Проблемы внешнего долга России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования внешнего долга………. 4
1.1. Понятие, сущность, содержание, виды государственного долга.. 4
Глава 2. Особенности формирования и структура
внешнего долга России……………………………………………………….
6
2.1. Внешняя задолженность СССР………………………………….. 6
2.2. Внешняя задолженность России………………………………… 7
2.3. Парижский клуб………………………………………………….. 9
2.4. Лондонский клуб………………………………………………….. 13
2.5. Международный валютный фонд……………………………….. 15
2.6. Коммерческие кредиторы……………………………………….. 15
2.7. Всемирный Банк…………………………………………………… 16
Глава 3. Влияние внешней задолженности на российскую экономику.. 18
Глава 4. Обслуживание и урегулирование внешнего долга Росси……. 22
Заключение………………………………………………………………….. 27
Список использованной литературы……………………………………… 30

Файлы: 1 файл

Курсач исправл.docx

— 52.42 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические основы формирования внешнего долга……….

4

     1.1. Понятие, сущность, содержание, виды государственного долга..

4

Глава 2. Особенности формирования и структура 

внешнего долга России……………………………………………………….

 

6

    2.1. Внешняя задолженность СССР…………………………………..

6

    2.2. Внешняя задолженность России…………………………………

7

    2.3. Парижский клуб…………………………………………………..

9

    2.4. Лондонский клуб…………………………………………………..

13

    2.5. Международный валютный фонд………………………………..

15

    2.6. Коммерческие кредиторы………………………………………..

15

    2.7. Всемирный Банк……………………………………………………

16

Глава 3. Влияние внешней  задолженности на российскую экономику..

18

Глава 4. Обслуживание и урегулирование внешнего долга Росси…….

22

Заключение…………………………………………………………………..

27

Список использованной литературы………………………………………

30




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы проблема внешней задолженности приобрела  глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в  настоящее время являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая  задолженность этих стран в 2004 г. превысила 3 трил. долларов, из которых 89% приходилось на развивающиеся  страны и 11% на бывшие социалистические государства.

Проблема обслуживания государственного внешнего долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в  стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная  дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование  иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических  проблем. Однако отсутствие целостной  государственной политики по привлечению  и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию  внешней задолженности, которая  становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Экономические события последних  лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно  с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим  предметом для обсуждения и в  ближайшей перспективе.

Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности  России, ее зависимость от этого  долга и перспективы развития ситуации.

 

 

Глава 1. Теоретические  основы формирования внешнего долга

1.1. Понятие, сущность, содержание, виды государственного  долга

В научной литературе государственный  долг определяется сложившийся к  данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике государственным долгом считают  долговые обязательства России перед  физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая, обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  РФ (ст.97 Бюджетного кодекса РФ).

Государственный долг России может быть в форме:

· кредитных отношений  и договоров, заключенных от имени  РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

· государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

· договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы  России;

· договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

· соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных  от имени РФ, о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте. В трактовке федерального закона "О государственных внешних  заимствованиях РФ и государственных  кредитах, предоставляемых РФ иностранным  государствам, и их юридическим лицам  и международным организациям" использовалось иное определение:

"Государственными внешними  заимствованиями РФ являются  привлекаемые из иностранных  источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственными внешними заимствованиями РФ формируют государственный внешний долг РФ". Эта формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга[3].

Внешний долг включает в  себя обязательства по государственным  гарантиям, предоставленным РФ, и  сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных  финансовых организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности  формирования и структура

 государственного  долга

2.1. Внешняя задолженность  СССР

Причинами образования внешнего долга России послужили как ее займы после 1991 года, так и задолженность  СССР, взятая на себя правительством России.

Сумму задолженности СССР точно установить трудно. Союз ССР  в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. Однако в 1984 году произошел  резкий скачок задолженности. На внешнем  рынке заняли более $15 млрд. (внешний  долг составил уже 5% ВНП) В 1986 сумма  внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП). Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности  СССР можно выделить: нарастание кризисных  тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и  его стоимости на мировых рынках, либерализация внешнеэкономической  деятельности, применение плавающих  процентных ставок по кредитам, привлечение  в больших объемах, так называемых, "кредитов перестройки", дисбаланс  в торговых отношениях со странами СЭВ.

Еще $30 млрд. задолженности  было накоплено Союзом в 1988 - 1991 годах, - когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов. Следует напомнить, что лидеры ведущих  государств Западной Европы пошли на предоставление СССР кредитов, не обнаруживая  своих подлинных целей, и перед  руководством СССР не ставилась задача провести радикальные экономические  реформы в СССР, что сегодня  называется настоящей причиной предоставления этих кредитов. Западные государства, предоставляя СССР, а затем Российской Федерации кредиты, по сути, оплачивали этими средствами определенные политические решения руководства СССР, а затем и руководства Российской Федерации. Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов Союза ССР, был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. (7 стран бывшего СССР не поставили свои подписи под Договором).

По официальным данным, признанный Россией советский долг составил в 1991 году 95,1 млрд. долл. Долг иностранным правительствам составлял 57,2 млрд. долл. Половина внешней задолженности  бывшего СССР приходилась на кредиты, 20,5% были обусловлены расчетами за поставку товаров в рамках СЭВ.

На краткосрочную задолженность  приходилось около 20% всей суммы  долга. Именно с расчетами со странами СЭВ связаны значительные расхождения, поскольку цены на экспортируемые российские товары были занижены, в то время  как цены на продукцию стран Восточной  Европы по политическим соображениям завышались. Заимствования с 1991 по 2000 год оцениваются на уровне 60 млрд. долл. Из всей суммы долга только 33% задолжности переоформлены в  долговые инструменты, которыми легко  управлять. Остальная часть представлена межгосударственными обязательствами, в отношении которых ведутся  трудные переговоры. На 2006 год долг бывшего СССР составлял 34,5 миллиардов долларов США.

2.2. Внешняя задолженность  России

В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских  республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся  со всем годовым ВНП страны. К  концу 1993 года обязательства России составили уже более $110 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом  на $15 млрд. (в первую очередь за счет привлечения займов международных  финансовых организаций). Причинами  стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 году соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65%. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый, - на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с экспортом, второй, - на основе их сопоставления с ВВП.

В действительности, именно от экспорта зависит поступление  валюты в страну, а значит и возможности  по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности  считается превышение суммы долга  по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Также  границей опасности считается отношение  процентных платежей к экспорту 15 - 20%, границей повышенной опасности: 25-30%.

Отношение размера государственного долга к валовому внутреннему  продукту (ВВП) - основной показатель финансовой устойчивости государства. В 2000 году внешний  долг России сравнялся с ВВП (на тот  момент Россия по этому показателю стояла в одном ряду с Мозамбиком и Эфиопией, пожалуй, самыми проблемными  странами третьего Мира).

По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний  долг России составлял $123.5. млрд., из которых $91,4 млрд. - составляли долги, доставшиеся  в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 году вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до $129 млрд. (рост задолженности  был связан, в первую очередь, с  попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998г. произошла конвертация части  внутреннего долга во внешний - объем  задолженности на конец 1998 года составил уже - $156,6 млрд., а в 1999 году достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении) В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных  расходов.

С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований  происходит постепенное (до $10 млрд. в  год) сокращение внешнего долга России. В 2000 году благодаря списанию части  задолженности бывшего СССР долг сократился до $148.7 млрд., в 2001 году за счет проведенных выплат долг сократился до $138 млрд.; в 2002 - сократился до $130 млрд. В последние годы также наблюдается  тенденция к сокращению внешнего долга по отношению к ВНП страны (2000г. - 62%, 2001г. - 50%, 2002 - 48%, 2004 - По оценкам  Министерства Финансов к концу 2002 года внешний долг страны 31,9%, 2005 - 23,5%). По состоянию на 01 января 2003 года внешняя  задолженность России составляла 122,1 млрд. долларов. За 2004 год госдолг  сократился на 353,3 млрд. рублей ($5,4 млрд) и составил на 1 января 2005 года 3 трлн.172,8 млрд. рублей ($114,3 млрд), 76,5 миллиардов долларов на 1 января 2006года, в свою очередь по состоянию на 1 апреля 2007 года государственный внешний  долг Российской федерации составил 50,7 миллиардов долларов США.

2.3. Парижский клуб

Парижский клуб - не институциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное  в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся  стран по государственным или  имеющим государственную гарантию кредитам; Россия - член Парижского клуба  с 1997 года.

Долг СССР Парижскому Клубу  кредиторов на конец 1991 года составлял $37.6 млрд. В январе 1992 г. правительство  РФ заключило рамочное соглашение о  пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу  кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 годах  последовали три его пересмотра (многосторонние меморандумы от 2 апреля 1993г., от 4 июня 1994г., от 3 июня 1995г), связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г.

Информация о работе Проблемы внешнего долга России