Проблемы занятости и безработице в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий

Содержание работы

Введение 3
1. Безработица как социально-экономическое явление
1.1. Сущность безработицы и её виды 7
1.2. Безработица её продолжительность и уровень 10
1.3. Причины безработицы в переходной экономике 11
1.4. Социально-экономические последствия безработицы 14
1.5. Пути преодоления безработицы 16
2. Проблемы безработицы в России
2.1. Экономические реформы и рынок труда 20
2.2. Государственная защита населения в условиях безработицы 22
2.3. Эффективность государственной политики 24
2.4. Безработица и политика государственного регулирования 27
3. Безработица и политика занятости по Нижегородской области 29
Заключение 36
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

26

может быть оценён в трёх плоскостях. Во-первых, такие программы могут быть по­лезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или через поддержку его контакта с рынком труда Однако индивидуальная польза может касаться ограниченного круга лиц, не оказывая существенного воздействия на рынок труда или рабочую силу в целом. Поэтому важно, во-вторых, обеспечить реали­зацию программ, эффект от которых сказывался бы на рабочей силе в целом. Вместе с тем, такой эффект может достигаться разной ценой. Программы способны иметь рав­ный результат по отношению к безработным или их группам, однако расходы на них могут различаться существенно. По этой причине, и это в-третьих, любые действия должны быть оправданы с точки зрения общественных затрат на них. Предваритель­ная оценка эффективности программ подтверждает, что программы оказывают раз­личное воздействие на индивидуальном, групповом уровне, а также на рынок труда в целом. Один и тот же результат действительно может быть достигнут за счёт привле­чения разных объёмов ресурсов, необходима более аккуратная ориентация программ на целевые группы работников (или проблемы рынка труда). Эти группы должны быть максимально чётко выделены, а программы ориентированы на те проблемы це­левой группы, которые можно решить с помощью реализуемых мер. При решении во­просов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черны российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как тра­диционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, ви­димо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов эко­номики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности. В РФ, насколько известно, подобные исследования эффективности пока не проводились. Отсутствует методология и надёжная статистическая информация, при­способленная для этих целей. Так, например, месячная и квартальная статистическая отчётность служб занятости не позволяет выделить число участников ряда программ (например, клубов ищущих работу). Не имеется сведений о планируемых и произве­дённых расходах на некоторые программы (Важно, видимо, подчеркнуть, что отчёт-



27

ность по числу участников программ и финансовая отчётность должны быть более со­вместимыми). Затруднительно определить и численность персонала, занятого их реа­лизацией. Не всегда имеется возможность определить целевые группы безработных, реально участвующие в программах, а так же результаты реализации программы после их завершения. Так, например, если сведения о трудоустройстве непосредственно по­сле завершения обучения собираются регулярно, то остаётся открытым вопрос в про­фессиональной судьбе тех, кто не смог найти работу по истечении одного или не­скольких месяцев. Тем не менее, необходимо иметь виду, что подобные «недостатки» относятся вообще к большей части государственных программ и не являются недора­боткой службы занятости. Более того, по ряду параметров и программ имеющаяся в службе занятости информация предоставляет возможности для проведения предвари­тельных оценок. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что результаты анализа яв­ляются упрощенными и предварительными.

2.4.Безработица и политика государственного регулирования Как сложная проблема, затрагивающая коренные интересы населения, безра­ботица всегда была в центре внимания политики государственного регулирования. С изменением ситуации в экономике изменялись как теоретические подходы к регули­рованию, так и конкретные методы. Вначале господствовала классическая теория, ко­торая строилась на свободном, саморегулирующемся рынке, который сам восстанав­ливает равновесие между спросом и предложением на рабочую силу. Роль государст­ва согласно этой теории минимальна, а сама безработица рассматривается как добро­вольный выбор отдельного человека. В современных условиях используются в основ­ном все действенные методы регулирования занятости. Государство осуществляет ре­гулирование инвестиций в различные сферы экономики, берет на себя заботу о пере­квалификации работников, следит за занятостью, осуществляет целый ряд программ по сокращению безработицы, выплачивает пособия по безработице, организует обще­ственные работы. Практически все меры, предпринимаемые для сокращения безрабо­тицы или помощи безработным, связаны с одной проблемой -они требуют значитель­ных дополнительных расходов, поэтому не всегда удается решать эту проблему ком-



28

плексно и в необходимые сроки. Самая существенная черта современной безработи­цы- то, что сегодняшняя безработица-это безработица среди благосостояния, когда рабочая сила части трудящихся стала по-настоящему излипшей. Двумя основными рычагами политики борьбы с безработицей являются реальная заработная плата и автономный спрос правительства. В режиме предложения совокупный спрос огра­ничен недостаточным предложением. Снижение заработной платы ведет к росту рен­табельности предприятий. Они заинтересованы увеличить рабочие места, чтобы больше производить. Здесь применяется политика классического направления. В ре­жиме спроса предложение ограничивается недостаточным спросом. Увеличение авто­номных расходов государства вызывает рост производства предприятий.



29

З.Безработица и политика занятости по Нижегородской области

Безработных становится все больше и больше. Ежедневно на биржу тру­да обращается больше 5 тыс. человек. Но еще больше людей подыскивает рабо­ту самостоятельно. Рост количества безработных набирает обороты каждый день, а не волнами, как прогнозировали эксперты. Правительственные меры по переобучению и миграции отечественные рекрутеры оценивают весьма скепти­чески.

Министр Минздравсоцразвития Татьяна Голикова в феврале повысила прогноз официальной безработицы по итогам года с 2,2 млн. человек до 2,8 млн. Какие же отрасли российской экономики стали уязвимыми в условиях мирового экономического кризиса?

Необходимо отметить, что реальная численность безработных в настоя­щее время в несколько раз больше цифр, опубликованных Рострудом, так как на биржу труда обращаются крайне мало людей. На то есть две причины. Пособие по безработице очень невелико - для крупных мегаполисов это мизерная сумма, поэтому люди предпочитают не тратить время зря, а скорее искать новую рабо­ту. Другая причина - сложности при постановке на учет на бирже труда, огром­ные очереди отнимают много сил и времени.

Сокращения в компаниях продолжаются постоянно. Речь идёт о сокра­щениях людей определённых профессий. Как правило, это службы техниче­ской поддержки, маркетинг, офисные позиции. Очень сильно страдает консал­тинг и сфера продаж.

Конечно, есть и те отрасли рыночной экономики, которые менее всего пострадали от кризиса, это в первую очередь, производители товаров народного потребления первой необходимости и фармацевтика. То есть производители товаров, без которых люди просто не смогут существовать.



чп

Ещё необходимо отметить, один факт, что в период кризиса российские работодатели с лёгкостью расстаются со своими сотрудниками. Западные же де­лают всё для того, чтобы минимизировать увольнения, - переучивают и занима­ются их трудоустройством в другие организации. Кадровое агентство «Анкор» провело исследование рынка труда, и результаты: 31% компаний, работающих в России, сокращают численность персонала, а 18% уменьшают заработные платы своим сотрудникам. 13% компаний планируют сократить расходы на персонал путём сокращения рабочего времени.

В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Феде­рации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.

С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по без­работице.

На высшем правительственном уровне организован и проводится ежене­дельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организа­ций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

Задача органов власти совместно с бизнесом - обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобож­даемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к суще­ствованию и успел адаптироваться к новым условиям.

Задача также - обеспечить повышение конкурентоспособности высвобо­ждаемых работников на рынке труда за счёт повышения их квалификации, пере­подготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефици­том рабочей силы соответствующей квалификации.

В то же время Правительство не ставит ни перед собой, ни перед регио­нами задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой



31

ценой». Для повышения эффективности и производительности труда, для адап­тации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны ос­вобождаться от излишней и неэффективной занятости. Этот процесс объек­тивен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьёт», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределённость их перспектив, снижая доходы, не да­вая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.

В 2009 году в областную службу занятости населения обратились за со­действием в поиске подходящей работы 225,5 тыс. человек, или 147,7% к соот­ветствующему показателю 2008 года. Из общего числа обратившихся 50,6% (114,2 тыс. человек) составляют женщины.

На конец отчетного периода численность граждан, обратившихся в служ­бу занятости за содействием в поиске подходящей работы, составила 39,8 тыс. человек, что в 2,0 раза больше, чем на конец декабря 2008 года (19,4 тыс. чело­век); число зарегистрированных безработных - 36,0 тыс. человек, или в 2,6 раза больше соответствующего показателя 2008 года (14,1 тыс. человек).



Дмматчмка шменення численности храждам, обратиишксн к

СЗ, к бе грабо-гмьхх

225512

250000 200000 А



,-  150000 -


139089


135896


152666



3   100000 -



50000 Н 0


13344

2006


11085

X

2007


14072

2008


35959

2009



О обратилось в поиске работы

О численность безработных на конец от.периода

Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный как отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного



32

населения, составил на 31.12.2009 1,98% против 0,79% на 31.12.2008. Наи­больший уровень регистрируемой безработицы отмечен в Автозаводском (4,94%) районе г. Н.Новгорода, а также Городецком (4,81%), Чкаловском (4,55%), Сокольском (4,32%) районах области; наименьший - в Ардатовском (0,84%), Дивеевском (0,88%), Тоншаевском (0,95%), Пильнинском (0,98%) рай­онах и г. Сарове (0,99%).   \*

 

2.00 -|

.Днонсавдюса. нимекення >ро!«я регксхрмруеккоэс безработицы

1.80 -

/       1^8

1.60 -

/

1.40 -

/

1.20 -

/

1 .00 -0.80 -0.60 -

 

0.40 -

 

0,20 -

 

 

 

2006                         2007                        2008                         2009

 

♦      уровень регистрируемой безр-аботицы^С^о)



Количество безработных и уровень официально зарегистрированной безработи­цы по Нижегородской  области  на 1 января 2010 года

 

Район

Безработных, чел.

Уровень б-цы, %

Ардатовский

93

0,84

Арзамасский

538

2,26

Б.Болдинский

99

1,89

Б.Мурашкинский

94

1,64

Балахнинский

1316

3,98

Богородский

483

1,89

Борский

1324

2,88

Бутурлинский

188

2,46

Вадский

197

2,51

Варнавинский

74

1,37

Вачский

139

1,83

Ветлужский

140

1,89

Вознесенский

105

1,40

Володарский

250

1,49

Воротынский

190

2,71

Воскресенский

127

1,82

Выксунский

1055

2,40

Гагинский

103

1,58

Городецкий

2388

4,81

Д.Константиновский

148

1,86

Дивеевский

51

0,88

Княгининский

106

1,65

Ковернинский

191

2,02

Кр.Баковский

220

2,04

Кр.Октябрьский

71

1,46

Кстовский

986

1,94

Кулебакский

450

2,21

Информация о работе Проблемы занятости и безработице в современной России