Проблемы занятости и безработице в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий

Содержание работы

Введение 3
1. Безработица как социально-экономическое явление
1.1. Сущность безработицы и её виды 7
1.2. Безработица её продолжительность и уровень 10
1.3. Причины безработицы в переходной экономике 11
1.4. Социально-экономические последствия безработицы 14
1.5. Пути преодоления безработицы 16
2. Проблемы безработицы в России
2.1. Экономические реформы и рынок труда 20
2.2. Государственная защита населения в условиях безработицы 22
2.3. Эффективность государственной политики 24
2.4. Безработица и политика государственного регулирования 27
3. Безработица и политика занятости по Нижегородской области 29
Заключение 36
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехо­да к рыночной экономике, одной из самых острых является, как известно, угроза мас­совой безработицы. И угроза эта в более или менее значительной степени реализуется. Сегодня (а точнее, наверное, еще вчера) для России приобрели исключительную акту­альность меры по возможному предотвращению обвального размаха безработицы и смягчению ее социальных последствий. Однако, прежде всего следует сказать о ха­рактере кризиса, порождающего безработицу в российских условиях. Это не цикличе­ский кризис, известный из экономики состоявшегося капитализма и как бы «сам по се­бе» выводящий ее по истечении некоторого времени к фазе подъема, в которой суще­ствует только фрикционная и ограниченная структурная безработица В России массо­вая безработица порождается трансформационным экономическим кризисом. Он от­ражает глубокие противоречия условий перехода от командной экономики к рыноч­ной и носит не циклический, а главным образом структурный характер. Отсюда следу­ет, что выход из этого кризиса может быть лишь следствием глубоких структурных преобразовании в народном хозяйстве. Однако по отношению к сфере занятости обя­зательно должно сохраняться регулирующее участие государства. Успех реформ в России в решающей мере зависит оттого, сумеет ли народное хозяйство страны впи-



12

саться в систему мирохозяйственньгх связей, эффективно найти свое место в системе международного разделения труда Если страна не согласна с перспективой стать сырьевым придатком развитых государств, ее обрабатывающая промышленность должна производить конкурентоспособную продукцию. Конкурентоспособную и на мировых рынках, и, тем более, на своем собственном внутреннем рынке, причем не опирающемся на искусственные и не могущие быть долговечными в рыночной эко­номике подпорки в виде взвинченных таможенных, лицензионных и иных барьеров. Иначе говоря, путь к подлинной экономической стабилизации и, в частности, к пре­дотвращению условий появления массовой безработицы лежит через повышение производительности труда, снижение трудо- и зарплатоемкости, оптимизацию численно­сти персонала. Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения в России, можно отметить следующие: Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики явля­лась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомога­тельного и управленческого) предприятий. В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работни­ков. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудо­сберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало ис­кусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал широкому распространению «выводиловки» в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе. Одним сло­вом, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица. Директора государственных предприятий нередко и по сей день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут



13

под контроль предприятия в результате их приватизации: они стремятся иметь опти­мальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыноч­ным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значи­тельных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.

Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортимен­ту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обыч­ным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно са­нировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим част­ным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить про­изводственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми, лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала А это - еще один канал, пополняющий безработицу.

Третья причина. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои Чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зар­плату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не мо­жет сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и, в ко­нечном счете, - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продук­ция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть опла­чена ее потребителями. Этот кризис - еще фактор, питающий безработицу.

Четвертая причина. Рыночные реформы ведут к успеху, только если сопро­вождаются глубокой структурной перестройкой- Такая перестройка охватывает



14

не только микроэкономику (рехлруктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отрас­лей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция ко­торых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой ха­рактерны глубокие диспропорции, такая перестройка породит массовую, структурную безработицу.

Пятая причина. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факто­ры. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ньше независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ошутимым факто­ром в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее ост­рые формы именно в районах концентрации военных заводов.

1.4 Социально-экономические последствия безработицы^ Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Со­циально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее ост­рых глобальных и национальных проблем. Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возник-



15

новение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости. Очень часто оце­нивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобо­жденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положе-ние в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в си­лу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфиче­ским Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оцен­ки последствий безработицы. Подчеркну, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительно­сти труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных

процессов. Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути вы­хода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономиче­ского и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определен­ное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетель­ствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за ру­бежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на мой взгляд,



16

социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему, (см. прил. 2) Безработица - опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пино­чета в Чили).

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безрабо­тицы служит основанием для включения в число основных макроэкономиче­ских функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости.

1.5 Пути преодоления безработицы.

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны. Современные мальтузианцы предлагают под­держивать стабильность на рынке труда с помощью государственной политике ог­раничения рождаемости.

Пигу и его последователи, считающие, что корень зла — в высокой заработ­ной плате, предлагают:

• содействовать снижению заработной платы;

•      разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добивают­ся, оборачивается ростом безработицы.

•      государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы. Из рекомендаций Пигу ши­роко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.

Кейсианские программы   борьбы с безработицей предполагают использо­вание двух блоков мероприятий (см. схему).



17

 

Тактические методы

Стратегические мероприятия

Организация государ­ством     общественных работ

Государственные заказы    частному сектору

Снижение              учётной ставки   процента

Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном

периоде, когда положительные сдвиги в экономике ещё не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организо­вать и оплатить государство за счет своего бюджета.

Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования произ­водственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.). Главное - занять население во имя социальной стабильности и поддержания, хо­тя бы минимального потребительского спроса со стороны работников. Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие - потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьше­ние учетной ставки за счет увеличения государственных расходов (возможно при и росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющих большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле ин­вестиционной деятельности. Приводится в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу. Кейсианские программы успешно применялись после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности для их претворения в жизнь. Источниками финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспре­дельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведет к до­полнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной   массы



18

способствует инфляции. В условиях инфляции инвестиционный спрос снижается. Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые госу­дарство не могло решить восполнением недостатка спроса Резко подорожали ре­сурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ве­дущие к росту предложения.

Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все на­грузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюд­жетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклонятся от соци­альных программ, что, безусловно, ведёт к нагнетанию социальной напряжённо­сти. Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую денежную среду. Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производст­ва, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требо­ваниям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но в усло­виях циклического спада производства банкротства приобретают массовый ха­рактер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптированных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу. Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резко­му ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обста­новку и провоцирует население на стихийные формы протеста Опасность взры­ва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с труд­ностями экономического кризиса. Нов условиях России последовательное ис­пользование монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада и безработицы, специфические для стран, переходящей от административ­но-командной системы к рыночной.

Информация о работе Проблемы занятости и безработице в современной России