Процессы и проблемы разгосударствления и приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.

Содержание работы

Введение- 3

1. Необходимость приватизации и разгосударствления в России- 5

1.1. Приватизация как форма разгосударствления- 8

1.2. Формы приватизации. 11

2.Этапы приватизации в России- 14

2.1. Акционирование и ваучерная приватизация. 14

2.2. Денежная приватизация. 16

3. Проблемы, отличительные особенности и последствия приватизации в России 17

Заключение- 30

Библиографический список -----------------------------------------------------------32

Файлы: 1 файл

реферат 1.docx

— 45.35 Кб (Скачать файл)

Кафедра менеджмента и  экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

по дисциплине: Микроэкономика

 

 

 

по теме: Процессы и проблемы разгосударствления и приватизации в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента 1 курса, Э – 11 группы

 

экономического факультета

 

Токарик А.М.

 

 

 

 

 

Научный руководитель

 

Гадеудина Е.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Южно – Сахалинск

 

2006 г.

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение- 3

 

1. Необходимость приватизации  и разгосударствления в России- 5

 

1.1. Приватизация как форма  разгосударствления- 8

 

1.2. Формы приватизации. 11

 

2.Этапы приватизации в  России- 14

 

2.1. Акционирование и ваучерная  приватизация. 14

 

2.2. Денежная приватизация. 16

 

3. Проблемы, отличительные  особенности и последствия приватизации  в России  17

 

Заключение- 30

 

Библиографический список -----------------------------------------------------------32

 

Введение

 

 

 

Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее  время очень актуальна, так как  приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был  совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому  Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить  опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.

 

         Переход  к рыночной модели экономического  развития в России был одобрен  Правительством Российской Федерации  в октябре 1991 года. Тогда же  была подготовлена и первая  программа радикальных экономических  реформ. Одними из основных ее  пунктов были разгосударствление  и приватизация предприятий в  промышленности, торговле и сфере  услуг.

 

В своей курсовой работе я  ставлю задачи понять и проанализировать процессы приватизации и разгосударствления, проходившие в России, выявить  задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, отличия  и ошибки.

 

Разгосударствление -  уменьшение функций государства в управлении экономическими объектами при одновременной  приватизации части государственной  собственности, передаче ряда полномочий государственных органов предприятиям, развитие частного предпринимательства, замена вертикальных связей горизонтальными.

 

Под разгосударствлением  понимается процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий  для развития иных, негосударственных  форм собственности, многоукладной  экономики в стране.

 

Приватизация – процесс  передачи государственной собственности  в частные руки.

 

      Цели приватизации  в России:

 

·        формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

 

·        повышение  эффективности деятельности предприятий;

 

·        создание конкурентной среды;

 

·        содействие демонополизации экономики;

 

·        привлечение  иностранных инвестиций;

 

·        социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств  от приватизации.

 

Таким образом, приватизация является важнейшим элементом системных  преобразований при переходе к рынку, и представляет собой действие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора в различных  сферах деятельности или во владении активами.

 

Такая попытка анализа  процессов преобразования государственной  собственности на основе разгосударствления и приватизации лежит в основе курсовой работы "Процессы и проблемы разгосударствления  и приватизации в России".

 

Анализ проблем приватизации и развития рынка корпоративных  ценных бумаг в России актуален, прежде всего, тем, что изменение  отношений собственности является не только стержнем экономической реформы, но и центральной проблемой тех  глубоких сдвигов в обществе, которые  характерны для всего ХХ века.

 

 

 

 

 

 

1. Необходимость приватизации  и разгосударствления в России

 

 

 

В ходе разгосударствления экономики  государство снимает с себя функцию  распределителя имеющихся ресурсов, предоставляя ее рынку. Воздействие  государства на потоки ресурсов осуществляется преимущественно экономическими мерами, например снижением и увеличением  налоговых ставок.

 

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального  продукта, перераспределяемого через  государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи  в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики  и соответственно о развитии рыночных механизмов.

 

Так же в ходе разгосударствления изменяется экономическая роль и  функции государства. Во-первых, государство  перестает быть непосредственным субъектом  хозяйствования. Оно лишь создает  правила экономической игры и  механизмы, обеспечивающие соблюдение этих правил.

 

Вместе с тем сами правила  одинаковы как для частных, так  и для государственных предприятий.

 

Во-вторых, государство начинает регулировать экономические процессы преимущественно не через директивы, а через изменение экономических условий функционирования агентов экономической жизни.

 

Приватизация здесь выступает  в качестве процесса, направленного  на сокращение доли государственного сектора в экономике. Однако этого  недостаточно для создания рыночной среды.

 

Государственный сектор в  большем или меньшем объеме всегда будет присутствовать в экономике. Поэтому если механизм взаимодействия государства с государственными предприятиями оставить неизменным, то

 

 

не будет создано целостное  рыночное пространство, так как разгосударствление включает коммерциализацию государственных  предприятий, идущих параллельно с  их приватизацией.

 

Коммерциализация государственных  предприятий означает передачу их руководству  прав полного хозяйственного ведения  в отношении имущества предприятий. Это позволяет превратить государственное  предприятие в полноценного субъекта рынка, который самостоятельно определяет свою технико-экономическую, производственную, сбытовую, ценовую политику.

 

Следует уточнить, что при  разгосударствлении форма собственности  не изменяется (в отличие от процесса приватизации).

 

Таким образом, цель приватизации и разгосударствления, как фундаментальных  элементов реформ в "переходной" экономике заключалась в обеспечении  условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в  ходе процессов трансформации отношений  собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций  хозяйствующих субъектов и предпосылок  для рационального изменения  структуры производства как базовых  условий повышения эффективности  производства и роста национального  дохода.

 

При этом важную роль при  достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:

 

преодоление монополии государства  и создание условий гражданского общества и социально ориентированной  рыночной экономики. Для этого нужны  реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства  на основе заинтересованности и ответственности;

 

преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе  и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;

 

 

 

стимулирование инициативы собственников как источника  самодвижения, саморазвития экономики:

 

изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется  как один из собственников; при этом государство берет на себя функции  регулирования рынка в основном экономическими методами.

 

На основании всего  вышеизложенного можно сказать, что при участии государства  в процессе разгосударствления и  приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные  предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные  предприятия. Такая структура и  характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для  российского государства, как средство решения многих экономических и  хозяйственных проблем, нависших в  результате длительного сохранения в России командно-административного  механизма управления экономикой.

 

 

 

1.1. Приватизация как форма  разгосударствления

 

 

Известны два пути преодоления  тотального выведения предприятий  из-под прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию.

 

Приватизация в переходной экономике является преобладающей  формой разгосударствления, с одной  стороны, и наделения граждан  собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного  имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или  безвозмездную передачу государственной  собственности в руки отдельных  граждан, трудовых коллективов или  юридических лиц. На базе государственных  предприятий могут возникать  частные и смешанные фирмы  в различных организационно-хозяйственных формах—от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций.

 

Главное содержание приватизации заключается в трансформации  предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом  комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных  циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

 

Зарождение и развитие отношений по капиталу (при сохранении в превращенной форме отношений  по труду) кардинальным образом меняют всю систему интересов в рамках предприятия и требуют новых  механизмов их согласования. В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные категории—собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки  для коренных изменений в структуре  общественных групп и отношений.

 

По существу, приватизирующиеся  предприятия переходного 

 

периода—это основная ячейка, где совершается главное таинство рыночной трансформации экономики. Успешность и темпы трансформации зависят как от общей логики и последовательности проходимой экономической политики (внешние условия и среда функционирования капитала), принципов и методов самих реформ отношений собственности (подходы к приватизации и реформированию госсектора), так и от рыночной реструктуризации экономики (консолидация и эффективный перелив капиталов). При этом именно рынок капитала является ключевой проблемой создания эффективного комплекса рыночных механизмов в переходной экономике.

 

Конкретные методы проведения реформы собственности зависят  от того, на каких принципах передается государственное имущество новым  собственникам. Это прежде всего выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий — все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в постсоциалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.

 

Огромные массы меняющих форму собственности государственных  активов во всех постсоциалистических странах потребовали достаточного разнообразия возможных легальных  форм приватизации. Причем соображения  социальной справедливости, получавшие все большую общественную поддержку, в ходе реформ раздвинули круг возможных  участников за счет включения в число  новых владельцев активов населения, работников и управляющих компаний, бывших владельцев или их наследников, утративших некогда право собственности  в процессе социалистической национализации. Характерно также, что приватизация во многих странах с переходной экономикой проводилась одновременно с либерализацией законодательства о предприятиях и  предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Формы приватизации.

 

 

Почти десятилетний опыт постсоциалистической приватизации позволяет осмыслить  результативность ее отдельных форм для роста инвестиционной активности и эффективности экономики.

Информация о работе Процессы и проблемы разгосударствления и приватизации в России