Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:03, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий
Введение 3
1. Безработица как социально-экономическое явление
1.1. Сущность безработицы и её виды 7
1.2. Безработица её продолжительность и уровень 10
1.3. Причины безработицы в переходной экономике 11
1.4. Социально-экономические последствия безработицы 14
1.5. Пути преодоления безработицы 16
2. Проблемы безработицы в России
2.1. Экономические реформы и рынок труда 20
2.2. Государственная защита населения в условиях безработицы 22
2.3. Эффективность государственной политики 24
2.4. Безработица и политика государственного регулирования 27
3. Безработица и политика занятости по Нижегородской области 29
Заключение 36
Список используемой литературы
19
Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. Меры по сокращению обработаны следующие:
1 Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);
2.0рганизация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);
3. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);
4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям
5. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);
6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.
?Г)
2. Проблема безработицы в России 2.1. Экономические реформы и рынок труда
Важнейшей компонентой рыночной экономики выступает рьшок труда Развитый рьшок труда позволяет наиболее полно и эффективно использовать вещественный, научный и человеческий потенциал страны, преодолевать сложившиеся деформации в сфере занятости, регулировать проблемы безработицы.
Рьшок труда в России в настоящее время характеризуется следующими явлениями:
- быстрым сокращением численности экономически активного населения;
- сдвигами в структуре занятости - ее перераспределением в сферу услуг, где работает более половины занятых, и частный сектор - 37% занятых. Вне госсектора работает 63% занятых;
- высокой концентрацией занятости на крупных и средних предприятиях (67% всех занятых);
- высокой трудовой мобильностью работающих (отношение суммы выбытий и приемов на работу к среднегодовой численности занятых превышает 30%. Но при этом миграция по трудовым мотивам низкая - 20% всех мигрантов);
- несоответствием роста и дифференциации реальной начисленной заработной платы росту и дафференциации гфоюводительности труда;
- преобладанием латентных процессов над открытыми (неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска, вынужденные переводы на режимы неполного рабочего времени, задержки с выплатой заработной платы, неформальная занятость за счет основного времени);
- активизацией высвобождений в связи с сокращением численности работников (до сих пор менее 10% среди причин безработицы);
- увеличением средней продолжительности безработицы.
Безработица определяется соотношением двух основных сторон рынка труда: спроса на рабочую силу и ее предложения.
21
Предложение рабочей силы, а следовательно, уровень и структура безработицы, зависят прежде всего от воспроизводства населения, рождаемости, смертности, миграции (определяющих численность населения в трудоспособном возрасте в стране и регионах), а также от численности различных демографических групп (женщин, молодежи, пожилых людей в населении трудоспособного возраста). Предложение рабочей силы определяется также социально экономическими и психологическими факторами: заработной платой и уровнем доходов, отношениями распределения, потребностью в труде как средстве самовыражения, уровнем образования и специальной подготовки, социальной политикой, т.е. условиями, которые вынуждают потенциальную рабочую силу искать место на рынке труда
Особенно в сложном положении в переходных условиях оказались такие демографические группы, как женщины, молодежь, многодетные родители или родители-одиночки. Сложившийся уровень занятости женщин (всех женщин, а также особенно многодетных и глав неполных семей) и молодежи в производстве в нашей стране традиционно высок, что определяется низким уровнем жизни населения, идеологическими факторами (особенно в отношении занятости женщин), недостатками социальной политики. В настоящее время высокая потребность в труде этих групп населения поддерживается невозможностью существования семьи на доходы ее главы, что ведет к мультипликации спроса на труд, поскольку один человек претендует на несколько рабочих мест при высокой потребности в них всех групп населения.
При анализе ситуации на рынке труда и перспектив ее изменения, при выработке приоритетов и мер государственной поддержки безработных необходимо учитывать и потенциальные возможности домохозяйств, и возрастающую посредническую роль семьи, членами которой являются безработные. Государственная поддержка безработных призвана сократить срок безработицы и поддержать уровень жизни безработного. В обоих направлениях этой политики необходимо учитывать роль семьи (домохозяйства). Так, рост числа детей в семье обост-
22
ряет для ее членов проблему безработицы, поскольку при относительно низком уровне жизни многодетных семей безработица одного из кормильцев ставит членов семьи на грань выживания. В то же время высокая безработица среди женщин не всегда серьезно обостряет проблемы членов семьи, если муж имеет возможность содержать семью (перераспределение занятости на уровне семьи). Всегда человек , оказавшийся без работы не по своей воле, впадает в угнетенное, беспокойное состояние.
2.2 Государственная защита населения в условиях безработицы
Безработица - постоянный спутник рыночной экономики, связана с определенными потерями для общества. Поэтому оно должно стараться эти потери минимизировать. Прежде всего, необходимо создать условия, при которых безработные слои населения могли как-то просуществовать в период вынужденного бездействия. Организационное воздействие механизма занятости в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба занятости населения. Система содействия занятости представляет собой Федеральную службу занятости населения Российской Федерации и региональные (городские) центры занятости, которые работают по единой методологии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имеются четкие инструкции о порядке работы служб занятости в Российской Федерации, отраженные в технологии организации работы центра занятости в Российской Федерации. Безработным оказывают помощь по нескольким каналам. Прежде всего, через систему пособий по безработице. Эти пособия финансируются из трех источников:
- обязательные взносы предприятий;
- взносы работников;
- дотации бюджета.
Кроме того, действуют и иные формы поддержки для тех, кто по истечении срока предоставления пособий по безработице не смог устроиться на работу, - разовые денежные или натуральные льготы, например, льгота пользования общественным транспортом, оплата жилья, предоставление продовольственных талонов и т.д.
23
Кроме того, общество из своих средств формирует социальные программы помощи тем, кто не в состоянии по своим физическим данным прокормить себя. Речь идет об инвалидах, престарелых, а также студентах, чьи расходы при платном обучении очень высоки. Общества, ориентирующиеся на кейнсианские стабилизационные программы, обычно имеют обширный фронт социальных программ. Государству в этом случае приходится ужесточать налоговую политику, ибо эти программы необходимо финансировать. Предприниматели же свои налоги перекладывают по мере возможности на потребителя, взвинчивая цены. Таким образом, платой общества за социальную стабильность становится высокий уровень цен и налогов. Существует блок экономической политики государства в области организации рынка труда, который одновременно решает две задачи:
1. За счет переобучения, переквалификации безработных обеспечивается рациональная занятость. Работник получает возможность адаптироваться к новым требованиям рынка. Представляет интерес то, что идея принудительной занятости претворялась в жизнь в тоталитарных государствах с плановым распределением г сурсов, а также в государствах, придерживающихся правил минимальной организации рынка труда. Разрастание маргиналов вызвало такую неожиданную реакцию даже у государств рыночного типа;
Процесс переобучения, социальная защита населения уменьшают время вынужденной безработицы. Возможность такой ситуации обусловлена тем, что работник приобретает именно ту конкретную профессию и квалификацию, которую требует на современном этапе рьшок. Из сказанного следует, что для снижения безработицы в России необходимо воздействовать на сложные взаимосвязанные процессы, протекающие в сфере производства и потребления путем активизации деятельности предприятий и одновременно повышения уровня благосостояния людей, как работающих, так и временно безработных. Но добиться этого можно будет лишь после завершения структурной перестройки экономики и решения судьбы сотен и тысяч предприятий, являющиеся фактическими банкротами, но не вступившими еще на путь финансового оздоровления, а также существенного улучшения работы служб
24
занятости населения, которые должны оказать безработным материальную помощь и облегчить поиск рабочих мест.
2.3. Эффективность государственной политики
Наличие многочисленных факторов, не связанными с макроэкономическими
возможностями для занятости, может сделать бессмысленными попытки стабилизации
положения на рынке труда за счет «чистых» экономических мер. Результаты макро
экономических усилий будут находиться в ощутимой зависимости от эффективности
трудовой политики. Повышение и поддержание «высокой способности к занятости»
рабочей силы, а также поддержка благоприятной «рабочей среды», позволяющей реа
лизовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должно со
ставлять ключевую задачу трудовой политики и политики развития рабочей силы. Со
стояние рынка труда является результатом влияния множества экономических и со
циальных факторов, равно как и сам рынок труда становится силой, воздействующей
на них. Поэтому нейтрализация безработицы может достигаться в более широком
контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений поли
тики. В частности, тесная связь занятости и экономики крайне необходима для обес
печения стабильного роста производства и надежного фундамента для занятости. По
литика, которая улучшает функционирование рынка труда и способствует приспособ
лению рабочей силы к структурным переменам, снижает риск падения экономическо
го роста и позитивно влияет на возможности стабилизации развития. Соответственно,
чем более успешной будет политика, направленная на поддержание безинфляционно-
го роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и
рынка труда. Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех на-
правлениями политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы. С точки зрения влияния на занятость, эффективность макроэкономической политики должна определяться её позитивным воздействием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а так же тех, кто впервые
25
или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики к безинфляционной «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики. Повышение и поддержание «высокой способности к занятости» рабочей силы, а также поддержка благоприятной рабочей среды» ( под «рабочей средой» в данном случае понимается режим найма и увольнения, рабочего времени, условия оплаты труда, возможности карьерного роста и повышения квалификации, меры по нейтрализации дискриминации, система коллективных переговоров и другие элементы, способствующие благоприятному «входу в занятость» и защищающие приобретённую занятость ), позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должна составлять ключевую задачу трудовой политики. По мере расширения открытой безработицы, в том числе в связи с оптимизацией фонда рабочего времени, приведения численности работников к величине «экономически заданного спроса», будет усиливаться значение и политики на рынке труда, направленной на улучшение его функционирования и за счёт этого, на преодоление открытой безработицы, особенно длительной. Её базовая задача - повышение «способности к занятости» безработных граждан.
Политика, направленная на содействие занятости, одновременно должна быть преимущественно активной и справедливой.
Активность политики понимается как поощрение экономических возможностей и активности каждого гражданина для борьбы с бедностью и снятию зависимости от поддержки доходов за счёт социальных государственных пособий и выплат, а также снижения риска возникающей в связи с этим социальной изоляции. Одновременно, активность не означает лишь меры, обычно реализуемые в рамках политики на рынке труда Активность заключается в том, что любые политические меры, влияющие на параметры спроса и предложения рабочей силы, эффективность функционирования рынка труда, подчиняются общей цели.
Однако наличие таких действий ещё не означает, что они в целом, и каждое из них, оказывают одинаковое позитивное влияние на рынок труда и безработицу. Эффект, который может быть дсклигнут через реализацию программ и услуг службы занятости,
Информация о работе Проблемы занятости и безработице в современной России