Проблемы занятости и безработицы в России: особенности, государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование проблем безработицы и занятости, издержек, которые вызывает безработица и рассмотрение политики занятости в Российской Федерации.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
-объяснить экономическую природу безработицы,
-дать понятие теории занятости и безработицы
-провести анализ занятости и безработицы в РФ
-рассмотреть государственную политику в области занятости населения в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2

Экономическая природа безработицы………………………………...3

Причины, сущность безработицы и её виды…………………………3
Социально-экономические издержки безработицы…………………8
Государственная политика борьбы с безработицей…………….…..10

Понятие занятости……………………………………………………..13

Концепции занятости…………………………………………………13
Правовое регулирование и принципы занятости в Российской Федерации……………………………………………………………..17

Проблемы занятости и безработицы в России: особенности, государственное регулирование……………………………………...23

3.1 Характерные черты безработицы в России…………………………23
3.2 Государственная политика в области занятости населения в РФ..31
3.3 Приоритеты реализации политики занятости в РФ………………...36

Заключение………………………………………………………………..40

Список используемой литературы……………………………………….42

Файлы: 1 файл

Безработица и занятость в России.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

Переобучение будет проходить в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Зачисление на обучающие программы будет происходить по направлению службы занятости, которая будет информировать гражданина обо всех доступных программах. Переобучение будет проводиться на базе отобранных в результате конкурса учебных заведений, которые смогут предложить лучшие программы, ориентированные на востребованные профессии.

Дополнительные бюджетные средства будут выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд.рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд.рублей, в том числе 29,8 млрд.рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России». Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.

Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.

Итак, проблема разработки действенной политики занятости остро стоит перед правительством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Под занятостью понимается деятельность трудоспособных граждан в системе народного хозяйства с целью получения трудового дохода для удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству страны.

Существует несколько теорий занятости, которые, пройдя долгий путбь эволюционного развития, отличаются многообразием концептуальных подходов, методов и инструментария исследования. Теоретические взгляды на проблему занятости характеризуются множеством направлений и школ.

Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически-активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовывать свои способности при помощи рынка труда.

Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития. Несмотря на различные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства.

При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия потерпели крах, оказавшись неконкурентноспособными. Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных. Оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации.

Официальное признание безработицы в России произошло в 1991 году, с этого времени началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в России, начиная с 1991 года по настоящий момент, показывает постепенное снижение её уровня в последние несколько лет, что достигается благодаря государственной политике в области социального регулирования, в сфере занятости, макроэкономической политике.

Главным направлением государственной политики занятости на всех уровнях управления (регулирования) является создание экономически целесообразных рабочих мест, которые определяют спрос на труд и обеспечивают его сбалансированность с предложением рабочей силы. Чтобы предложение труда значительно не превышало спрос (как это было в России в 90-х годах XX столетия) государство должно проводить целенаправленную предупредительную политику по социальной поддержке отдельных слабо защищенных слоев трудоспособного населения, - которые могли бы уйти с рынка труда, уменьшив нагрузку на имеющиеся вакантные рабочие места и снизив, тем самым, напряженность на текущем рынке труда. Такое регулирование занятости связано с совершенствованием программ помощи женщинам, имеющим детей; молодежи, совмещающей работу с учебой; социального обеспечения пенсионеров, которые из-за низких пенсий вынуждены работать; со стимулированием гибкой занятости.

Важным фактором повышения уровня занятости общественным трудом является рост эффективности экономики через усиление трудовой мотивации, через передачу средств производства в частные руки (приватизацию), через рост заработной платы, через обеспечение нормальных условий труда и жизни, повышение конкурентоспособности работников, обеспечение их социальной защиты в случае увольнения, через обеспечение свободы передвижения (миграции) по территории страны и региону, через создание рынка жилья.

Вместе с тем в деле повышения занятости безработных граждан России далеко не все резервы исчерпаны. Прежде всего, необходим эффективный механизм налогообложения, который наряду с государственным оздоровил бы и негосударственный сектор экономики. Во-вторых, в стране существует ряд общегосударственных проблем, решение которых можно было бы совместить с повышением занятости населения, а также с расширением поля общественных работ (строительство дорожной сети, экологическая очистка окружающей среды, озеленение городов и восстановление нарушенных парково-рекреационных зон мегаполисов и др.). Содействие занятости может проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений.

Итак, проблема разработки действенной политики занятости остро стоит перед правительством РФ.

Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

         1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря  1993. // (Публикуется с учётом поправок Российской Конституция Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации – 25 от 30 декабря 2008. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 №7-ФКЗ)// Российская газета.-21 января 2009.-№7(4831)

     2. Закон « О занятости населения в Российской Федерации»: Закон    РФ

№ 1032-1 (принят 19 апреля 1991г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Мазин А.Л.Экономика труда: учебное  пособие для студентов вузов-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.

4. Остапенко, Ю. М. Экономика труда. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.

         5. Егорова, Е. А, Кучмаева, О. В. Экономика труда. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004.

6. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2005.

7. Булатов А.С. Экономика.-6-е изд.перераб.и доп.-М.:Экономистъ,2009.

8. Седов В.В.Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие.-М.:ИНФРА-М, 2007.

9. Капелюшников, Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реконструктуризации / Р.И. Капелюшников. - М.: Аспект Пресс, 2000.

10. Экономическая теория: учебник/ подред. В.И.Видяпина, Г.П. Журавлёвой-М.: ИНФРА-М,2008.

11. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Отв. ред. Л.С.Чижова; Институт макроэкономического исследования. - М., 2008.

12. Пашков А.С. Занятость, безработица, трудоустройство. СПб., 2008.

13. Зиброва, Е.  Официальная безработица в России: последние данные / Е. Зиброва - 2010 г (Электронный ресурс). - URL: http://www.gazeta.ru/. 

14. Официальный сайт // Федеральная служба государственной статистики. (Электронный ресурс). - URL: http://www.gks.ru/ 

15.http://www.investmentrussia.ru/teoriya-investirovaniya/chto-takoe-vtoraya-volna-krisisa.html

16. http://actualcomment.ru/news/49631/

17.Laboureconomiks.ru/glava 3/p33/10p34. «Экономика труда» / Электронный ресурс/

 

 

 

     1 Федеральный закон  « О занятости населения в Российской Федерации №1032-1»: (принят 19 апреля 1991г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

 

2 Мазин А.Л.Экономика труда: учебное пособие для студентов вузов-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007

3 Остапенко, Ю. М. Экономика труда. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.

 

               4 О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ: (принят 19 апреля 1991г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

 

5 Егорова, Е. А, Кучмаева, О. В. Экономика труда. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004.

 

                   6 Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2005.

 

           7Курс экономической теории: учебник / под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Изд-во «Дело и Сервис»,                 2001.

8 Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2005.

 

9 Булатов А.С. Экономика.-6-е изд.перераб.и доп.-М.:Экономистъ,2009.

 

10 Капелюшников, Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реконструктуризации / Р.И. Капелюшников. - М.: Аспект Пресс, 2000.

 

11 Ишкин, В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда / В.В. Ишкин. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 328 с.

 

12 Капелюшников, Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реконструктуризации / Р.И. Капелюшников. - М.: Аспект Пресс, 2000. 

 

13 Борисов Е.Ф.Экономическая теория:учебник.-М.:Юрайт-Издат,2005.

 

        14 Экономическая теория: учебник/ подред. В.И.Видяпина, Г.П. Журавлёвой-М.: ИНФРА-М,2008.

        15 Экономическая теория: учебник/ подред. В.И.Видяпина, Г.П. Журавлёвой-М.: ИНФРА-М,2008

16 Экономическая теория: учебник/ подред. В.И.Видяпина, Г.П. Журавлёвой-М.: ИНФРА-М,2008..

17 Седов В.В.Экономическая теория.Введение в экономическую теорию: учебное пособие.-М.:ИНФРА-М, 2007

18 Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Отв. ред. Л.С.Чижова; Институт макроэкономического исследования. - М., 2008.

 

19 Пашков А.С. Занятость, безработица, трудоустройство. СПб., 2008.

 

20Зиброва, Е.  Официальная безработица в России: последние данные / Е. Зиброва - 2010 г [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazeta.ru/. 

 

21 Зиброва, Е.  Официальная безработица в России: последние данные / Е. Зиброва - 2010 г [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazeta.ru/. 

 

22 Зиброва, Е.  Официальная безработица в России: последние данные / Е. Зиброва - 2010 г [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazeta.ru/.

 

23 Официальный сайт // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/ 

 

24 http://oko-planet.su/politik/politikrus/119249-rosstat-zanyatost-i-bezrabotica-v-rossiyskoy-federacii

 

25 http://www.investmentrussia.ru/teoriya-investirovaniya/chto-takoe-vtoraya-volna-krisisa.html

 

26 http://actualcomment.ru/news/49631/

 

 

27 Laboureconomiks.ru/glava 3/p33/10p34. «Экономика труда» / Электронный ресурс/

 

28 Зиброва, Е.  Официальная безработица в России: последние данные / Е. Зиброва - 2010 г [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazeta.ru/.

 

 


 



Информация о работе Проблемы занятости и безработицы в России: особенности, государственное регулирование