Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:03, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий
Введение 3
1. Безработица как социально-экономическое явление
1.1. Сущность безработицы и её виды 7
1.2. Безработица её продолжительность и уровень 10
1.3. Причины безработицы в переходной экономике 11
1.4. Социально-экономические последствия безработицы 14
1.5. Пути преодоления безработицы 16
2. Проблемы безработицы в России
2.1. Экономические реформы и рынок труда 20
2.2. Государственная защита населения в условиях безработицы 22
2.3. Эффективность государственной политики 24
2.4. Безработица и политика государственного регулирования 27
3. Безработица и политика занятости по Нижегородской области 29
Заключение 36
Список используемой литературы
Лукояновский
Лысковский
Навашинский
Павловский
Первомайский
Перевозский
Пильнинский
Починковский
Семеновский
Сергачский
Сеченовский
Сокольский
Сосновский
Спасский
Тонкинский
Тоншаевский
Уренский
Чкаловский
Шарангский
Шатковский
Шахунский
г.Арзамас
г.Дзержинск
г.Саров
Г.Н.Новгород
Автозаводский
Канавинский
Ленинский
Московский
Нижегородский
Приокский
Советский
Сормовский
По области
35
Из приведенной таблицы мы можем наблюдать, что безработица прогрессирует в следующих районах: Автозаводский, чкаловский, Городецкий, Сокольский так как уровень безработицы в данных районах превышает более 4%.
36
Заключение
Мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на российском рынке труда: уровень безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4% процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 г. и феврале 2008 года. Тогда как в V квартале 2008 года уровень безработицы достиг своего минимального значения за весь период с 1999 в 5,4%.
Необходимо отметить, что при длительной рецессии можно ожидать худшего - роста уровня безработицы до 13%, как это было в период финансового кризиса 1998 года.
Правительство принимает все необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств в размере 43,7 млрд. рублей. Размер пособия по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные действия правительства направлена на:
опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила
переобучение работников и повышение квалификации
Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость. Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, В этой связи следует выделить два блока проблем:
- оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
37
- совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.)., развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.
Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда. В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий, учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует шире развивать дуальную форму получения образования, основанную на периодической смене учебного процесса и производственной практики, что позволит устранить определенные противоречия между формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом потребностей производства. При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная
38
скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности. Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов исполнительной власти остаются проблемы регулирования мифанионного движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся на региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения русскоязычного населения из ближнего за-рубежья в Россию должны учитываться при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством. Вопрос сегодня состоит в том, каким образом и с помощью каких рычагов и стимулов Россия должна воздействовать на создание единого политического и экономического пространства на территории бьюшего СССР, позволяющего простому вывести страну из спада, не приходится. В то же время сокращение производства в них пока не компенсируется его ростом на новых или реорганизованных, более эффективных и конкурентоспособных предприятиях. Частный капитал продолжает концентрироваться в торговле и финансовом секторе, считая инвестирование промышленности пока еще слишком рискованным и недостаточно выгодным. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
39
Список используемой литературы
1. Автономов В.С. Введение в экономику - м.: Вита - пресс, 2000
2. Булатов А.С. Экономика - М.: Юристъ, 1999
3. Бугаян И.Р. Макроэкономика. Феникс. Ростов-на-Дону. 2000
4. Видяпин В.Л. Экономическая теория - М.: Инфра-М, 1999
5. Гальперин В.М. Макроэкономика. С-Петербург. 1997
6. Зверева Н. Безработица и политика занятости - Федерализм, 2000
7. Иохин В.Я. Экономическая теория - М.: Юристъ, 2000
8. Малеева Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости - М.: Инфра-М, 1999
9. Носова С.С. Экономическая теория - М.: «Владос», 2000
10. Николаева И.П. Экономическая теория. 1998
11. Ьпр :/Аулууу. екз.ш/ - Федеральная служба государственной статистики
12. ЬИ:р:/Ау\ууу.гозпгкЬшкэ/ - Федеральная служба по труду и занятости
Приложение №1
Првдпмамив -деда
ч_
Влияние изменение минимума зарплаты
Приложение № 2 Классификация социальных и экономических последствий безработицы
I. Социальные последствия безработицы Отрицательные
1. Обострение криминогенной ситуации-
2. Усиление социальной напряженности.
3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
4. Увеличение социальной дифференциации.
5. Снижение трудовой активности. Положительные
1. Повышение социальной ценности рабочего места.
2. Увеличение личного свободного времени.
3. Возрастание свободы выбора места работы.
4. Увеличение социальной значимости и ценности труда 1Ь Экономические последствия безработицы
Отри нательные
1. Обесценивание последствий обучения.
2. Сокращение производства
3. Затраты на помощь безработным.
4. Утрата квалификации.
5. Снижение жизненного уровня.
6. Недопроизводство национального дохода.
7. Снижение налоговых поступлений. Положительные
1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Проблема занятости и безработицы в экономике
современной России.
Выполнил: студент 1 курса
Экономического факультета
Мамонова
Ольга
Владимировна
Научный руководитель: доцент Хрестина Светлана Федоровна
сРаботки 2010 г.
Информация о работе Проблемы занятости и безработице в современной России