Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:18, курсовая работа
Цель: обозначить проблемы вхождения России в ВТО, выявить положительные и отрицательные аспекты.
Задачи: проанализировать проблемы и перспективы вхождения России в ВТО; охарактеризовать проблему безопасности уязвимы отраслей экономики России в системе ВТО; отразить негативные и позитивные аспекты вступления России в ВТО.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Анализ проблем и перспектив вступления России в ВТО…………………….5
1.1 Проблемы, обязательства и внутренние препятствия вступления России в ВТО…………………………………………………………………………………..5
1.2 Проблема конкурентной среды ……………………………………………….10
1.3 Условия ВТО: объективные преимущества.................................................12
2. Проблема безопасности уязвимых отраслей экономики России в системе ВТО………………………………………………………………………………….16
2.1 Риски нефтегазовой отрасли и автомобилестроения………………………..16
2.2 Риски сельского хозяйства…………………………………………………….19
2.3 Риски полномасштабного использования компьютерных технологий…….21
3. Негативные и позитивные аспекты вступления России в ВТО……………..23
3.1 Положительные последствия вступления России в ВТО…………………..23
3.2 Угрозы и негативность момента вступления России в ВТО……………….28
Заключение………………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………36
Однако во вступлении в ВТО отнюдь не все в России заинтересованы, т.к. присутствует желание стабильности. На сегодняшний день готовая продукция машиностроения составляет всего 6,2% в структуре национального экспорта. Именно для этих 6,2% важны правила ВТО, чтобы их на мировых рынках не дискриминировали.
Для отечественного же сырья никакой дискриминации нет. Экспортных ограничений, кроме металла, практически не существует. Ни наша нефть, ни наш газ не дискриминируются. Следовательно, все усилия прилагаются ради этих 6,2%. Но и они крайне существенны для интеграции России в мировое хозяйство с учетом научно-технического прогресса и того, что за последние 20 лет в стране не было построено ни одного предприятия глубокой переработки нефти и высокоуровневой химической промышленности. Сырьевые отрасли остро нуждаются в модернизации, чему давно не уделяется должного внимания. ВТО здесь ни при чем. Совершенно очевидно, что без вступления в ВТО Россия не сможет продолжать экономические реформы, на равных с другими странами участвовать в международной торговле и получать связанные с этим выгоды8.
Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. Это становится проблемой экономической безопасности. Дискриминация должна быть устранена. Россия должна вести переговоры по облегчению доступа на рынки — снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. До сих пор наша страна изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли.
. В результате могут
быть приняты решения,
Вступив в ВТО, Россия сможет принять участие в выработке новых правил международной торговли с учетом ее текущих и стратегических интересов. Законодательство России противоречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым изменениям. Оно существенно препятствует нормальному развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений.
Участие в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций. Субъекты РФ часто используют меры, препятствующие нормальным экономическим обменам. В соответствии с нормами ВТО участник должен привести все свое законодательство (в том числе на региональном уровне) в соответствие с общими и специфическими обязательствами страны. Лоббирование интересов отдельных компаний и групп может стать серьезной проблемой для правительства и законодателей9.
Участие в ВТО существенно сократит возможности лоббирования, так как Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе обязательством не дискриминации.
Таможенная политика России, как и политика регулирования доступа на рынок, запутанна и противоречива. Участие в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок строгим правилам10.
Интеграция России и других стран СНГ идет крайне медленно, она поставлена под угрозу в связи с присоединением к ВТО Грузии, Киргизии, Молдовы и Армении и намерением вступить в нее Украины и других стран. Участие России в ВТО будет способствовать укреплению как отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле, так и в отдельных случаях Таможенного союза.
1.3 Условия ВТО: объективные преимущества
Либерализм системы ВТО заключается прежде всего в том, что она устанавливает четкие правила игры в применении инструментов внешнеэкономической политики и некоторых инструментов внутренней экономической политики. Эта система ни в коей мере не исключает возможности применения протекционистских инструментов, но определяет строгие рамки их использования.
Условия участия в ВТО и доступа на рынок России определяются входе переговоров. До завершения переговоров любые выводы о том, что участие в ВТО ослабит Россию, очевидно, не могут быть логически объяснены.
Переговоры
по присоединению России к ВТО
предполагают активное участие в
них российского бизнес-
Российское бизнес-сообщество имеет реальную возможность оказывать влияние на переговорный процесс по присоединению России к ВТО путем активного участия в подготовке переговорных позиций. Такой подход позволит заинтересованным компаниям максимизировать выгоды от членства России в ВТО на перспективу11.
Преимущества системы ВТО доказывают не только тот факт, что практически все крупные торговые страны сейчас являются ее членами.
Кроме чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан.
Члены ВТО пользуются
режимом наибольшего
Конечно, за все преимущества приходится платить, соблюдать правила игры. Крупные страны-импортеры получают выгоды от снижения торговых барьеров, препятствующих выходу на рынки других стран. Определенные преимущества получают и ставшие членами ВТО развивающиеся страны, поскольку росту их внешней торговли способствуют специальные и дифференцированные режимы, установленные этой организацией.
Труднее всего приходится государствам, не преодолевшим последствия системного кризиса при переходе к рыночной экономике. Для них необходимость либерализации торговли, снижения или устранения торговых барьеров, отказ от экспортных субсидий, от квотирования импорта и прочих мер протекционистского характера оказываются весьма болезненными. Снижение таможенных пошлин ведет к сокращению доходной части государственного бюджета. Для достижения необходимой конкурентоспособности на мировых рынках требуются значительные капиталовложения в производство и инфраструктуру, а это может привести к усилению зависимости от мирового финансового рынка. Таковы отягчающие краткосрочные и среднесрочные последствия присоединения государства к ВТО.
Эта организация сама нуждается в реформе. Благодаря механизму ВТО по решению споров небольшие и слабые в экономическом отношении страны могут защищаться от недобросовестной торговой практики.
Но асимметрия
в обладании правовыми и
Финансовый кризис показал, что глобализация торговли и финансов требует углубления международного сотрудничества и эффективного регулирования на глобальном уровне. Расширение сотрудничества предполагает создание всеобъемлющей и справедливой кредитно-денежной и финансовой систем, которые учитывали бы мнения всех государств.
Любая будущая структура управления должна обеспечивать надлежащее представительство развивающихся стран, поощрять согласованность действий и взаимодополняемость между существующими организациями и институтами. Для ответа на существующие вопросы потребуется привлечь все международное сообщество14.
В условиях глобализации широкий круг проблем может быть решен лишь на многосторонней основе. Если Россия стремится оказывать серьезное влияние на трансформацию мировой финансовой системы (о чем все чаще заходит речь), то ее успех будет напрямую зависеть от участия в деятельности крупнейших международных финансовых и экономических организаций. Но прежде всего, как минимум, необходимо четко понимать собственные интересы и уметь вести эффективные переговоры. Это возможно лишь при учете внутренней ситуации в стране и сложившихся отношений России с международными финансовыми организациями.
2. Проблема
безопасности уязвимых
Предполагается, что наиболее чувствительными и значимыми для страны могут быть последствия «вступления» в нефтегазовой отрасли, автомобилестроении, сельском хозяйстве, полномасштабном использовании компьютерных технологий.
2.1 Риски нефтегазовой отрасли и автомобилестроения
Основными рисками России в данной сфере называют подъем цен на нефтепродукты, промышленный и бытовой газ до общемирового уровня и как следствие, вымывание с российского рынка данных стратегических ресурсов.
На самом деле указанные негативные ожидания – не что иное, как мифы. Причин для такого утверждения несколько15:
-ВТО не касается рыночного принципа цен напрямую, она «следит» только за соблюдением рыночного характера ценообразования. Никто не сможет диктовать России, как и любой другой стране мира, ее внутреннее ценообразование на что угодно. А искажение рыночного принципа ценообразования возможно вследствие государственного влияния (в виде дотаций по всей цепочке затрат) как на производителя товара (ресурса), так и на его потребителя, либо излишнего таможенного регулирования. Вот это в ВТО будет исключаться или заранее обговариваться;
-волатильность
внутренних цен на социально-
-качество российского
бензина, как основного
Усиление рыночного
характера ценообразования буде
Исключение «нерыночного» влияния государства на ценообразование в области нефтепродуктов и газа может привести, наоборот, к положительным последствиям для населения и внутренних потребителей. Поскольку низкие внутренние цены – это наше следствие недостаточной развитости экономики. Основными факторами естественного роста себестоимости продукции являются заработная плата и экологические платежи.
Рост первого фактора возможен в границах 100% от текущего уровня. А усилениестрогости применения экологического законодательства также обладаетзначительным и согласующимся с принципами ВТО потенциалом.
Исключение монопольного сговора производителей нефтепродуктов приведет крыночным тенденциям в оптовой ценовой динамике автомобильного топлива. И, как показал опыт применения антимонопольного законодательства в кризисный и посткризисный период, результаты данных мер не приводит к негативным последствиям для микроэкономики в масштабе страны. А вот качество автомобильного топлива только улучшиться, что положительно будет оценено и населением, и организациями.
Поэтому вступление России в ВТО и связанные с этим возможные незначительные стоимостные изменения в отдельных статьях ценообразования продуктов нефте- и газодобычи никаким негативным потенциалом не обладают. Известные и применяющиеся в настоящее время макроэкономические процедуры достаточны и эффективны.
Основной риск в данной сфере российской экономики связан с возможным ускоренным погребением отечественного автомобилестроения в руинах более качественного и сравнительно более дешевого европейского, азиатского и американского продукта.
В целом можно утверждать, что предпринятые, особенно в последнее время, меры со стороны Правительства и согласованные условия вступления в ВТО также дают весьма оптимистический прогноз. Во-первых, установлен высокий уровень таможенных пошлин на ввозимые авто, который будет действовать в течение 7 лет. Срок достаточно значительный. Во-вторых, чтобы не отпугнуть вошедших на российских рынок автопроизводителей срочно (до отсекаемой в связи со вступлением в ВТО даты – 31 декабря 2010 г) приняты необходимые решения по продлению режима промышленной сборки с высоким уровнем локализации. Данное решение призвано исключить уход упомянутых игроков из разряда производителей в разряд чистых импортеров. В-третьих, как результат действия первых двух факторов, созданы организационные условия для развития на российском рынке производств качественных автодеталей и комплектующих. Именно третий фактор и является ключевым в развитии авторынка России, в том числе, и для чисто отечественных игроков17.