Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:17, курсовая работа
Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.
Введение- 3
1. Необходимость приватизации и разгосударствления в России- 5
1.1. Приватизация как форма разгосударствления- 8
1.2. Формы приватизации. 11
2.Этапы приватизации в России- 14
2.1. Акционирование и ваучерная приватизация. 14
2.2. Денежная приватизация. 16
3. Проблемы, отличительные особенности и последствия приватизации в России 17
Заключение- 30
Библиографический список -----------------------------------------------------------32
Кафедра менеджмента и экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Микроэкономика
по теме: Процессы и проблемы разгосударствления и приватизации в России
Студента 1 курса, Э – 11 группы
экономического факультета
Токарик А.М.
Научный руководитель
Гадеудина Е.Д.
г. Южно – Сахалинск
2006 г.
Содержание
Введение- 3
1. Необходимость приватизации и разгосударствления в России- 5
1.1. Приватизация как форма разгосударствления- 8
1.2. Формы приватизации. 11
2.Этапы приватизации в России- 14
2.1. Акционирование и ваучерная приватизация. 14
2.2. Денежная приватизация. 16
3. Проблемы, отличительные
особенности и последствия
Заключение- 30
Библиографический список ------------------------------
Введение
Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.
Переход
к рыночной модели
В своей курсовой работе я ставлю задачи понять и проанализировать процессы приватизации и разгосударствления, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, отличия и ошибки.
Разгосударствление - уменьшение
функций государства в
Под разгосударствлением
понимается процесс сужения
Приватизация – процесс передачи государственной собственности в частные руки.
Цели приватизации в России:
· формирование
слоя частных собственников-
· повышение эффективности деятельности предприятий;
· создание конкурентной среды;
· содействие демонополизации экономики;
· привлечение иностранных инвестиций;
· социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
Таким образом, приватизация является важнейшим элементом системных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой действие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.
Такая попытка анализа процессов преобразования государственной собственности на основе разгосударствления и приватизации лежит в основе курсовой работы "Процессы и проблемы разгосударствления и приватизации в России".
Анализ проблем приватизации
и развития рынка корпоративных
ценных бумаг в России актуален,
прежде всего, тем, что изменение
отношений собственности
1. Необходимость приватизации и разгосударствления в России
В ходе разгосударствления экономики государство снимает с себя функцию распределителя имеющихся ресурсов, предоставляя ее рынку. Воздействие государства на потоки ресурсов осуществляется преимущественно экономическими мерами, например снижением и увеличением налоговых ставок.
Результатом разгосударствления
является уменьшение доли валового национального
продукта, перераспределяемого через
государственный бюджет. Иначе говоря,
сокращается часть чистого
Так же в ходе разгосударствления изменяется экономическая роль и функции государства. Во-первых, государство перестает быть непосредственным субъектом хозяйствования. Оно лишь создает правила экономической игры и механизмы, обеспечивающие соблюдение этих правил.
Вместе с тем сами правила
одинаковы как для частных, так
и для государственных
Во-вторых, государство начинает регулировать экономические процессы преимущественно не через директивы, а через изменение экономических условий функционирования агентов экономической жизни.
Приватизация здесь выступает в качестве процесса, направленного на сокращение доли государственного сектора в экономике. Однако этого недостаточно для создания рыночной среды.
Государственный сектор в большем или меньшем объеме всегда будет присутствовать в экономике. Поэтому если механизм взаимодействия государства с государственными предприятиями оставить неизменным, то
не будет создано целостное рыночное пространство, так как разгосударствление включает коммерциализацию государственных предприятий, идущих параллельно с их приватизацией.
Коммерциализация
Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации).
Таким образом, цель приватизации
и разгосударствления, как фундаментальных
элементов реформ в "переходной"
экономике заключалась в
При этом важную роль при
достижении целей приватизации играла
программа Российского
преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;
преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;
стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики:
изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.
На основании всего
вышеизложенного можно сказать,
что при участии государства
в процессе разгосударствления и
приватизации структура собственности,
в конечном итоге, смогла приобрести
следующий вид: государственные
предприятия, частный бизнес, народные
предприятия, акционерные корпорации
с преобладанием
1.1. Приватизация как форма разгосударствления
Известны два пути преодоления тотального выведения предприятий из-под прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию.
Приватизация в переходной
экономике является преобладающей
формой разгосударствления, с одной
стороны, и наделения граждан
собственностью за счет тех или иных
форм перераспределения
Главное содержание приватизации
заключается в трансформации
предприятий-производителей, основанных
на том или ином производственно-техническом
комплексе (звеньев «единой фабрики»
плановой экономики), к фирмам, базирующимся
на капитале. Капитал как самовозрастающая
стоимость несет с собой
Зарождение и развитие отношений по капиталу (при сохранении в превращенной форме отношений по труду) кардинальным образом меняют всю систему интересов в рамках предприятия и требуют новых механизмов их согласования. В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные категории—собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений.
По существу, приватизирующиеся предприятия переходного
периода—это основная ячейка, где совершается главное таинство рыночной трансформации экономики. Успешность и темпы трансформации зависят как от общей логики и последовательности проходимой экономической политики (внешние условия и среда функционирования капитала), принципов и методов самих реформ отношений собственности (подходы к приватизации и реформированию госсектора), так и от рыночной реструктуризации экономики (консолидация и эффективный перелив капиталов). При этом именно рынок капитала является ключевой проблемой создания эффективного комплекса рыночных механизмов в переходной экономике.
Конкретные методы проведения
реформы собственности зависят
от того, на каких принципах передается
государственное имущество
Огромные массы меняющих
форму собственности
1.2. Формы приватизации.
Почти десятилетний опыт постсоциалистической приватизации позволяет осмыслить результативность ее отдельных форм для роста инвестиционной активности и эффективности экономики.
Информация о работе Процессы и проблемы разгосударствления и приватизации в России