Проблемы занятости и безработице в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий

Содержание работы

Введение 3
1. Безработица как социально-экономическое явление
1.1. Сущность безработицы и её виды 7
1.2. Безработица её продолжительность и уровень 10
1.3. Причины безработицы в переходной экономике 11
1.4. Социально-экономические последствия безработицы 14
1.5. Пути преодоления безработицы 16
2. Проблемы безработицы в России
2.1. Экономические реформы и рынок труда 20
2.2. Государственная защита населения в условиях безработицы 22
2.3. Эффективность государственной политики 24
2.4. Безработица и политика государственного регулирования 27
3. Безработица и политика занятости по Нижегородской области 29
Заключение 36
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)


Лукояновский

Лысковский

Навашинский

Павловский

Первомайский

Перевозский

Пильнинский

Починковский

Семеновский

Сергачский

Сеченовский

Сокольский

Сосновский

Спасский

Тонкинский

Тоншаевский

Уренский

Чкаловский

Шарангский

Шатковский

Шахунский

г.Арзамас

г.Дзержинск

г.Саров

Г.Н.Новгород

Автозаводский

Канавинский

Ленинский

Московский

Нижегородский

Приокский

Советский

Сормовский

По области



35

Из приведенной таблицы мы можем наблюдать, что безработица прогрессиру­ет в следующих районах: Автозаводский, чкаловский, Городецкий, Сокольский так как уровень безработицы в данных районах превышает более 4%.



36

Заключение

Мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на российском рынке труда: уровень безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4% процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 г. и февра­ле 2008 года. Тогда как в V квартале 2008 года уровень безработицы достиг сво­его минимального значения за весь период с 1999 в 5,4%.

Необходимо отметить, что при длительной рецессии можно ожидать худшего - роста уровня безработицы до 13%, как это было в период финансово­го кризиса 1998 года.

Правительство принимает все необходимые меры для стабилизации си­туации на рынке труда путём выделения денежных средств в размере 43,7 млрд. рублей. Размер пособия по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные дейст­вия правительства направлена на:

опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила

переобучение работников и повышение квалификации

Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабили­зации экономики является нахождение компромисса между экономическими и соци­альными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость. Одним из основных элемен­тов формирования политики эффективной занятости является разработка и задейство­вание механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения ра­бочей силы на рынке труда, В этой связи следует выделить два блока проблем:

- оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в ра­бочей силе;



37

- совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей полу­чения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.)., развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижаю­щих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кад­ров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внима­ние на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образова­нии в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между формаль­ным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не ин­тересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специ­альностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение ука­занного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда. В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и ана­лизу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий, учрежде­ний и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию соот­ветствующих условий для их подготовки. Одновременно следует шире развивать ду­альную форму получения образования, основанную на периодической смене учебного процесса и производственной практики, что позволит устранить определенные проти­воречия между формальным образованием и реальным содержанием учебного про­цесса с учетом потребностей производства. При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рын­ка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа вза­имной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и кол­лективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная



38

скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномер­ность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности. Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов исполнительной власти остаются проблемы регулирования мифанионного движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся на региональных рынках тру­да. Особенности обеспечения возвращения русскоязычного населения из ближнего за-рубежья в Россию должны учитываться при реализации мер, связанных с их расселе­нием и обустройством. Вопрос сегодня состоит в том, каким образом и с помощью ка­ких рычагов и стимулов Россия должна воздействовать на создание единого полити­ческого и экономического пространства на территории бьюшего СССР, позволяющего простому вывести страну из спада, не приходится. В то же время сокращение произ­водства в них пока не компенсируется его ростом на новых или реорганизованных, бо­лее эффективных и конкурентоспособных предприятиях. Частный капитал продолжа­ет концентрироваться в торговле и финансовом секторе, считая инвестирование про­мышленности пока еще слишком рискованным и недостаточно выгодным. Забота го­сударства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важ­ной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования ко­торого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям разви­тия многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирова­ния эффективной социальной политики.



39

Список используемой литературы

1.   Автономов В.С. Введение в экономику - м.: Вита - пресс, 2000

2.   Булатов А.С. Экономика - М.: Юристъ, 1999

3.   Бугаян И.Р. Макроэкономика. Феникс. Ростов-на-Дону. 2000

4.   Видяпин В.Л. Экономическая теория - М.: Инфра-М, 1999

5.   Гальперин В.М. Макроэкономика. С-Петербург. 1997

6.   Зверева Н. Безработица и политика занятости - Федерализм, 2000

7.   Иохин В.Я. Экономическая теория - М.: Юристъ, 2000

8.   Малеева Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости - М.: Инфра-М, 1999

9.   Носова С.С. Экономическая теория - М.: «Владос», 2000

10.              Николаева И.П. Экономическая теория. 1998

11.      Ьпр :/Аулууу. екз.ш/ - Федеральная служба государственной статистики

12.      ЬИ:р:/Ау\ууу.гозпгкЬшкэ/ - Федеральная служба по труду и занятости



Приложение №1



Првдпмамив -деда

 



 



ч_


Влияние изменение минимума зарплаты



Приложение № 2 Классификация социальных и экономических последствий безработицы

I. Социальные последствия безработицы Отрицательные

1.   Обострение криминогенной ситуации-

2.   Усиление социальной напряженности.

3.   Рост количества физических и душевных заболеваний.

4.   Увеличение социальной дифференциации.

5.   Снижение трудовой активности. Положительные

 

1.   Повышение социальной ценности рабочего места.

2.   Увеличение личного свободного времени.

3.   Возрастание свободы выбора места работы.

4.   Увеличение социальной значимости и ценности труда 1Ь Экономические последствия безработицы

Отри нательные

1.   Обесценивание последствий обучения.

2.   Сокращение производства

3.   Затраты на помощь безработным.

4.   Утрата квалификации.



5.   Снижение жизненного уровня.

6.   Недопроизводство национального дохода.

7.   Снижение налоговых поступлений. Положительные

 

1.   Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2.   Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3.   Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4.   Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

 

КУРСОВАЯ    РАБОТА

Тема: Проблема занятости и безработицы в экономике

современной России.

Выполнил: студент 1 курса

Экономического факультета

Мамонова

Ольга

Владимировна

Научный руководитель: доцент Хрестина Светлана Федоровна

сРаботки 2010 г.



Информация о работе Проблемы занятости и безработице в современной России