Проблемы вхождения России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: обозначить проблемы вхождения России в ВТО, выявить положительные и отрицательные аспекты.
Задачи: проанализировать проблемы и перспективы вхождения России в ВТО; охарактеризовать проблему безопасности уязвимы отраслей экономики России в системе ВТО; отразить негативные и позитивные аспекты вступления России в ВТО.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Анализ проблем и перспектив вступления России в ВТО…………………….5
1.1 Проблемы, обязательства и внутренние препятствия вступления России в ВТО…………………………………………………………………………………..5
1.2 Проблема конкурентной среды ……………………………………………….10
1.3 Условия ВТО: объективные преимущества.................................................12
2. Проблема безопасности уязвимых отраслей экономики России в системе ВТО………………………………………………………………………………….16
2.1 Риски нефтегазовой отрасли и автомобилестроения………………………..16
2.2 Риски сельского хозяйства…………………………………………………….19
2.3 Риски полномасштабного использования компьютерных технологий…….21
3. Негативные и позитивные аспекты вступления России в ВТО……………..23
3.1 Положительные последствия вступления России в ВТО…………………..23
3.2 Угрозы и негативность момента вступления России в ВТО……………….28
Заключение………………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Россия и ВТО.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому, чтобы  уйти от судебных разбирательств с  государствами–членами ВТО отдельные  наиболее острые вопросы таможенно-тарифного и валютного регулирования должны являться предметом переговоров при вступлении в ВТО.

8. Экспортное квотирование. Эти меры могут рассматриваться как ограничения внешнеторговой деятельности. Поэтому меры, сроки и параметры их введения должны обсуждаться на переговорах о вступлении.

9. Интенсификация  и наращивание объемов госзаказа и гослизинга продукции обрабатывающей промышленности.

Эти меры могут  рассматриваться как субсидирование. Однако при осуществлении госзаказа и гослизинга на равных и законодательно закрепленных условиях(при отсутствии признаков специфичности)это будет являться разрешенным субсидированием. Чтобы уйти от судебных разбирательств необходимо обсудить в ходе переговоров возможности введения таких мер в наиболее потенциально «опасных» отраслях.

10.Дифференцированные  по норме передела экспортные пошлины. Эта мера может рассматриваться как запрещенное субсидирование. Однако в зависимости от условий введения дифференциация пошлины может расцениваться как запрещенные субсидии, а может – как специфичные. Поэтому отмена вывозной таможенной пошлины не является запрещенным субсидированием. Введение же повышенных пошлин на экспорт в целях ограничения экспорта может быть оспорено только в случае причинения ущерба другим членам ВТО, однако всегда может быть обосновано национальными интересами государства, что должно быть обсуждено в ходе ведения переговоров.

 

 

3.2 Угрозы  и негативность момента вступления  России в ВТО

 

Отметим отдельные негативные моменты, которые могут появиться в результате присоединения России к ВТО. Открытость внутреннего рынка может привести к тому,что будут утрачены целые ведущие, системообразующие отрасли, определяющие экономическую и оборонную мощь страны, продукция которых не выдержит конкуренции и кажется неконкурентоспособной.

В тоже время  Россия откроет свой внутренний рынок научно-технических достижений. В условиях, когда инновационные разработки часто не востребованы, когда не хватает специалистов, способных реализовать и внедрить их в реальных сектор экономики, зарубежные компании вполне могут оформить права на объекты российской интеллектуальной собственности, на применяемые технологии, на оборудование, на продукцию, тем самым, установив контроль над предприятиями.

Поэтому вступление России не может быть сделано на любых условиях. В условиях изношенности производственной базы предприятий наладить конкурентоспособное производство невозможно, поэтому на первых этапах необходима будет поддержка со стороны государства. Неравнозначными являются и последствия вступления России в ВТО для различных регионов. Импортозависимые и узкоспециализированные регионы окажутся в значительно худших условиях, чем регионы, работающие на экспорт. Не выдержит конкуренции и российская высокотехнологическая продукция, доля которой в мировом производстве составляет менее 0,5 %. В этой ситуации угрозы и негативность момента вступления в ВТО будет состоять в следующем27:

1. В условиях  роста конкуренции российская экономика окажется еще более неконкурентоспособной, и она не сможет противостоять сильнейшим мировым компаниям.

2. Поглощение  производства зарубежными компаниями  слабых отечественных производств.

3. Дешевая рабочая  сила и импорт приведет к закрытию ряда слабых производств и росту безработицы.

4. Рост цен  на энергоносители и транспортные тарифы, выравнивание их с мировым уровнем.

5. Запрет протекционизма.

7. Ухудшение  наполняемости бюджета в результате  снижения тарифных пошлин, которые  формируют до 37% федерального бюджета.

8. Угроза малому  бизнесу.

9. Под вопрос  может быть поставлена и продовольственная безопасность, Россия станет еще более зависимой от импорта.

10. Проблемы  с членами СНГ и Таможенного союза.

Таким образом, вступление в ВТО должно быть выгодным для России, а не являться самоцелью. Главная задача - добиться таких условий членства в ВТО, которые исключили бы ущемление прав нашей страны, отечественных производителей. В этом контексте промышленная политика должна быть направлена на изменение структуры экспорта, созданию рабочих мест и росту производительности труда, продвижению наших товаров за границей.

В противном  случае условия ВТО, станут наиболее выгодны крупным зарубежным корпорациям, большинство российских предприятий окажется разоренными из-за отмены протекционистских защитных мер.

Известно, что  США и Канаде понадобилось 9 лет, чтобы отменить таможенные тарифы, Швеция запросила 7 лет на приведение своего законодательства в соответствие с правилами ВТО28.

Но существует еще одна проблема на пути России к ВТО – это несовершенство нашего законодательства и его несоответствие нормам и правилам ВТО. Необходимо внесение изменений и дополнений в действующие законы, а также разработка новых законодательных актов. Это касается таких безусловных обязательств любой присоединяющейся страны, как единообразные условия введения защитных мер, условия ограничений доступа на российский рынок услуг и т. д.

Вступление  России во Всемирную торговую организацию  — стратегически важный шаг, необходимое условие участия в определении правил мировой торговли, реализации национальных экономических интересов в мировом хозяйстве. В то же время это сложный процесс, требующий взвешенности и продуманности каждого шага, согласованности действий с нашими партнерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

ВТО – международная  экономическая организация, призванная, во-первых, либерализовать международную  торговлю, во-вторых, устранить торгово-экономические противоречия в мировой торговой системе и, на основе этого способствовать росту благосостояния мирового сообщества.

Экономические причины, обуславливающие необходимость вступления Россия в ВТО: 1)новейшая Россия это крупная мировая держава со своим мощным экономическим и ресурсным потенциалом, 2)Россия во многом определяет ход развития мировой экономики, 3)являясь участником многих международных экономических организаций, частью мировой глобализированной экономики, Россия обязана быть членом ВТО,4)Россия, вступая в ВТО, предлагает мировом сообществу совместное использование своего – российского ресурсного потенциала во благо всех членов мирового сообщества, 5)на долю стран-членов ВТО приходилось95% всей международной торговли. С присоединением России –цифра вырастит до 98%, т.е. почти вся международная торговля осуществляется в правовых рамках ВТО29, 6)ВТО – развивающаяся система. Многие положения ВТО проходят период становления, развития и совершенствования. В рамках ВТО с 2001 года идет очередной раунд многосторонних торговых переговоров (и расширятся в будущем), в ходе которого разрабатываются новые соглашения о регулировании международной торговли, развития мировой торговой системы. Присоединившись к ВТО, Россия имеет возможности повлиять на этот процесс и, естественно, отстаивать свои интересы в ходе этих переговоров,7)против Российского экспорта странами-членами ВТО применяются ограничительные меры. По состоянию на01.04.2011 г. действовали 89таких мер. Применяя механизм рассмотрения споров, действующий в ВТО, Россия сможет оспорить в свою пользу ту или иную меру страны-члена ВТО, предпринятую по ограничению российского экспорта. И, тем более, что Россия ежегодно от этих мер теряет $2,5 млрд. в год. В принципе ВТО, не гарантирует, что этих мер против России с вступлением в неё применяться не будут, но оспаривать правомерность введения таких мер Россия получит, в частности оспаривать правомерность применения США поправки Джексона-Вэника, 8)вступая в ВТО, Россия открывает свою экономику для иностранных инвестиций. Внедрение в России инновационно-инвестиционной модели модернизации экономики невозможно без упрощения условий доступа инвестиций стран-членов ВТО. ВТО ликвидирует барьеры, ныне препятствующие российским компаниям на мировых рынках инноваций, включая рынки высоких технологий. Россия из страны импортозависимой сможет модернизироваться в экспортоориентированную 30, 9)присоединение к ВТО будет способствовать модернизации России в конкурентоспособную страну, национальная экономика которой будет способна создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Одной из основных целей ВТО и является создание условий для свободной конкуренции, предоставляя иностранным производителям те же таможенные и прочие условия, что и своим.

Длительность  переговоров о вступлении России в ВТО обусловлены как объективными, так и субъективными причинами. В конечном итоге в ходе этих переговоров России смогла отстоять условия своей экономической безопасности, минимизировала внешние, исходящие из ВТО угрозы своей безопасности. Задача России – максимально использовать механизмы институтов ВТО для целей обеспечения своей независимости.

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1.Арсенович А.М. Вступление России в ВТО: оценка региональных последствий. //Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики – 2010- №4 – С. 69-73

2.Батманова В.В. Теоретико-методологические подходы к определению экспортной деятельности при вступлении России в ВТО //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011 - №14 – С. 12-16

3.Богатова Е.Р. Россия и ВТО: роман с продолжением. //Финансовая жизнь – 2011 - №1 – С. 26-29

4.Великанов Н.С. Факторы конкурентоспособности рынка консалтинговых услуг России через призму вступления в ВТО. //Микроэкономика – 2010 - №2 – С. 125-128

5.Грачев И.Д., Некрасов С.А. О тройной институциональной ловушке экономического развития Российской Федерации со стороны электроэнергетики и вступлении России в ВТО //Микроэкономика – 2010 - №6 – С. 179-193

6.Груздов С.В. Геополитические аспекты вступления России во всемирную торговую организацию (ВТО) //Управление мегаполисом – 2010 - №3 – С. 149-153

7.Ерохин В.Л. Вступление России в ВТО: новые вызовы для сельского хозяйства //Российское предпринимательство – 2010 - №12-1 – С. 11-16

8.Захаров А.Н., Смирнова Л.Р. Присоединение России к ВТО: плюсы и минусы //Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика – 2010 - №6 – С. 55-63

9.Зиньковская Т.М. Россия, ВТО и технический прогресс. //Информационные ресурсы России – 2011 - №6 – С. 35

10.Козлова С.В. Вступление России в ВТО: опыт стран СНГ //Бизнес в законе – 2011 - №5 – С. 266-270

11.Кондрашина А.В. Экономический и политический аспекты вопроса вступления России в ВТО по отношению к рынку //Бизнес в законе – 2010 – №7 - С. 306-307

12.Лапшина О. Повышение конкурентоспособности российских товаров в условиях вступления России в ВТО //Международный сельскохозяйственный журнал – 2011 - №3 – С. 12-13

13.Лошаков А.С. Оценка опыта вступления в ВТО Киргизии и его использование при обеспечении экономической безопасности России //Внешнеторговое право – 2009 - №1 – С. 39-42

14.Моденов А.К. Таможенно-тарифная политика России как критерий экономической безопасности в условиях глобализации и вступления в ВТО //Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика – 2010 – №7-42 – С. 54-59

15.Муранов А.И. Серьезные ошибки, допущенные Россией в отношении сферы юридических услуг в ходе переговоров по вступлению в ВТО //Евразийский юридический журнал.- 2010 - №24 – С. 31-36

16.Муталимов В.А. Институциональные условия устойчивого экономического роста российской экономики при вхождении в ВТО //Бизнес в законе – 2010- №5 – С. 169-173

17.Неучева М.Ю. Всемирная торговая организация и особые экономические зоны: проблемы институционального согласования //Проблемы современной экономики – 2010 – №2 – С. 117-120

18Новицкая А.А. Внешнеэкономическая политика обеспечения национальной продовольственной безопасности России в условиях вступления в ВТО //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010 - №5 – С. 87-91

19.Оболенский В.П. Переговоры о присоединении России к ВТО: новый формат, новые проблемы //Мировая экономика и международные отношения – 2010 - №6 – С. 46-51

20Оболенский В.П. Россия в таможенном союзе и ВТО: новое в торговой политике. //Мировая экономика и международные отношения- 2011 - №12 – С. 22-30

21.Портанский А.П. Таможенный союз: тормоз на пути России в ВТО? //Современная Европа – 2010 - №1 – С. 134-142

22.Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В., Горчак М.О. Таможенно-тарифные проблемы введения единого таможенного тарифа таможенного союза и присоединения России к ВТО //Российский внешнеэкономический вестник – 2009 - №12 – С. 47-54

23.Симонов Н.Е., Уфрутов А.А. К вопросу создания единого правоохранительного пространства стран-членов таможенного союза в условиях вступления в ВТО //Таможенное дело – 2009 - №4 – С. 28-32

24.Скляров Д.В. Эффективная внешнеэкономическая деятельность в условиях ВТО как фактор обеспечения экономической безопасности России //Вопросы экономических наук – 2009 - №2 – С. 111

25.Степанов В.Г., Кочетков Д.А. Экономические риски банковской системы при вступлении России в ВТО //Этап: экономическая теория, анализ, практика- 2010- №1 – С. 129-139

26.Сьюзен Стюарт Вступление России в ВТО: последствия для Европейского Союза //Международная жизнь – 2011 - №12 – С. 77-87

27.Татаркин А.И., Линецкий А.Ф. Присоединение России к ВТО как важнейшее условие ее интеграции в мировую глобализированную экономику //Журнал экономической теории – 2011 - №4 – С. 147-152

28.Тойгабаев С.К., Омаров Т.С. Вступление России в ВТО: плюсы и минусы. //Проблемы экономики – 2010 - №3 – С. 16-18

29.  Федык Л.А. Еще раз о вступлении России в ВТО //Компетентность – 2010- №7 – С. 38-39

30Юркова Е. Конкурентоспособность национальной экономики России при вступлении в ВТО //Международный сельскохозяйственный журнал – 2009 - №4 – С. 12-14

Информация о работе Проблемы вхождения России в ВТО