Проблемы занятости и безработицы в России: особенности, государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование проблем безработицы и занятости, издержек, которые вызывает безработица и рассмотрение политики занятости в Российской Федерации.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
-объяснить экономическую природу безработицы,
-дать понятие теории занятости и безработицы
-провести анализ занятости и безработицы в РФ
-рассмотреть государственную политику в области занятости населения в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2

Экономическая природа безработицы………………………………...3

Причины, сущность безработицы и её виды…………………………3
Социально-экономические издержки безработицы…………………8
Государственная политика борьбы с безработицей…………….…..10

Понятие занятости……………………………………………………..13

Концепции занятости…………………………………………………13
Правовое регулирование и принципы занятости в Российской Федерации……………………………………………………………..17

Проблемы занятости и безработицы в России: особенности, государственное регулирование……………………………………...23

3.1 Характерные черты безработицы в России…………………………23
3.2 Государственная политика в области занятости населения в РФ..31
3.3 Приоритеты реализации политики занятости в РФ………………...36

Заключение………………………………………………………………..40

Список используемой литературы……………………………………….42

Файлы: 1 файл

Безработица и занятость в России.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

Неоклассическая школа представлена трудами Д. Гилдера, А. Лаффера, М. Фелдстайна, Р. Холла и тругих авторов, которые рассматривают рынок труда как внутренне неоднородную и динамичную систему связей, подчиняющуюся рыночным законам. Регулятором данной системы служит рыночный механизм. Цена труда (уровень заработной платы) воздействует на спрос и предложение рабочей силы, регулирует их соотношение, а также поддерживает необходимое равновесие между ними. Цена на рабочую силу быстро и гибко реагирует на конъюнктуру рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от реальной его потребности. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос на труд и его предложение: если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их понижения, а следовательно, и снижения заработной платы до тех пор, пока не установится равновесие на рынке труда. Таким образом, классическая модель основывается на принципе саморегулирования рынка труда.15.

Кейнсианское направление рассматривает рынок труда как инертную систему, в условиях которой цена рабочей силы достаточно жёстко фиксирована. Основные параметры занятости (уровень занятости и безработицы, спрос на труд, уровень реальной зарплаты) устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке потребительских и инвестиционных товаров и услуг. На рынке труда формируется лишь уровень заработной платы и зависящая от него величина предложения труда; однако предложение труда не играет ведущей роли в формировании фактической занятости. Спрос на рабочую силу регулируется совокупным спросом, объёмами производства и инвестиций. Наличие вынужденной безработицы обусловлено недостатком совокупного эффективного спроса, ликвидировать который могут экспансионистские меры бюджетного и кредитно-денежного регулирования. В связи с этим, государство, воздействуя на совокупный спрос в сторону его увеличения, способствует увеличению спроса на труд, что ведёт к увеличению занятости и снижению безработицы.

В рамках кейнсианской концепции на занятость влияет не только совокупный спрос, но порядок распределения увеличения общего спроса между разными отраслями, то есть, структура совокупного спроса. Эффективным средством обеспечения достаточного уровня занятости является расширение инвестиционной деятельности государства, обеспечение им оптимальных размеров инвестиций с учётом конкретных условий экономического развития. Кейнсианская модель базируется на государственном вмешательстве в управлении макроэкономическими процессами, а механизм её реализации базируется на закономерностях и явлениях психологического характера (склонность к потреблению, к сбережению, побуждение к инвестициям), а также на мультипликативной связи между главными экономическими показателями.

Представители монетаристской школы (М. Фридмен, Э. Фелпс и другие) обосновывают положение о том, рыночная экономика представляет собой самонастраивающуюся систему, ценовой механизм, самостоятельно определяющий рациональный уровень занятости. В этой системе вмешательство государства приводит к сбою механизма саморегуляции рынка, а денежное воздействие со стороны государства на совокупный спрос в конечном счёте приведёт к раскручиванию инфляционной спирали.

Монетаристы полагают, что в любой момент имеется некий уровень безработицы, обладающий свойством совместимости с равновесием в структуре ставок реальной заработной платы, который получил название «естественная норма безработицы». Данное понятие отражает действительные структурные характеристики рынка труда и товаров, включая рыночные несовершенства, стохастические колебания спроса и предложения, стоимость информации о вакантных рабочих местах и об имеющейся рабочей силе, издержки мобильности.

Отклонения занятости от «естественного уровня» могут быть только краткосрочными; если уровень занятости больше равновесного, то это приводит к ускоряющейся инфляции, если меньше - то к ускоряющейся дефляции. Таким образом, политика по стабилизации занятости должна быть направлена на борьбу с отклонениями уровня безработицы от её естественной нормы, с колебаниями объёмов производства и численности занятых. Для регулирования рынка труда монетаристы предлагают использовать в основном рычаги денежно-кредитной политики .

В основе институционально-социологической школы, представленной такими экономистами как Т. Веблен, Дж. Данлоп, Дж. Гэлбрейт, Л. Ульман, лежит положение о том, что проблемы в области занятости могут быть решены с помощью разного рода институциональных реформ. Для представителей данной школы характерен отход от концентрации внимания только на макроэкономическом анализе, ими осуществлена попытка объяснить имеющиеся на рынке труда несоответствия особенностями социальных, профессиональных, отраслевых, половозрастных, этических и других различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровнях заработной платы.

Контрактная теория занятости (М. Бейли, Д. Гордон, К. Азариадис) представляет собой концепцию, в основе которой лежат синтезированные представления неоклассическов и кейнсианцев. С одной стороны, авторы поддерживают кейнсианский тезис о жестокости денежной заработной платы и полагают, что приспособления на рынке труда происходят за счёт изменений физических объёмов производства и занятости, а не цен. С другой стороны, сама эта жестокость выводится из оптимизирующего поведения индивидов, которые действуют в собственных экономических интересах. В Данная теория основана на предпроложении, что предприниматели и рабочие вступают между собой в долгосрочные договорные отношения. Другими словами, между работниками и предпринимателями возникает соглашение, так называемый, «имплицитный контракт», который соблюдается ими не потому, что этого требует юридический договор, а потому, что это экономически обоюдно выгодно.16

В период спада фирма не снижает оплату труда, а в период подъёма резко не повышает оплату труда квалифицированным работникам, в связи с чем динамика денежной заработной платы оказывается сглаженной. Во время падения производства она не опускается, а во время подъёма не слишком поднимается, возрастая плавно и равномерно; уровень заработной платы становится в определённой мере фиксированным, как экономически целесообразный результат оптимизированного поведения индивида.

В концепции гибкого рынка труда (Р. Буае, Г. Стэндинг) в основе лежит положение о необходимости дерегламентации рынка труда, перехода к более гибким, функционально индивидуализированным и нестандартным формам занятости (частичная занятость, неполный рабочий день или неделя). Такой подход направлен на обеспечение:

- уменьшения издержек структурной  перестройки экономики, что достигается  за счёт многообразия и гибкости  форм найма;

- гибкости регулирования рабочего  времени, установление более подвижного  режима работы с ненормируемым рабочим днём;

- гибкости в регулировании заработной  платы на основе более дифференцированного  подхода;

- гибкости методов и форм  социальной защиты работников, а  также адаптации объёма, структуры, качества и цены рабочей силы  к колебаниям спроса и предложения на рынке труда.

В целом концепция гибкого рынка труда предполагает формирование многообразных форм взаимоотношений предпринимателей и работников, направлена на рационализацию совокупных затрат, повышение прибыльности и поддержание высокой динамики развития рынка труда.

В общем под занятостью понимается деятельность трудоспособных (экономически активных) граждан в системе народного хозяйства с целью получения трудового дохода (заработной платы) и для удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству страны. Также существует понятие вторичной занятости, которая предполагает осуществление трудовой деятельности либо на основном месте работы путём удлинения рабочего дня (на том же предприятии), либо за пределами основной работы на новом рабочем месте (на другом предприятии или дома). Самозанятость подразумевает самостоятельный поиск и осуществление трудовой деятельности с целью получения постоянного или временного дополнительного дохода .

Следует отметить, что количество незанятых всегда больше числа граждан, официально признанных безработными, на число лиц, которые по разным причинам не имеют работы, не ищут её и не готовы приступить к ней в ближайшее время. В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в РФ» различие между незанятыми и безработными осуществляется в соответствии с рядом следующих признаков: обращением неработающего гражданина в государственную службу занятости, регистрацией его и присвоением ему органами занятости официального статуса «безработный» с выплатой пособия по безработице.

Принято отдельно выделять численность и структуру той группы лиц, положение которой на рынке труда особенно неблагоприятно. Данная группа представляет особенно неустойчивый сегмент на рынке труда и является так называемой «критической зоной рынка труда», которая охватывает часть экономически активного населения, оказавшуюся в сложном материальном положении из-за полного или частичного отсутствия работы или низкого уровня её оплаты. В структуре данной группы выделяются следующие подгруппы.17.

- лица, имеющие официальный статус  безработного;

- неработающие лица, не имеющие  официальный статус безработного, с душевым доходом в семье  ниже прожиточного минимума;

- лица, работающие в режиме неполной  занятости и не имеющие дополнительного заработка, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума;

- лица, занятые полный рабочий  день, не имеющие дополнительного  дохода, с заработной платой ниже  прожиточного минимума.

При проведении государственной политики в области обеспечения занятости населения следует особое внимание уделять тем группам лиц, которые попадают в критическую зону рынка труда.

Таким образом, были рассмотрены понятия занятости и безработицы, основные теории занятости.

Далее рассмотрим основные принципы занятости в Российской Федерации.

 

2.2 Правовое регулирование и принципы занятости в РФ

 

Обеспечение занятости — это комплекс социально-экономических и юридических гарантий, способствующих борьбе с безработицей, реализации всеми желающими своего права на труд, помощь нуждающимся в содействии при подыскании работы и трудоустройстве. Сама политика государства по обеспечению полной занятости является важнейшей гарантией реализации права граждан на труд теми, кто хочет его реализовать как самое жизненно важное право. Эта политика создает и право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве. Стимулирование занятости должно происходить в первую очередь за счет расширения производства, создания новых рабочих мест, а также увеличения различных договорных форм труда (с неполным рабочим временем, временных работ и др.).

 Конституция РФ объявила  Российское государство социальным, законодательство которого гарантирует  гражданам социально-экономические  права, а политика направлена  на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. И Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах стратегической целью социального государства является гарантирование права человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи. Указанные принципы в нынешних условиях остаются провозглашенными целями развития, программой на будущее.

 В соответствии с Законом  РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями  и дополнениями занятость - это  деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и  общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Она означает фактическую реализацию права на свободу труда.

 Гражданин имеет исключительное  право распоряжаться своими способностями  к производительному и творческому труду. Принуждение к труду запрещено, в том числе и как средство обеспечения трудовой дисциплины. Оно возможно лишь в случаях, особо установленных законодательством. Так, не считается нарушением запретов работа, требуемая на основании военной службы, а также в условиях чрезвычайных обстоятельств, и работа при отбывании наказания по приговору суда, выполняемая под надзором соответствующих государственных органов. Незанятость не может быть основанием для правовой ответственности. Реализация принципа свободы труда - это свободный, добровольный акт гражданина. Он может и не реализовывать данное право, но от этого он не теряет его и в любое время может пожелать его осуществить

 Конституция РФ не обязывает  трудоспособного гражданина трудиться; она запрещает принудительный труд, подчеркивает, что труд свободен (ст. 37).

В актах Международной организации труда (МОТ) вопросам занятости уделено много внимания. Так, Конвенция МОТ № 122«О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция и Рекомендация МОТ «О службе занятости» (1948 г.), Рекомендация МОТ «О профессиональном обучении» (1962 г.) и Конвенция с соответствующей Рекомендацией «О дискриминации в области труда и занятости» (1958 г.) в комплексе составляют международно-правовой институт обеспечения занятости и трудоустройства.

 Конвенция МОТ № 122 предусматривает, что каждый член организации  провозглашает и осуществляет  активную политику, направленную  на содействие полной, продуктивной  и свободно избранной занятости (ст. 1). Эта политика имеет целью  обеспечение того, чтобы: а) имелась работа для всех, кто ее ищет; б) работа была как можно более продуктивной; в) была свобода выбора занятости и работы без всякой дискриминации (ст. 2). Названные принципы восприняты российским законодательством.

Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).

Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния населения страны, одновременно представляя собой экономическую категорию и социальную проблему.

Информация о работе Проблемы занятости и безработицы в России: особенности, государственное регулирование