается». Дело в том, что облигации и акции частных предприятий, с одной стороны, и государственные облигации с другой, являются для экономических субъектов, осуществляющих сбережения, взаимозаменяемыми. Более того, вторые могут быть привлекательнее, поскольку обладают, как правило, более высокой надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора. По мере роста государственного долга экономические субъекты накапливают все больше долговых обязательств государства. Средства, затраченные на их приобретение, могли быть вложены в частный сектор, что способствовало бы расширению их деятельности.

 

В - третьих, динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста. В целях нейтрализации данных негативных последствий государство должно ужесточать денежно-кредитную и налоговую политику в период увеличения государственного долга, и смягчать ее по мере сокращения последнего. 
 
             В - четвертых, увеличение государственного долга может способствовать росту процентной ставки. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Также нужно отметить, что повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное - увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.[24] 
              Упрегулирование государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны. 
Величина государственного долга не должна превышать размеры ВВП более чем в два раза, в противном случае слишком большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно скажется на развитии экономики. Если вложения средств государственного заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и выплаты по нему процентов, то значит эти средства используются эффективно.[15]

 

        

           2.3.  Проблемы урегулирования государственного долга РФ,                                    поиск новых источников и возможностей погашения. 
 

При урегулировании проблемы государственного долга применяются различные схемы конвертации долговых требований. Остановимся на основных путях преодоления долгового кризиса, таких, как списание долга, выкуп долга, секьюритизация и обмен долгов на акции национальных предприятий.

Информация о работе Проблемы урегулирования государственного долга РФ. Анализ внутреннего и внешнего государственных долгов РФ за период 2011-2013 гг