Проблемы вхождения России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: обозначить проблемы вхождения России в ВТО, выявить положительные и отрицательные аспекты.
Задачи: проанализировать проблемы и перспективы вхождения России в ВТО; охарактеризовать проблему безопасности уязвимы отраслей экономики России в системе ВТО; отразить негативные и позитивные аспекты вступления России в ВТО.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Анализ проблем и перспектив вступления России в ВТО…………………….5
1.1 Проблемы, обязательства и внутренние препятствия вступления России в ВТО…………………………………………………………………………………..5
1.2 Проблема конкурентной среды ……………………………………………….10
1.3 Условия ВТО: объективные преимущества.................................................12
2. Проблема безопасности уязвимых отраслей экономики России в системе ВТО………………………………………………………………………………….16
2.1 Риски нефтегазовой отрасли и автомобилестроения………………………..16
2.2 Риски сельского хозяйства…………………………………………………….19
2.3 Риски полномасштабного использования компьютерных технологий…….21
3. Негативные и позитивные аспекты вступления России в ВТО……………..23
3.1 Положительные последствия вступления России в ВТО…………………..23
3.2 Угрозы и негативность момента вступления России в ВТО……………….28
Заключение………………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Россия и ВТО.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно констатировать, что и в сфере производства современной автомобильной техники позиции России после ее вступления в ВТО выглядят стабильными и управляемыми.

 

2.2 Риски сельского  хозяйства

 

Основные риски вступления России в ВТО связаны с ожиданием значительного снижения уровня государственных дотаций предприятиям агропромышленного комплекса, а также массовой экспансией сельскохозяйственных товаров из других стран, подрывающих своей дешевизной (но не качеством) отечественных товаропроизводителей. При этом предполагается, что сельхозтоваропроизводители из этих других стран как раз пользуются значительной поддержкой своих государств.

Разберем данные риски. Для  их проявления в реальности необходимо выполнение следующих условий: значительное снижение господдержки российским сельскохозяйственным товаропроизводителям и невозможность защиты внутреннего рынка от поставок сельскохозяйственных продуктов из-за рубежа.

Первое условие практически  исключено в связи с согласованием разрешенных России уровней государственных дотаций. Так по результатам последних (сентябрь 2010 г.) переговоров в Женеве министра сельского хозяйства России г-жи Е.Б. Скрынник с представителями ВТО установлены следующие параметры государственной поддержки сельского хозяйства страны18:

а) $9 млрд. в год – на период 2010-2012 гг.;

б) поэтапное снижение с  указанного уровня до $4,4 млрд. в период с 2013 по 2017 гг.;

в) отсутствие экспортных субсидий.

Следует заметить, что в  настоящее время уровень государственной помощи сельскому хозяйству составляет как раз $4,4 млрд. и намного превышает указанный показатель советского периода и новой российской истории.

Ясно, что обозначенный объем  государственной поддержки позволит полностью реализовать все нынешние и планируемые программы по развитию и модернизации отечественного сельского хозяйства в рамках реализуемой в настоящее время Госпрограммы.

Вопрос с  установлением выгодных для российского  сельхоз товаропроизводителя ввозных таможенных пошлин на наиболее критичные виды продукции (сахар, молочные и мясные продукты) также решен в нашу пользу. Правда, неизвестно какую. Ведь для потребителей данных продуктов вопрос цены имеет большое значение. Остается надеяться, что дополнительное финансирование нашими кошельками наших родных сельских тружеников будет компенсироваться хотя бы более высоким качеством продуктов, т.е. их экологической чистотой.

Но, говоря о  вступлении России в ВТО, нельзя пройти мимо еще одного вопроса. Он касается не только фермеров, но и любых российских предпринимателей и определяет значительное улучшение условий ведения бизнеса. Это вопрос кредитования и страхования.

Улучшение условий кредитования – это не только просто ощутимый финансовый ресурс, но и мощный фактор роста. Приход иностранного банковского менеджмента в Россию обосновано связывается с резким улучшением кредитного потенциала, способного значительно снизить процентную и обеспечивающую нагрузку на предпринимателей, а также поставить на предпринимательскую стезю более широкий и не менее активный и предприимчивый человеческий ресурс российского общества19.

По отношению  к перспективам сельского хозяйства России можно ожидать, что не только увеличится финансовая (кредитная) поддержка села, но и произойдет значительное перераспределение направленности такой поддержки от функционирующих известных предприятий в сторону новых перспективных молодых сельских хозяйств и кооперативов.

Таким образом, и российскому сельскохозяйственному  бизнесу вступление в ВТО ничем не угрожает, а наоборот, создает дополнительные условия для развития как уже существующих хозяйств, так и новых участников этого непростого вида предпринимательства. А вот использовать максимальные допустимые уровни таможенных барьеров на пути иностранных сельхоз товаров на российский прилавок следует осторожно, поскольку это может противоречить интересам наших потребителей. Почему-то, говоря о более высоких госдотациях иностранным фермерам, всегда выбирается сторона наших сельских товаропроизводителей, а интересы наших потребителей забываются. Но ведь как плохо это для первых, также хорошо это для вторых.

 

2.3Риски  полномасштабного использования  компьютерных

 технологий

 

Использование компьютерных технологий в России связано с масштабным уровнем авторского пиратства, являющийся одним из самых значительных и масштабных рисков. Введение требуемых обязательных при вступлении в ВТО законодательных актов, предотвратят этот перекос.

Необходимые для  вступления в ВТО законодательные акты уже приняты. Эти законы таковы, что с учетом наработанных мировой практикой технологий авторского надзора, они будут строго исполняться. Основные последствия связывают с прецедентами судебной практики. Теперь ГК соответствует «Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС), которое подписывают все участники ВТО, и Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений20. Копирование бесплатно разрешается «исключительно в личных целях и при необходимости». Невыполнение – штраф от 10000 руб. до5000000 руб. или лишение свободы на срок до 2-х лет.

Кроме указанных  поправок в законодательные нормы по защите авторского права, изложенные в ГК РФ, также приняты поправки в законодательство, ужесточающие требования для организаций, имеющих лицензию на производство компакт-дисков, содержание которых защищено авторским правом или смежными правами. Теперь в выдаче лицензий на воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей будет отказано лицам, у которых такая лицензия была ранее отозвана по решению суда, либо у обладателей лицензии будет отсутствовать в собственности соответствующее оборудование. Это позволит создать дополнительные условия для предотвращения правонарушений в этой сфере21. Данные законодательные нормы создают риски только для пассивных пиратов-пользователей. Но с этим придется смириться путем планирования дополнительной статьи личных и семейных расходов.

В заключение необходимо отметить, что согласованные условия вступления России в ВТО обеспечивают защиту интересов российских товаропроизводителей в наиболее чувствительных отраслях отечественной экономики, а более широкое проникновение в нашу действительность рыночных основ предпринимательства на всех уровнях будет создавать невозможные до этого события условия экономического подъема.

Единственное, что необходимо предпринимать руководству страны после вступления в ВТО, так это активное проникновение российских представителей в бюрократическую машину данной организации с целью исключения негативного действия её административного ресурса по отношению к России.

3. Негативные  и позитивные аспекты вступления  России в ВТО

 

3.1 Положительные последствия вступления России в ВТО

 

Разработка промышленной политики и процессы присоединения России к ВТО неразрывно связаны между собой. В связи с процедурой вступлениям России во Всемирную торговую организацию, формирование и реализация промышленной политики, направленной на повышение конкурентоспособности отечественной продукции, становится одной из важных и актуальных проблем. Это объясняется тем, что конкурентоспособность является главным требованием, предъявляемым мировой хозяйственной системой к любой национальной экономике. Быть конкурентноспособным - значит обеспечивать мировой уровень потребительских, качественных и ценовых характеристик товаров или услуг независимо от того, для внутреннего или внешнего рынка они предназначены. Динамика валового национального продукта, уровень занятости и доходов населения страны в первую очередь зависят от того, в какой мере национальное хозяйство, отдельные его отрасли и предприятия обладают преимуществами посравнению с конкурентами22. В зависимости от уровней конкурентоспособности отраслей и предприятий складываются объемы и структура экспорта и импорта, торговый и платежный балансы стран, то есть определяются их мирохозяйственные позиции. Усиление этих позиций России напрямую зависит от активной промышленной политики.

Вступление  России во Всемирную торговую организацию, присоединение на взаимосогласованных и выгодных для России условиях к торговым соглашениям, означает формальное снятие преград на пути российских товаров на мировые рынки с одновременным встречным открытием внутреннего рынка для иностранных товаропроизводителей. Выход на мировые рынки для российской экономики может радикально повлиять на выбор пути и возможности её развития. В целом же можно сделать вывод, что вступление России в ВТО активизируют проведение активной промышленной политики.

В связи с  этим необходимо акцентировать внимание на «плюсах» и «минусах» для российской экономики в случае присоединения к ВТО и оптимизации деятельности промышленных предприятий в этом процессе.

Предполагается, с одной стороны, что присоединение будет способствовать укреплению в российской экономике рыночных механизмов свободной конкуренции товаров и услуг, что создаст необходимые условия для интенсивного роста производительности труда, кардинальных изменений в промышленности и технологическом развитии.

В тоже время, социально-экономические  последствия присоединения России к ВТО могут оказаться не равновыгодными для субъектов хозяйствования в различных отраслях экономики, а также и для отдельных регионов. Для значительной части российских предприятий, выпускающих неконкурентоспособную продукцию, вступление страны в ВТО будет означать необходимость выбора: или модернизация производства или его свертывание23. Поэтому если предприятие хочет работать, то оно обязано выпускать конкурентную продукцию.

Данные преобразования естественно потребуют времени, средств, а возможно и государственных мер по защите внутреннего рынка и тех производителей, которые не подготовлены к резким переменам.

Полномочия  и возможности ВТО уникальны, поскольку она является единственной столь массовой международной организацией. Кроме того, ВТО предпринимает целенаправленные действия по объективному и справедливому разрешению споров между странами-участницами по любым вопросам, касающимся торговли и торговых барьеров.

Безусловным преимуществом  присоединения к ВТО для нашей  страны станет, во-первых, более легкий доступ российских производителей на зарубежные рынки за счет получения режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Во-вторых, возможно ослабление дискриминации, что особенно значимо для российской металлургии и химической промышленности, экспорт продукции которых ограничен квотами, повышенными ввозными пошлинами, антидемпинговыми процедурами. Аналогичным образом ограничивается экспорт российских калийных удобрений, аммиака и карбамидно-аммиачной смеси. Существует мнение, что вступление в ВТО сократит число антидемпинговых процедур, ежегодный ущерб от которых для российских металлургических компаний составил в среднем в 2006–2008 гг.около $2,3 млрд. Почти в 30 странах дальнего зарубежья — членах ВТО действуют антидемпинговые расследования или пошлины в отношении российских товаров. Около 85 %антидемпинговых ограничений распространяется на промышленные полуфабрикаты и готовые изделия24.

Положительные последствия вступления России в  ВТО отражены в Приложении. В условиях членства в ВТО вполне можно проводить самую агрессивную промышленную политику, но она должна несколько видоизмениться: вместо раздачи ссуд, беспроцентных кредитов, привилегий необходимо создавать привлекательные условия для предпринимательства, инвестиционного климата.

Поэтому если видоизменятся  меры промышленной политики, они не будут противоречить правилам ВТО. Остановимся более подробно на стыковых моментах и мероприятиях, которые необходимо будет согласовывать с требованиями ВТО. Поскольку их применение на начальном этапе реализации промышленной политики России необходимо, то при проведении переговоров с ВТО требуется достичь соглашения по их включению в условия членства России в ВТО, в том числе по сроку действия таких мер в переходном периоде.

Официально  провозглашенных принципов деятельности ВТО, которых все её члены обязаны  придерживаться, два: принцип наиболее благоприятствуемой нации и принцип национального режима. На практике это означает, что в соответствии с первым принципом нельзя предоставлять каким-либо торговым партнерам преимущественный доступна свой внутренний рынок. В соответствии со вторым принципом импортные товары, ввезенные в страну, не должны дискриминироваться по сравнению с такими же товарами местного производства25. Кроме того, с созданием ВТО впервые официально запрещено использование демпинга и государственного субсидирования экспорта, как двух главных форм нечестной конкуренции во внешней торговле.

Отсюда, мерами предполагаемые промышленной политики, требующими оценки на предмет соответствия правилам ВТО, являются следующие26:

1. Льготы при  создании внебюджетного ссудного  фонда промышленности, изменение режима государственного обращения с национальными финансовыми ресурсами (федерального бюджета, ЦБ РФ, доходов от имущества и др.).

2. Введение обусловленных  вложениями в реальный сектор  стимулов и льгот банкам (финансово-кредитным учреждениям).

3. Кредиты населению  под покупку товаров длительного пользования и жилья.

4. Введение в  налогообложение инвестиционной  налоговой льготы, инвестиционной налоговой премии, инвестиционного налогового кредита.

5. Введение в  федеральное налогообложение механизма  географического зонирования ставок  для компенсации климатических и транспортных издержек в северных и отдаленных территориях. Теоретически эти меры могут рассматриваться как субсидирование промышленности. Однако требованиями ВТО в целом субсидирование не запрещено. Если мероприятия не направлены на создание системы запрещенных субсидий, то они могут негативно оцениваться ВТО только в случае причинения ущерба другим государствам.

6. Защитные меры, импортозамещение, регулирование экспорта  капитала.

7. Системная  перенастройка таможенного и  валютного регулирования в интересах национального развития. Эти меры могут рассматриваться как защитные меры ограничения внешнеторговой деятельности.

Информация о работе Проблемы вхождения России в ВТО