Проблемы занятости и безработицы в России: особенности, государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование проблем безработицы и занятости, издержек, которые вызывает безработица и рассмотрение политики занятости в Российской Федерации.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
-объяснить экономическую природу безработицы,
-дать понятие теории занятости и безработицы
-провести анализ занятости и безработицы в РФ
-рассмотреть государственную политику в области занятости населения в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2

Экономическая природа безработицы………………………………...3

Причины, сущность безработицы и её виды…………………………3
Социально-экономические издержки безработицы…………………8
Государственная политика борьбы с безработицей…………….…..10

Понятие занятости……………………………………………………..13

Концепции занятости…………………………………………………13
Правовое регулирование и принципы занятости в Российской Федерации……………………………………………………………..17

Проблемы занятости и безработицы в России: особенности, государственное регулирование……………………………………...23

3.1 Характерные черты безработицы в России…………………………23
3.2 Государственная политика в области занятости населения в РФ..31
3.3 Приоритеты реализации политики занятости в РФ………………...36

Заключение………………………………………………………………..40

Список используемой литературы……………………………………….42

Файлы: 1 файл

Безработица и занятость в России.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

В 2010 году в России, несмотря на преодоление последствий кризиса, уровень безработицы по-прежнему остается высоким. Так, по расчетам МОТ, в сентябре этого года было 5 миллионов безработных россиян. Каждый седьмой из ста человек подпадает под определение «безработный», следовательно уровень безработицы составляет 7 процентов. По сравнению с предыдущим годом - снижение показателя на 3,2 процентов.23

Однако посткризисные последствия все еще активно дают о себе знать: часть рабочей силы оказалась невостребованной, например, в связи с переходом на новые технологии в промышленности, или на электронный бухгалтерский учет.

Хочется привести статистические данные по занятости и безработице  в Российской Федерации в 2012 году:

(по итогам обследований населения  по проблемам занятости)

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю ноября 2012 года.24

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в ноябре 2012г. составила 75,5 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 71,5 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в ноябре 2012г. составил 5,4% (без исключения сезонного фактора).

По сравнению с октябрем 2012г. численность занятого населения в ноябре уменьшилась на 44 тыс.человек, или на 0,1%, численность безработных увеличилась на 62 тыс.человек, или на 1,5%. По сравнению с ноябрем 2011г. численность занятого населения выросла на 487 тыс.человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась на 681 тыс.человек, или на 14,3%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце ноября 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1017 тыс.человек, что на 3,1% больше по сравнению с октябрем 2012 года.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в ноябре 2012г., 72% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в ноябре 2011г. - 68%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в ноябре 2012г. составила 24,2%, среди безработных женщин - 33,3%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в ноябре 2012г. его использовали 59,9% безработных.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в ноябре 2012г. составил 34,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,2%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,9%, 20-24 лет - 22,3%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,5%) и 20-24 лет (12,3%). По сравнению с ноябрем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 1,6 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - увеличился на 0,1 процентного пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в ноябре 2012г. составил 14,2%, в том числе среди городского населения - 12,7%, среди сельского населения - 17,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,4 раза, в том числе среди городского населения - 3,9 раза, сельского населения - 2,5 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 35,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,7% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 30,0%, среди городских - 26,2%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 30,1% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В ноябре 2012г. их численность по сравнению с ноябрем 2011г. уменьшилась на 102 тыс.человек, или на 7,7% и составила 1,2 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,8% составляет молодежь до 20 лет, 46,2% - от 20 до 24 лет, 21,0% - от 25 до 29 лет.

В ноябре 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 16,8%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,1% (в ноябре 2011г. - соответственно 18,3% и 23,5%).

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

 

Если рассматривать изменения безработицы в перспективе последних лет, то число неработающих людей скорее падает, чем растет. Если по данным Росстата в 2003 году безработными были 6,2 миллиона человек, то в 2010-м их число составляло уже 5,6 миллионов. Однако в относительном выражении картина несколько иная. До 2007 года шло снижение уровня безработицы (в 2003 г. 8,6%, в 2007 г. 6,3%), после чего начался рост. В результате, в 2008 году уровень безработицы увеличился до 6,5%, а в 2009-м, в расцвет экономического кризиса, – до 8,6%.

Почему наблюдается такое противоречие? Ответ на поверхности: население России последние несколько лет снижается, как следствие, снижается и общее число трудоспособных людей, в том числе и нигде не занятых.

Начиная с 2010 года уровень безработицы в России опять начал снижаться. Эксперты отмечают, что определенную роль в этом сыграло принятие в 2009 году региональных программ по снижению напряженности на рынке труда. При этом ключевой проблемой российского рынка труда по-прежнему является несоответствие спроса и предложения. Система образования продолжает перепроизводство юристов, экономистов и специалистов-гуманитариев, в то время как экономика нуждается в высококвалифицированных рабочих, инженерах и прочих технических специальностях.

Если взглянуть на проблему безработицы в региональном разрезе, то традиционно наиболее высока ее доля в Северо-Кавказском федеральном округе: последнее десятилетие уровень безработицы колеблется здесь в диапазоне 17%-23%. Относительно высока (в районе 10%) доля безработицы в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. Однако тенденция к снижению прослеживается и здесь: в обоих регионах по итогам 2010-го года уровень безработицы составил 8,7%.

Наиболее низкие показатели безработицы в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Минимальный за последнее десятилетие уровень безработицы в этих регионах был зарегистрирован в 2007-м году: 3,1% и 4,2% соответственно. После этого показатели несколько выросли, однако уже в 2009-м году опять наметилась тенденция к снижению.

Безработица в 2011 году

По данным Росстата, в 2011 году доля безработных в России составила 6,6% от числа экономически активных граждан. Это на 0,9% ниже, чем в 2010 году. В абсолютном выражении число безработных в стране в 2011 году составило около 5 млн. против 5,6 млн. человек годом ранее. Таким образом, по уровню безработицы Россия вышла на докризисный уровень.

При этом в годовом отчете Росстата отмечается, что рост вакансий в 2011 году составил 18,2%. Самый значительный прирост произошел в Приволжском федеральном округе – 36%, за ним следуют Сибирский и Уральский округа. Лидерами по приросту стали Ингушетия (291%), Чувашия(250%) и Северная Осетия (228%). Минимальный показатель зарегистрирован на Дальнем Востоке – 5,1%.

Тем не менее, наиболее свежие статистические данные по итогам трех месяцев с октября 2011 до января 2012 года свидетельствуют, что несмотря на сохранение относительно невысокого уровня безработицы в регионах, отдельные из них находятся в сложной ситуации. Так, наиболее высокий уровень безработицы МОТ зафиксировала в Ингушетии (49,1%), Чеченской Республике (36,3%) и Республике Тыва (24,2%).

Самый низкий уровень безработицы был зарегистрирован в Москве и Санкт-Петербурге – 1,0% и 1,4% соответственно, а также в Ленинградской области – 3,1%.

Среднесрочный прогноз до 2014 года

Минэкономразвития составило прогноз на ближайшие годы. Согласно их подсчетам, в 2012-2014 годах уровень безработицы в стране будет снижаться, и уже к 2013 году достигнет предкризисного уровня 2007-го года.

В 2013 году эти показатели соответственно снизятся до 4,6 миллиона и 6,3 %. В 2014 году уровень безработицы сократится до 5,8 %, так как сократится доля экономически активного населения, а число безработных составит 4,2 миллиона человек.

Если посмотреть на статистику, то ситуация с безработицей в стране не очень тревожная. Тем не менее, болевые точки остаются. Одна из главных -недостаток рабочих мест. Если в крупных городах эта проблема остро не стоит, то в малых, в том числе моногородах и сельской местности, людям деваться не куда. Службы занятости стараются решить эту проблему, в том числе помогая безработным регистрировать собственное дело и выделяя «подъёмные» - 58 800 рублей на человека. И ещё по столько же за каждого безработного, которого возьмёт к себе новоиспечённый предприниматель. Но сейчас, по мнению многих экспертов, эта мера не является достаточной. Во - первых - сумма «подъёмных» не индексируется, а значит обесценивается. А во - вторых, трудно развивать бизнес среди бедняков. Ведь если вся деревня стоит в службе занятости, и предлагаемые пособия являются чуть ли не единственным источником дохода людей, то кому продавать произведённые товары и услуги и по какой цене? И откуда тогда брать ресурсы для развития?

Так же присутствует большая неоднородность и между регионами.

А пока не ясно, начнется ли новая волна экономического кризиса, к которой серьезно готовится и Россия. Неизвестно, вернутся ли капиталы, которые так активно уходили из страны в ближайшие годы, ведя к снижению инвестиционной привлекательности российского бизнеса. Эти факторы в ближайшие годы будут косвенно влиять на уровень безработицы.25

По последним данным, официальная безработица в России составляет чуть больше одного миллиона человек. Это самый низкий показатель регистрируемой безработицы в стране за последние десять лет, сообщил журналистам глава Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Юрий Герций.

«По последним данным, официальная безработица в России составляет один миллион двести тысячи человек. Этот показатель самый низкий с 2001 года», – сказал Герций, передает «Газета.Ru».

Глава Роструда отметил, что за неделю снижение безработицы произошло в 72 регионах России, еще в семи субъектах страны ситуация не изменилась.

Герций добавил, что общая неофициальная безработица в России составляет 5,4 миллиона человек.

Герций также дал прогноз по уровню официальной безработицы в России до конца года. «Я предполагаю, что к концу 2012 года она (официальная безработица. – прим.ред.) будет ниже одного миллиона человек», – заключил глава Роструда.

Как сообщали «Актуальные комментарии», 5 сентября замминистра труда РФ Татьяна Блинова сообщила, что общая численность безработных в России составляет чуть более 4 миллионов человек.

 По словам чиновницы, ведомство  подготовило проект государственной  программы «Содействие занятости  населения» на 2013-2020 годы, объем финансирования которой составит около 600 млрд рублей.

 Программа будет осуществляться  по трем направлениям: «Активная  политика занятости населения  и социальная поддержка безработных  граждан», «Внешняя трудовая миграция»  и «Развитие институтов рынка  труда».

 В рамках программы планируется  ежегодно оснащать 14,2 тысячи специальных  рабочих мест для инвалидов. «В 2013-2015 годах на эти цели проектом  программы предусматривается порядка 870-920 миллионов рублей ежегодно», - подчеркнула Блинова.

4 сентября на встрече с руководителями профсоюзных центров стран-членов АТЭС президент РФ Владимир Путин заявил, что уровень безработицы в России в настоящее время ниже, чем до мирового экономического кризиса, - 5,1%-5,2%.

В то же время глава государства подчеркнул, что целью российского руководства является не только снижение безработицы, но и переформатирование рынка труда.26

 

    1. Государственная политика в области занятости населения

 

Сейчас, в области занятости населения на первый план выходят  приоритеты, а именно - повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной  необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурной безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда. 
Для этого должны быть решены следующие задачи:

  1. повышение спроса на квалифицированную рабочую силу;
  2. обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи;
  3. усиление роли профессионального труда в росте доходов и соответствующее изменение трудовой мотивации;
  4. переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан;
  5. распределение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда;
  6. максимально возможное привлечение безработных к общественным работам;
  7. совершенствование учета безработных и предоставлений пособий;
  8. оказание социальной поддержки безработным и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям Решение этих задач обеспечит активизацию характера политики занятости.

Информация о работе Проблемы занятости и безработицы в России: особенности, государственное регулирование