Проблемы занятости и безработицы в России: особенности, государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование проблем безработицы и занятости, издержек, которые вызывает безработица и рассмотрение политики занятости в Российской Федерации.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
-объяснить экономическую природу безработицы,
-дать понятие теории занятости и безработицы
-провести анализ занятости и безработицы в РФ
-рассмотреть государственную политику в области занятости населения в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2

Экономическая природа безработицы………………………………...3

Причины, сущность безработицы и её виды…………………………3
Социально-экономические издержки безработицы…………………8
Государственная политика борьбы с безработицей…………….…..10

Понятие занятости……………………………………………………..13

Концепции занятости…………………………………………………13
Правовое регулирование и принципы занятости в Российской Федерации……………………………………………………………..17

Проблемы занятости и безработицы в России: особенности, государственное регулирование……………………………………...23

3.1 Характерные черты безработицы в России…………………………23
3.2 Государственная политика в области занятости населения в РФ..31
3.3 Приоритеты реализации политики занятости в РФ………………...36

Заключение………………………………………………………………..40

Список используемой литературы……………………………………….42

Файлы: 1 файл

Безработица и занятость в России.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

Частичная безработица – это занятость работника не полный рабочий день.

Институциональная безработица – это увеличение числа безработных из-за необоснованного раздувания социальных программ.

Застойной в мировой практике считается безработица продолжительностью более года. В России однозначного определения и обоснования застойной безработицы не существует. В литературе предлагалась различная дифференциация застойной безработицы по продолжительности: «продолжительная» – от 4 до 8 месяцев, «длительная» – от 8 до 18 месяцев, «застойная» – свыше 18 месяцев. Проблема застойной безработицы актуальна во всем мире.

Итак, общая причина безработицы - капиталистическая рыночная экономика. Необходимо знать тот рыночный механизм, который рождает безработицу. Научно доказано, что безработица вызывается действующим объективно, то есть независимо от воли человека, механизмом рыночного саморегулирования и законами рыночной конкуренции. Положение дел усугубляется внезапными спадами, депрессиями и кризисами, когда деловая жизнь замирает, производство сокращается. Всё это сопровождается высвобождением значительного числа наёмных работников, разорившихся предпринимателей малого бизнеса, а также сложностями трудоустройства молодёжи, вступающей в трудовую деятельность и пополняющую ряды безработных.

Специфика безработицы и её причины обусловлены факторами, формирующими отношения в сфере занятости.  Понимание причин безработицы - одна из важнейших задач, стоящих перед учёными, занимающимися проблемами макроэкономики.9

Экономисты выделяют следующие причины безработицы:

1.Высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требует её продавец  или профсоюз.

2.Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель).

3.Отсутствие стоимости, а соответственно  и цены рабочей силы.

Таким образом, основным фактором возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Вследствие этого неравновесия происходит либо недостаток, либо переизбыток рабочей силы.

 

1.2 Социально-экономические издержки безработицы

 

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (gapGDP) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:

 

,

 

где Y – фактический ВНП,

Y* - потенциальный ВВП.

Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен. В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена».

,

 

где u – фактический уровень безработицы,

u* – естественный уровень безработицы,

(u - u*) – уровень циклической безработицы,

β – коэффициент Оукена (β> 0).

Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).

Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:

 

,

 

где Yt – фактический ВВП данного года,

Yt-1 – фактический ВВП предыдущего года, т.е. в левой части уравнения записана формула отставания ВВП по годам,

ut – фактический уровень безработицы данного года,

ut–1 – фактический уровень безработицы предыдущего года,

3% – темп роста потенциального  ВНП, обусловленный: а) ростом численности населения, б) ростом капиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом;

2 – коэффициент, показывающий, на  сколько процентов сокращается  фактический ВВП при росте  уровня безработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%).

Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.

Безработица, каким бы уровнем она не измерялась, это всегда трагедия для тех, кто не имеет работы и не может получить законный источник существования. Более того, её последствия выходят далеко за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведёт к потере квалификации, что окончательно убивает надежду на получение работы по специальности. Потеря источника существования приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, психических заболеваний, смертности от сердечно -сосудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. История показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным  социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующую роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.

 

    1. Государственная политика борьбы с безработицей

 

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.10

 Общими для всех типов  безработицы являются такие меры  как:

- выплата пособий по безработице;

- создание служб занятости (бюро  по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

1) усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

2) создание специальных служб для этих целей.11

 Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

1) создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

2) помощь частным службам такого  типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

1) проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

2) создание дополнительных рабочих  мест в государственном секторе  экономики.

Пути решения проблемы безработицы подразделяются на прямой и косвенный.

Прямой путь - это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный - это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:

1.  Обеспечение правовой защищенности наемных работников.

2.  Использование альтернативных форм занятости.

Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра - я; ты - там, а я - здесь.

3.   Развитие системы страхования от безработицы:

- повышение доли отчислений  в фонд занятости, что позволит 
стимулировать структурную перестройку предприятий;

- использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;

- адаптация безработных к изменившимся  требованиям рынка 
через систему профессиональной подготовки при максимальном 
учете имеющейся базовой квалификации;

- упрощение процедуры регистрации  безработных в службах занятости.

4.  Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

5.   Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства, важнейшей задачей которого является устранение конфликтных ситуаций. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев - выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости. Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций.12   

 Перечисленные мероприятия не смогут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. Поэтому проводимая в стране политика по борьбе с безработицей должна ориентироваться на долгосрочный период, обеспечивая не только занятость населения, но и стабильный экономический рост.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие занятости

 

2.1 Концепции занятости

 

Основным понятием теорий занятости и безработицы является рынок труда, который является неотъемлемой частью рыночной экономики, и представляет собой совокупность социально-трудовых отношений, складывающихся в сфере обмена труда. Рынок труда представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от товарных рынков; он определяет поддержание равновесия между спросом на труд и предложением рабочей силы.

Рынок труда - это социально-экономическая система, которая включает в себя совокупность общественных отношений, связанных с куплей-продажей рабочей силы; также это экономическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы; и, наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.13 Рассмотрим генезис теорий занятости, которые, пройдя долгий путь эволюционного развития, отличается многообразием концептуальных подходов, методов и инструментария исследования. Теоретические взгляды на данную проблему характеризуются множеством направлений и школ.14 Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Информация о работе Проблемы занятости и безработицы в России: особенности, государственное регулирование