Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:03, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий
Введение 3
1. Безработица как социально-экономическое явление
1.1. Сущность безработицы и её виды 7
1.2. Безработица её продолжительность и уровень 10
1.3. Причины безработицы в переходной экономике 11
1.4. Социально-экономические последствия безработицы 14
1.5. Пути преодоления безработицы 16
2. Проблемы безработицы в России
2.1. Экономические реформы и рынок труда 20
2.2. Государственная защита населения в условиях безработицы 22
2.3. Эффективность государственной политики 24
2.4. Безработица и политика государственного регулирования 27
3. Безработица и политика занятости по Нижегородской области 29
Заключение 36
Список используемой литературы
26
может быть оценён в трёх плоскостях. Во-первых, такие программы могут быть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или через поддержку его контакта с рынком труда Однако индивидуальная польза может касаться ограниченного круга лиц, не оказывая существенного воздействия на рынок труда или рабочую силу в целом. Поэтому важно, во-вторых, обеспечить реализацию программ, эффект от которых сказывался бы на рабочей силе в целом. Вместе с тем, такой эффект может достигаться разной ценой. Программы способны иметь равный результат по отношению к безработным или их группам, однако расходы на них могут различаться существенно. По этой причине, и это в-третьих, любые действия должны быть оправданы с точки зрения общественных затрат на них. Предварительная оценка эффективности программ подтверждает, что программы оказывают различное воздействие на индивидуальном, групповом уровне, а также на рынок труда в целом. Один и тот же результат действительно может быть достигнут за счёт привлечения разных объёмов ресурсов, необходима более аккуратная ориентация программ на целевые группы работников (или проблемы рынка труда). Эти группы должны быть максимально чётко выделены, а программы ориентированы на те проблемы целевой группы, которые можно решить с помощью реализуемых мер. При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черны российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности. В РФ, насколько известно, подобные исследования эффективности пока не проводились. Отсутствует методология и надёжная статистическая информация, приспособленная для этих целей. Так, например, месячная и квартальная статистическая отчётность служб занятости не позволяет выделить число участников ряда программ (например, клубов ищущих работу). Не имеется сведений о планируемых и произведённых расходах на некоторые программы (Важно, видимо, подчеркнуть, что отчёт-
27
ность по числу участников программ и финансовая отчётность должны быть более совместимыми). Затруднительно определить и численность персонала, занятого их реализацией. Не всегда имеется возможность определить целевые группы безработных, реально участвующие в программах, а так же результаты реализации программы после их завершения. Так, например, если сведения о трудоустройстве непосредственно после завершения обучения собираются регулярно, то остаётся открытым вопрос в профессиональной судьбе тех, кто не смог найти работу по истечении одного или нескольких месяцев. Тем не менее, необходимо иметь виду, что подобные «недостатки» относятся вообще к большей части государственных программ и не являются недоработкой службы занятости. Более того, по ряду параметров и программ имеющаяся в службе занятости информация предоставляет возможности для проведения предварительных оценок. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что результаты анализа являются упрощенными и предварительными.
2.4.Безработица и политика государственного регулирования Как сложная проблема, затрагивающая коренные интересы населения, безработица всегда была в центре внимания политики государственного регулирования. С изменением ситуации в экономике изменялись как теоретические подходы к регулированию, так и конкретные методы. Вначале господствовала классическая теория, которая строилась на свободном, саморегулирующемся рынке, который сам восстанавливает равновесие между спросом и предложением на рабочую силу. Роль государства согласно этой теории минимальна, а сама безработица рассматривается как добровольный выбор отдельного человека. В современных условиях используются в основном все действенные методы регулирования занятости. Государство осуществляет регулирование инвестиций в различные сферы экономики, берет на себя заботу о переквалификации работников, следит за занятостью, осуществляет целый ряд программ по сокращению безработицы, выплачивает пособия по безработице, организует общественные работы. Практически все меры, предпринимаемые для сокращения безработицы или помощи безработным, связаны с одной проблемой -они требуют значительных дополнительных расходов, поэтому не всегда удается решать эту проблему ком-
28
плексно и в необходимые сроки. Самая существенная черта современной безработицы- то, что сегодняшняя безработица-это безработица среди благосостояния, когда рабочая сила части трудящихся стала по-настоящему излипшей. Двумя основными рычагами политики борьбы с безработицей являются реальная заработная плата и автономный спрос правительства. В режиме предложения совокупный спрос ограничен недостаточным предложением. Снижение заработной платы ведет к росту рентабельности предприятий. Они заинтересованы увеличить рабочие места, чтобы больше производить. Здесь применяется политика классического направления. В режиме спроса предложение ограничивается недостаточным спросом. Увеличение автономных расходов государства вызывает рост производства предприятий.
29
З.Безработица и политика занятости по Нижегородской области
Безработных становится все больше и больше. Ежедневно на биржу труда обращается больше 5 тыс. человек. Но еще больше людей подыскивает работу самостоятельно. Рост количества безработных набирает обороты каждый день, а не волнами, как прогнозировали эксперты. Правительственные меры по переобучению и миграции отечественные рекрутеры оценивают весьма скептически.
Министр Минздравсоцразвития Татьяна Голикова в феврале повысила прогноз официальной безработицы по итогам года с 2,2 млн. человек до 2,8 млн. Какие же отрасли российской экономики стали уязвимыми в условиях мирового экономического кризиса?
Необходимо отметить, что реальная численность безработных в настоящее время в несколько раз больше цифр, опубликованных Рострудом, так как на биржу труда обращаются крайне мало людей. На то есть две причины. Пособие по безработице очень невелико - для крупных мегаполисов это мизерная сумма, поэтому люди предпочитают не тратить время зря, а скорее искать новую работу. Другая причина - сложности при постановке на учет на бирже труда, огромные очереди отнимают много сил и времени.
Сокращения в компаниях продолжаются постоянно. Речь идёт о сокращениях людей определённых профессий. Как правило, это службы технической поддержки, маркетинг, офисные позиции. Очень сильно страдает консалтинг и сфера продаж.
Конечно, есть и те отрасли рыночной экономики, которые менее всего пострадали от кризиса, это в первую очередь, производители товаров народного потребления первой необходимости и фармацевтика. То есть производители товаров, без которых люди просто не смогут существовать.
чп
Ещё необходимо отметить, один факт, что в период кризиса российские работодатели с лёгкостью расстаются со своими сотрудниками. Западные же делают всё для того, чтобы минимизировать увольнения, - переучивают и занимаются их трудоустройством в другие организации. Кадровое агентство «Анкор» провело исследование рынка труда, и результаты: 31% компаний, работающих в России, сокращают численность персонала, а 18% уменьшают заработные платы своим сотрудникам. 13% компаний планируют сократить расходы на персонал путём сокращения рабочего времени.
В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.
С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.
На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.
Задача органов власти совместно с бизнесом - обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.
Задача также - обеспечить повышение конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счёт повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.
В то же время Правительство не ставит ни перед собой, ни перед регионами задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой
31
ценой». Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости. Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьёт», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределённость их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.
В 2009 году в областную службу занятости населения обратились за содействием в поиске подходящей работы 225,5 тыс. человек, или 147,7% к соответствующему показателю 2008 года. Из общего числа обратившихся 50,6% (114,2 тыс. человек) составляют женщины.
На конец отчетного периода численность граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы, составила 39,8 тыс. человек, что в 2,0 раза больше, чем на конец декабря 2008 года (19,4 тыс. человек); число зарегистрированных безработных - 36,0 тыс. человек, или в 2,6 раза больше соответствующего показателя 2008 года (14,1 тыс. человек).
Дмматчмка шменення численности храждам, обратиишксн к
СЗ, к бе грабо-гмьхх
225512
250000 200000 А
,- 150000 -
139089
135896
152666
3 100000 -
50000 Н 0
13344
2006
11085
X
2007
14072
2008
35959
2009
О обратилось в поиске работы
О численность безработных на конец от.периода
Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный как отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного
32
населения, составил на 31.12.2009 1,98% против 0,79% на 31.12.2008. Наибольший уровень регистрируемой безработицы отмечен в Автозаводском (4,94%) районе г. Н.Новгорода, а также Городецком (4,81%), Чкаловском (4,55%), Сокольском (4,32%) районах области; наименьший - в Ардатовском (0,84%), Дивеевском (0,88%), Тоншаевском (0,95%), Пильнинском (0,98%) районах и г. Сарове (0,99%). \*
2.00 -| | .Днонсавдюса. нимекення >ро!«я регксхрмруеккоэс безработицы |
1.80 - | / 1^8 |
1.60 - | / |
1.40 - | / |
1.20 - | / |
1 .00 -0.80 -0.60 - |
|
0.40 - |
|
0,20 - |
|
| |
| 2006 2007 2008 2009 |
| ♦ уровень регистрируемой безр-аботицы^С^о) |
Количество безработных и уровень официально зарегистрированной безработицы по Нижегородской области на 1 января 2010 года
Район | Безработных, чел. | Уровень б-цы, % |
Ардатовский | 93 | 0,84 |
Арзамасский | 538 | 2,26 |
Б.Болдинский | 99 | 1,89 |
Б.Мурашкинский | 94 | 1,64 |
Балахнинский | 1316 | 3,98 |
Богородский | 483 | 1,89 |
Борский | 1324 | 2,88 |
Бутурлинский | 188 | 2,46 |
Вадский | 197 | 2,51 |
Варнавинский | 74 | 1,37 |
Вачский | 139 | 1,83 |
Ветлужский | 140 | 1,89 |
Вознесенский | 105 | 1,40 |
Володарский | 250 | 1,49 |
Воротынский | 190 | 2,71 |
Воскресенский | 127 | 1,82 |
Выксунский | 1055 | 2,40 |
Гагинский | 103 | 1,58 |
Городецкий | 2388 | 4,81 |
Д.Константиновский | 148 | 1,86 |
Дивеевский | 51 | 0,88 |
Княгининский | 106 | 1,65 |
Ковернинский | 191 | 2,02 |
Кр.Баковский | 220 | 2,04 |
Кр.Октябрьский | 71 | 1,46 |
Кстовский | 986 | 1,94 |
Кулебакский | 450 | 2,21 |
Информация о работе Проблемы занятости и безработице в современной России