Проблемы внешнего долга России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования внешнего долга………. 4
1.1. Понятие, сущность, содержание, виды государственного долга.. 4
Глава 2. Особенности формирования и структура
внешнего долга России……………………………………………………….
6
2.1. Внешняя задолженность СССР………………………………….. 6
2.2. Внешняя задолженность России………………………………… 7
2.3. Парижский клуб………………………………………………….. 9
2.4. Лондонский клуб………………………………………………….. 13
2.5. Международный валютный фонд……………………………….. 15
2.6. Коммерческие кредиторы……………………………………….. 15
2.7. Всемирный Банк…………………………………………………… 16
Глава 3. Влияние внешней задолженности на российскую экономику.. 18
Глава 4. Обслуживание и урегулирование внешнего долга Росси……. 22
Заключение………………………………………………………………….. 27
Список использованной литературы……………………………………… 30

Файлы: 1 файл

Курсач исправл.docx

— 52.42 Кб (Скачать файл)

Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. правительство РФ подписало  Меморандум (многосторонний меморандум от 29 апреля 1996г) об условиях всеобъемлющей  реструктуризации11 Реструктуризация долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. внешнего долга СССР со странами - членами Парижского клуба кредиторов. Россия стала должна Клубу $38 млрд. Самое интересное в этой истории заключается в том, что если долги перед Парижским Клубом были признаны полностью, то с активами было иначе. В сентябре 1997 г. в Гонконге первый вице-премьер России А. Чубайс подписал "Меморандум о взаимопонимании... ", определяющий условия присоединения России к Парижскому клубу кредиторов. ПКК принял Российскую Федерацию в качестве "равноправного партнера", что расценивалось как "большое достижение новой российской дипломатии". По Меморандуму он от имени России добровольно отказался от половины финансовых активов, простив их российским должникам по предложению Парижского клуба. Они были пересчитаны по финансовой методике Международного валютного фонда, которая учитывает средний уровень доходов государств, их валовой внутренний продукт на душу населения и другие критерии. Исходя из такой методики, России навязали списание активов на 60 млрд. долларов. Это первый итог.

Правительство России взяло  на себя обязательства обслуживать  долг по процентной ставке 7% годовых, что  составляло около 2,7 млрд. долларов ежегодных  выплат Парижскому клубу. (Заметим, что  даже Советскому Союзу - США, Франция  и другие страны-кредиторы предоставляли  внешние займы по ставке 1,5 - 2% годовых)

Другим ущемляющим интересы России условием Соглашений стало обязательство  о первоочередности оплаты процентов  и штрафов за просрочку процентных платежей. И, наконец, в соответствии со статьями "о равном подходе", включенными во все Соглашения с  кредиторами Парижского клуба, наша страна фактически была лишена возможности  ведения самостоятельных переговоров  с любым из кредиторов о досрочном  погашении или списании долга, в  том числе путем денежных или  товарных взаиморасчетов. Это ограничение  закрыло для России "двери" по урегулированию долга и автоматически  обязало выплачивать высокую  процентную ставку по кредитам СССР до 2020 года. Это второй итог вступления России в Парижский клуб кредиторов".

В середине 2004 года для покрытия бюджетного дефицита Германия разместила облигации Aries, получение дохода по которым привязано к выплате  российского долга перед эмитентом  по соглашению с Парижским клубом. О выпуске этих бумаг российское правительство было уведомлено в  последний момент, что, конечно, вызвало  его неудовольствие. Механизм досрочного погашения долга стал разрабатываться  во многом именно потому, что Германия могла разместить аналогичные инструменты  и в 2005 году: ее бюджет оставался  дефицитным. Бесконтрольное увеличение объема торгуемого долга, так или  иначе привязано к суверенным обязательствам России, невыгодно ей хотя бы потому, что при этом возрастает число кредиторов. Новый выпуск облигаций Aries не понравился бы и инвесторам, так  как увеличил бы предложение российских облигаций на вторичном рынке.

Именно отсутствие договоренности с Парижским клубом о досрочной  выплате части долга сдерживало рост цен на рынке. В марте 2005 года первый раунд переговоров о заключении соглашения завершился безрезультатно, но в мае оно было подписано. Хотя никаких скидок за досрочное погашение  страна не получила, выплата 15 млрд. долл. В 2005 году позволяет сэкономить около 6 млрд. долл. На процентных платежах за 2005-2020 года, а также обезопасить себя от новых выпусков облигаций, таких как Aries. Кроме того, благодаря этому соглашению Минфин РФ смог потратить средства Стабилизационного фонда на досрочное погашение внешнего долга, а не на реализацию инфраструктурных проектов. Достичь договоренности с Парижским клубом было непросто, потому что Германия требовала от России доплаты к основной сумме долга, чтобы возместить часть потерь, понесенных вследствие неудачного выпуска Aries: их спрэд(разница между фактическим уровнем процента и процентом для первоклассного заемщика) к российским суверенным еврооблигациям с момента размещения сократился. В итоге стороны все же пошли на компромисс, соглашение не подписала только Швейцария.

Россия 14 августа 2006 года подписала  соглашение с Германией о досрочном  погашении внешнего долга РФ и  бывшего СССР.

В соответствии с этим документом будет досрочно погашена задолженность  перед Германией на сумму свыше 8.14 миллиарда евро, реструктурированная  в свое время в рамках соглашений "Консолидация 4" от 1997 года и "Консолидация 5" от 2000 года.

Тем самым с возвращения  задолженности Германии как крупнейшему  кредитору России начнется процесс  досрочного погашения реструктурированного в рамках Парижского клуба внешнего долга России, договоренность о чем  была достигнута в Париже 16 июня 2006 года и оформлена многосторонним протоколом о досрочном погашении  задолженности.

Подписанное 14 августа так  называемое пилотное соглашение "станет основой для аналогичных договоренностей  с остальными кредиторами России, входящими в Парижский клуб".

Оставшаяся часть долга  РФ перед Парижским клубом составляет $21.3. млрд. Общая экономия от долгосрочного  погашения долга составляет $7.7 млрд. По его словам, наиболее существенная экономия будет наблюдаться в  первые 6-7 лет. В 2007 году она составит $1.2. млрд, в 2008 - $1.1. млрд, в 2009 году - $1 млрд.

2.4. Лондонский  клуб

Лондонский клуб - международное  объединение частных коммерческих банков, сформирован в конце 70-х  годов для решения проблем, возникших  из-за неспособности ряда стран (в  первую очередь развивающихся) регулярно  обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности  перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся  под защитой государственных  гарантий или страхования. В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран  мира.

В составе Лондонского  Клуба, 430 банков кредиторов, связанных  с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный комитет (БКК). БКК  является органом выработки общих  принципов по урегулированию задолженности  России перед коммерческим банками - кредиторами СССР. Председатель БКК - Deutshe Bank AG. Предметом соглашения с  Лондонским клубом является задолженность  бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным  государственными компаниями, заключенным  до 31 декабря 1991 года. На тот момент эти долги составляли - $32.3. млрд.

Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года.

Осенью 1994 года на сессии МВФ  в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед  Лондонским клубом будет выступать  Внешэкономбанк. На время переговоров  банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку  отсрочки платежей (так называемые ролл-оверы). Всего в рамках Лондонского  клуба был предоставлен 21 ролл-овер.

В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне  правительство РФ и члены Банковского  консультативного комитета Лондонского  клуба подписали Меморандум о  согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму $32,3 млрд., включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты (ставка LIBOR + 13/16). С деталями предложенной реструктуризации (предполагалось частичное списание долга) кредиторы банка были ознакомлены в июне 1996 г.6 октября 1997 г. Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали в Москве соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам.10, 4% долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части - основной долг - $24 млрд. (облигации - Principal Loan - PRIN), проценты по нему - $8,3 млрд. (облигации - Interest Accrual Notes - IAN). Эмитентом облигаций выступал Внешэкономбанк, но согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 года эти обязательства по статусу были приравнены к долговым обязательствам государства. Часть каждого платежа по облигациям должна была осуществляться деньгами, другая часть выплачивалась процентными облигациями (IANs). С течением времени денежная часть выплат должна была возрастать.

В 2001 году долг по облигациям Внешэкономбанка Лондонскому Клубу  был переоформлен в обязательства  Российской Федерации, 30% основной суммы  долга было списано. По условиям обмена соответствующая задолженность  была обменена на пакет номинированных в долларах США новых еврооблигаций  Российской Федерации с окончательными сроками погашения в 2010-2030 гг.17 мая 2001г. состоялся очередной, IV этап обмена требований по реструктуризированному кредиту (PRINs) и процентным облигациям (IANs). Операция обмена на еврооблигации  проводится в несколько этапов ввиду  того, что некоторые кредиторы  по ряду причин (ограниченность времени  для согласования и направления  заявок на обмен, вовлечение инструментов в какие - либо собственные коммерческие и иные операции) не успели обменять принадлежащие им инструменты в  первоначально установленные сроки. По итогам четырёх этапов операций объём обмененных PRINs составил 99,98%, а IANs - 99,33%. Суммы выпуска новых российских еврооблигаций со сроками погашения в 2010 и 2030гг. равнялись 18,3 млрд. долл. США и 2,8 млрд. долл. США соответственно.

В соответствии с условиями  обслуживания еврооблигаций, Россия ежемесячно осуществляет платежи, представляющие собой оплату купонов по облигациям.

2.5. Международный  валютный фонд

Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная валютно - финансовая организация, учрежденная  в 1944 году в результате Бреттон - Вудских  соглашений с целью поддержания  стабильности международной валютной системы и снижения торговых и  валютных барьеров между странами.

На протяжении истекшего  десятилетия кредиты МВФ выполняли  двоякую роль. Они выступали источником пополнения доходной части бюджета  и служил для внешних кредиторов гарантией принятия российским правительством мер, согласованных с МВФ и  направленных на стабилизацию платежного баланса. Улучшение состояния платежного баланса страны и накопление валютных резервов должны были создать условия  для бескризисного обслуживания внешнего долга.

31 января 2004 года Россия  при помощи накопленной в стабфонде  суммы полностью погасила долг  МВФ в размере 3,3 миллиарда  долларов. Досрочное погашение сэкономило 204 миллионов долларов процентных  платежей

2.6. Коммерческие  кредиторы.

Коммерческая задолженность  бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров и оказанных  услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 04.01.92г., оценивается  примерно в 4 млрд. долларов США (без  учета просроченных процентов), в  том числе на учете во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов США. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми институтами, в т. ч. входящими в Лондонский клуб). В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям Заявления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994г. В настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах клубов кредиторов, наиболее крупными из которых являются UBS AG/Zurich, HERMES/Hamburg, GML Ltd/London, Eurobank/Paris, EKF/Copenhagen, FIMET/Helsinki, VOSTOK/Praha, Mediocredito Centrale/Rome, Trade Creditors Group in Japan/Tokyo.

12 апреля 2001 года в Лондоне на Форуме коммерческих кредиторов бывшего СССР состоялись переговоры делегации Российской федерации с ведущими страновыми клубами, на которых были согласованы ключевые финансовые условия реструктуризации коммерческой задолженности, подлежащей дальнейшему утверждению Правительством Российской Федерации. В настоящее время заинтересованными ведомствами завершается согласование проектов нормативных документов, необходимых для регистрации достигнутых договоренностей.

По данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим кредиторам на 1 апреля 2007 года составила коммерческая $0,8 миллиарда.

2.7. Всемирный Банк

Международный банк реконструкции  и развития (Всемирный Банк) - международная  финансовая организация, учрежденная  в результате Бреттон - Вудской конференции  в 1944 г. Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран  Западной Европы, а сегодня, предоставляет  займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.

Кроме финансирования таких  проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет  ссуды на реструктуризацию экономической  системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется  портфель займов общей суммой, превышающей $250 млрд.

Наряду с Всемирным  Банком группа MБРР включает в себя Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные  финансовые организации.

Решения во Всемирном Банке  и МВФ принимаются голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены этих организаций. В отличие от ООН, где  голоса стран-членов равны, количество голосов во Всемирном Банке и  МВФ определяется уровнем финансового  вклада страны. Таким образом, Соединенные  Штаты имеют примерно 17% голосов, а семь крупнейших индустриальных стран ("Большая семерка") в целом - 45%. Из-за уровня своего вклада, голос  США всегда был наиболее влиятельным - и они всегда активно использовали право вето.

Примечание: В 1996-1998 годах  Россия получила от Всемирного банка $9,8 млрд. на реструктуризацию угольной отрасли. Из них $5,4 млрд. было направлено в бюджет и исчезло.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Влияние внешней задолженности

на российскую экономику

Внешний долг, то есть накопленная  задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в. Эта ситуация соответствует  современным тенденциям, которые  свидетельствуют о том, что мировая  экономика дефицитна и имеет  ярко выраженные долговые черты. Подавляющее  число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для  осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической  политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение  привлечённых и предоставленных  средств неодинаково, однако практически  везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.

Информация о работе Проблемы внешнего долга России