Проблемы занятости и безработице в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий

Содержание работы

Введение 3
1. Безработица как социально-экономическое явление
1.1. Сущность безработицы и её виды 7
1.2. Безработица её продолжительность и уровень 10
1.3. Причины безработицы в переходной экономике 11
1.4. Социально-экономические последствия безработицы 14
1.5. Пути преодоления безработицы 16
2. Проблемы безработицы в России
2.1. Экономические реформы и рынок труда 20
2.2. Государственная защита населения в условиях безработицы 22
2.3. Эффективность государственной политики 24
2.4. Безработица и политика государственного регулирования 27
3. Безработица и политика занятости по Нижегородской области 29
Заключение 36
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)


19

Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препят­ствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. Меры по сокращению обработаны следующие:

1 Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специально­сти и т.д.);

2.0рганизация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);

3. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

4.   Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям

5.   Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

6.   Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярма­рок вакансий, дней открытых дверей и т.д.



?Г)

2. Проблема безработицы в России 2.1.    Экономические реформы и рынок труда

Важнейшей компонентой рыночной экономики выступает рьшок труда Разви­тый рьшок труда позволяет наиболее полно и эффективно использовать веществен­ный, научный и человеческий потенциал страны, преодолевать сложившиеся дефор­мации в сфере занятости, регулировать проблемы безработицы.

Рьшок труда в России в настоящее время характеризуется следующими явле­ниями:

-        быстрым сокращением численности экономически активного населения;

-        сдвигами в структуре занятости - ее перераспределением в сферу услуг, где рабо­тает более половины занятых, и частный сектор - 37% занятых. Вне госсектора работает 63% занятых;

-        высокой концентрацией занятости на крупных и средних предприятиях (67% всех занятых);

-        высокой трудовой мобильностью работающих (отношение суммы выбытий и приемов на работу к среднегодовой численности занятых превышает 30%. Но при этом миграция по трудовым мотивам низкая - 20% всех мигрантов);

-        несоответствием роста и дифференциации реальной начисленной заработной платы росту и дафференциации гфоюводительности труда;

-        преобладанием латентных процессов над открытыми (неоплачиваемые или час­тично оплачиваемые отпуска, вынужденные переводы на режимы неполного рабочего времени, задержки с выплатой заработной платы, неформальная заня­тость за счет основного времени);

-        активизацией высвобождений в связи с сокращением численности работни­ков (до сих пор менее 10% среди причин безработицы);

-        увеличением средней продолжительности безработицы.

Безработица определяется соотношением двух основных сторон рынка тру­да: спроса на рабочую силу и ее предложения.



21

Предложение рабочей силы, а следовательно, уровень и структура безрабо­тицы, зависят прежде всего от воспроизводства населения, рождаемости, смерт­ности, миграции (определяющих численность населения в трудоспособном возрасте в стране и регионах), а также от численности различных демографических групп (женщин, молодежи, пожилых людей в населении трудоспособного возраста). Предложение рабочей силы определяется также социально экономическими и психологическими факторами: заработной платой и уровнем дохо­дов, отношениями распределения, потребностью в труде как средстве самовыраже­ния, уровнем образования и специальной подготовки, социальной политикой, т.е. ус­ловиями, которые вынуждают потенциальную рабочую силу искать место на рынке труда

Особенно в сложном положении в переходных условиях оказались такие демо­графические группы, как женщины, молодежь, многодетные родители или родители-одиночки. Сложившийся уровень занятости женщин (всех женщин, а также особен­но многодетных и глав неполных семей) и молодежи в производстве в нашей стране традиционно высок, что определяется низким уровнем жизни населения, идео­логическими факторами (особенно в отношении занятости женщин), недостатками социальной политики. В настоящее время высокая потребность в труде этих групп населения поддерживается невозможностью существования семьи на доходы ее главы, что ведет к мультипликации спроса на труд, поскольку один человек пре­тендует на несколько рабочих мест при высокой потребности в них всех групп насе­ления.

При анализе ситуации на рынке труда и перспектив ее изменения, при выра­ботке приоритетов и мер государственной поддержки безработных необходимо учитывать и потенциальные возможности домохозяйств, и возрастающую посред­ническую роль семьи, членами которой являются безработные. Государственная поддержка безработных призвана сократить срок безработицы и поддержать уровень жизни безработного. В обоих направлениях этой политики необходи­мо учитывать роль семьи (домохозяйства). Так, рост числа детей в семье обост-



22

ряет для ее членов проблему безработицы, поскольку при относительно низком уровне жизни многодетных семей безработица одного из кормильцев ставит членов семьи на грань выживания. В то же время высокая безработица среди женщин не все­гда серьезно обостряет проблемы членов семьи, если муж имеет возможность содер­жать семью (перераспределение занятости на уровне семьи). Всегда человек , оказав­шийся без работы не по своей воле, впадает в угнетенное, беспокойное состояние.

2.2 Государственная защита населения в условиях безработицы

Безработица - постоянный спутник рыночной экономики, связана с определен­ными потерями для общества. Поэтому оно должно стараться эти потери минимизи­ровать. Прежде всего, необходимо создать условия, при которых безработные слои на­селения могли как-то просуществовать в период вынужденного бездействия. Органи­зационное воздействие механизма занятости в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба занятости населения. Система содействия занятости представля­ет собой Федеральную службу занятости населения Российской Федерации и регио­нальные (городские) центры занятости, которые работают по единой методологии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имеются четкие инструк­ции о порядке работы служб занятости в Российской Федерации, отраженные в техно­логии организации работы центра занятости в Российской Федерации. Безработным оказывают помощь по нескольким каналам. Прежде всего, через систему пособий по безработице. Эти пособия финансируются из трех источников:

-              обязательные взносы предприятий;

-        взносы работников;

-        дотации бюджета.

Кроме того, действуют и иные формы поддержки для тех, кто по истечении срока предоставления пособий по безработице не смог устроиться на работу, - разовые денежные или натуральные льготы, например, льгота пользования общественным транспортом, оплата жилья, предоставление продовольственных талонов и т.д.



23

Кроме того, общество из своих средств формирует социальные программы помощи тем, кто не в состоянии по своим физическим данным прокормить себя. Речь идет об инвалидах, престарелых, а также студентах, чьи расходы при платном обучении очень высоки. Общества, ориентирующиеся на кейнсианские стабилизационные программы, обычно имеют обширный фронт социальных программ. Государству в этом случае приходится ужесточать налоговую политику, ибо эти программы необходимо финан­сировать. Предприниматели же свои налоги перекладывают по мере возможности на потребителя, взвинчивая цены. Таким образом, платой общества за социальную ста­бильность становится высокий уровень цен и налогов. Существует блок экономиче­ской политики государства в области организации рынка труда, который одновремен­но решает две задачи:

1. За счет переобучения, переквалификации безработных обеспечивается ра­циональная занятость. Работник получает возможность адаптироваться к новым требованиям рынка. Представляет интерес то, что идея принудительной занятости претворялась в жизнь в тоталитарных государствах с плановым распределением г сурсов, а также в государствах, придерживающихся правил минимальной организа­ции рынка труда. Разрастание маргиналов вызвало такую неожиданную реакцию даже у государств рыночного типа;

Процесс переобучения, социальная защита населения уменьшают время вынуж­денной безработицы. Возможность такой ситуации обусловлена тем, что работник приобретает именно ту конкретную профессию и квалификацию, которую требует на современном этапе рьшок. Из сказанного следует, что для снижения безработицы в России необходимо воздействовать на сложные взаимосвязанные процессы, проте­кающие в сфере производства и потребления путем активизации деятельности пред­приятий и одновременно повышения уровня благосостояния людей, как работающих, так и временно безработных. Но добиться этого можно будет лишь после завер­шения структурной перестройки экономики и решения судьбы сотен и тысяч предприятий, являющиеся фактическими банкротами, но не вступившими еще на путь финансового оздоровления, а также существенного улучшения работы служб



24

занятости населения, которые должны оказать безработным материальную по­мощь и облегчить поиск рабочих мест.

2.3. Эффективность государственной политики

Наличие многочисленных факторов, не связанными с макроэкономическими
возможностями для занятости, может сделать бессмысленными попытки стабилизации
положения на рынке труда за счет «чистых» экономических мер. Результаты макро­
экономических усилий будут находиться в ощутимой зависимости от эффективности
трудовой политики. Повышение и поддержание «высокой способности к занятости»
рабочей силы, а также поддержка благоприятной «рабочей среды», позволяющей реа­
лизовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должно со­
ставлять ключевую задачу трудовой политики и политики развития рабочей силы. Со­
стояние рынка труда является результатом влияния множества экономических и со­
циальных факторов, равно как и сам рынок труда становится силой, воздействующей
на них. Поэтому нейтрализация безработицы может достигаться в более широком
контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений поли­
тики. В частности, тесная связь занятости и экономики крайне необходима для обес­
печения стабильного роста производства и надежного фундамента для занятости. По­
литика, которая улучшает функционирование рынка труда и способствует приспособ­
лению рабочей силы к структурным переменам, снижает риск падения экономическо­
го роста и позитивно влияет на возможности стабилизации развития. Соответственно,
чем более успешной будет политика, направленная на поддержание безинфляционно-
го роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и
рынка труда.              Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех на-

правлениями политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабо­чей силы. С точки зрения влияния на занятость, эффективность макроэкономической политики должна определяться её позитивным воздействием на способность экономи­ки поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а так же тех, кто впервые



25

или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способ­ности экономики к безинфляционной «генерации занятости» в целом составляет зада­чу экономической политики. Повышение и поддержание «высокой способности к за­нятости» рабочей силы, а также поддержка благоприятной рабочей среды» ( под «ра­бочей средой» в данном случае понимается режим найма и увольнения, рабочего вре­мени, условия оплаты труда, возможности карьерного роста и повышения квалифика­ции, меры по нейтрализации дискриминации, система коллективных переговоров и другие элементы, способствующие благоприятному «входу в занятость» и защищаю­щие приобретённую занятость ), позволяющей реализовать эту способность и сохра­нить уже имеющуюся занятость, в целом должна составлять ключевую задачу трудо­вой политики. По мере расширения открытой безработицы, в том числе в связи с оп­тимизацией фонда рабочего времени, приведения численности работников к величине «экономически заданного спроса», будет усиливаться значение и политики на рынке труда, направленной на улучшение его функционирования и за счёт этого, на преодо­ление открытой безработицы, особенно длительной. Её базовая задача - повышение «способности к занятости» безработных граждан.

Политика, направленная на содействие занятости, одновременно должна быть пре­имущественно активной и справедливой.

Активность политики понимается как поощрение экономических возможностей и ак­тивности каждого гражданина для борьбы с бедностью и снятию зависимости от под­держки доходов за счёт социальных государственных пособий и выплат, а также сни­жения риска возникающей в связи с этим социальной изоляции. Одновременно, ак­тивность не означает лишь меры, обычно реализуемые в рамках политики на рынке труда Активность заключается в том, что любые политические меры, влияющие на параметры спроса и предложения рабочей силы, эффективность функционирования рынка труда, подчиняются общей цели.

Однако наличие таких действий ещё не означает, что они в целом, и каждое из них, оказывают одинаковое позитивное влияние на рынок труда и безработицу. Эффект, ко­торый может быть дсклигнут через реализацию программ и услуг службы занятости,



Информация о работе Проблемы занятости и безработице в современной России