Процессы и проблемы разгосударствления и приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.

Содержание работы

Введение- 3

1. Необходимость приватизации и разгосударствления в России- 5

1.1. Приватизация как форма разгосударствления- 8

1.2. Формы приватизации. 11

2.Этапы приватизации в России- 14

2.1. Акционирование и ваучерная приватизация. 14

2.2. Денежная приватизация. 16

3. Проблемы, отличительные особенности и последствия приватизации в России 17

Заключение- 30

Библиографический список -----------------------------------------------------------32

Файлы: 1 файл

реферат 1.docx

— 45.35 Кб (Скачать файл)

 

«Приватизация государственных  и муниципальных предприятий - это  приобретение гражданами, акционерными обществами, товариществами в частную  собственность объектов государственной  собственности»[1] (предприятий, цехов, зданий, акций, паев, лицензий). "Частная  собственность" в этом контексте  означает всякую форму негосударственной  собственности, в том числе акционерную, паевую и др.

 

«Формами приватизации являются:

 

1.    продажа государственных  предприятий в частные руки

 

2.     продажа акций  работникам предприятий

 

3.    сдача государственных  предприятий в аренду

 

4.    публичная продажа  акций населению

 

В 1992-1993 годах всем гражданам  России безвозмездно передавалась часть  государственной собственности  стоимостью 10 тыс. рублей (в ценах 1984 года) путем выдачи ваучеров (приватизационных чеков). Их можно было вкладывать в  акции приватизируемых предприятий, но ваучерная приватизация была малоуспешной: в результате скупки приватизационных чеков по низким ценам и всевозможных спекуляций большая часть промышленных предприятий по низким ценам перекочевала в руки бывшей номенклатуры, директоров заводов и т.п.»[2]

 

1. Продажа государственных  предприятий в частные руки  -осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.

 

2. Продажи акций работникам  предприятия - означает развитие  рабочей акционерной собственности.  Продажа акций рабочим является  эффективным средством повышения  их заинтересованности в результатах  своей работы, росте производительности  труда и прибыльности предприятий.

 

           3.   Сдача государственных предприятий  в аренду - это физические или  юридические лица приобретали  часть государственного имущества  в пользование на определенный  период и за определенную плату.  Арендатор получает возможность  самостоятельно организовать производственный  процесс, нанимать персонал, осуществлять  контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.

 

          4. Публичная продажа акций населению  - одна из наиболее распространенных  форм приватизации, при которой  государственное предприятие превращается  в акционерное общество открытого  типа. Продажа акций населению  осуществляется по фиксированной  или конкурсной цене. При продаже  акций по фиксированной цене  возможны завышение и занижение  стоимости имущества. При конкурсной  цене достигается более точная  оценка имущества государственных  предприятий.

 

Публичная продажа акций  ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит  в открытости и доступности для  всех желающих.

 

 

 

2.Этапы приватизации в  России

 

2.1. Акционирование и ваучерная  приватизация.

 

 

В России задача быстрого ухода  государства  из  сферы  непосредственного  управления предприятиями решалась с помощью их массового акционирования и ваучерной приватизации в 1992—1994 гг. В короткий срок была создана  законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий  акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

 

Российский ваучер был  неименным, и на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости  совокупных государственных производственных фондов на 1 июля 1992 г. Это позволило  без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные  пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах  по продаже акций приватизированных  предприятий.

 

В первичном размещении акций  большинства компаний принимали  участие следующие группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы), крупные институциональные  инвесторы (банки, инвестиционные фонды  и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).

 

Трудовые коллективы на ваучерном  этапе получили беспрецедентные  по мировым мерам льготы, что объяснялось  стремлением властей провести первичное  закрепление прав собственности  достаточно быстрыми темпами и без  крупных социальных конфликтов. Поэтому  по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и  таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего  перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно  снизилась, а внешних—увеличилась почти вдвое.

 

Крупные институциональные  инвесторы проявляли интерес  в

 

 

основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации. Однако на ваучерном этапе и некоторое время после него у коммерческих банков не было осмысленной инвестиционной стратегии, если не считать расхожего тезиса о необходимости диверсификации портфелей.

 

Результаты ваучерного этапа  оказались более скромными, чем  ожидалось. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ  рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения  социальной структуры на базе формирования частного сектора. К началу 1995 г. корпоративный  сектор экономики насчитывал более 25 тыс. акционерных обществ (40 млн. акционеров), причем не менее 10% их акций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в  середине 1995 г. количество приватизированных  предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995 г. весь негосударственный  сектор экономики произвел 70% ВВП  России.[3]

 

 

2.2. Денежная приватизация.

 

 

«Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так  называемый денежный этап, на котором  акции приватизированных предприятий  продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги»[4]. Должен был  заработать и фондовый рынок. Формально  этап денежной приватизации начался  с 1995 г. и имел две основные цели: во-первых, пополнение государственного бюджета, во-вторых, инвестиционная поддержка  приватизированных компаний. На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний. Намеченная схема  не смогла эффективно заработать, по крайней  мере, по трем причинам.

 

Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в  целях оживления затухавшего  спроса были выставлены на торги и  проданы пакеты акций наиболее привлекательных  для инвесторов компаний. Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная  альтернатива для денежных вложений—рынок государственных ценных бумаг В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.

 

 

 

 

 

3. Проблемы, отличительные  особенности и последствия приватизации  в России

 

 

Становление полноценной  рыночной  экономики  предполагает  развитие  рынка ценных бумаг. Это  отмечается практически  во  всех  программах  стабилизации российской экономики и  перехода  к  рынку.  В  настоящее  время  важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок  России,  являются  акции приватизированных предприятий  и приватизационные чеки.

 

Особенностями  приватизационных  чеков  как  ценных  бумаг  являлись:  их обращение  без  ограничений,  целевой  характер  использования  в   качестве платежного средства, безвозмездная  форма  первичного  размещения,  массовый объем выпуска, который вряд ли будет  превзойден  эмитентами  других  ценных бумаг. Привлекательным для юридических  лиц было то, что  обращение  ваучеров не облагалось налогами на операции с  ценными бумагами.  Физические  лица  не уплачивали подоходный налог  с сумм, полученных от  продажи  приватизационных чеков.

 

Эмиссия  приватизационных  чеков  многими  подвергалась  критике.  Лучшим контраргументом  является  ускорение  приватизационного  процесса,  создание реальных  механизмов  участия   всего   населения   в   приобретении   акций  преобразуемых предприятий.

 

В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения  и  коммерческих структур объем денежных  ресурсов  была  практически  невозможна  из-за  его несопоставимости  со  стоимостью  государственного  имущества,   подлежащего приватизации.  Кроме  того,  при  существовавшем  низком  уровне  дохода   у большинства  населения  была  и  остается  высокой  предельная  склонность  к потреблению.  Именно  поэтому   вполне   обоснованным   было   безвозмездное размещение  приватизационных  чеков  в  качестве  дополнительных   платежных средств.

 

 

Купля-продажа ваучеров в  течении всего периода их  обращения происходила при рыночной цене  при неизменном  номинале.  Однако  в первые  месяцы  их обращения выдвигалась идея создания механизма государственных гарантий  цены ваучера.  Необходимость индексации  вкладов не  возникла,   так   как   на протяжении всего срока действия  приватизационных  чеков оценка  основных капиталов акционерных обществ и имущества,  выставляемого на   конкурс, производилась в ценах 1992 г. На  чековых  аукционах  акции  приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, а не по номиналу.

 

Довольно  обоснованной  выглядела  и  теоретическая   поддержка   именных приватизационных  бумаг.  Это  могло  бы  предотвратить  их   попадание   на разбалансированный     потребительский     рынок.     Практика     обращения приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное  влияние  на объем  спроса на потребительском рынке. Средства,  полученные  гражданами  от продажи  чеков, увеличивали объем спроса, но одновременно  значительная  доля денежной массы (в том числе наличной) была оттянута на  спекулятивный  рынок приватизационных чеков. Резкие различия в предложении акций  и  ваучеров  по регионам удалось  сгладить  в  процессе  развития  биржевой  и  околобиржевой торговли приватизационными чеками.

 

Рассмотрение проблем, связанных  с механизмом и итогами чековых  аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных  аукционов  по  продаже акций  реорганизованных   предприятий   предлагается   аналогичный   порядок проведения. Кроме того, курс  акций,  установленный  на  чековых  аукционах, является базой для  курса  денежных  аукционов  и  вторичного  рынка  акций.

 

«Ценные бумаги приватизированных  предприятий  в  целом  достаточно  надежны, однако в настоящее время все же низкодоходны и малоликвидны.

 

 

В связи с тем что, экономическая  и политическая жизнь России имела  и имеет свои особенности как  к началу проведения приватизации и  разгосударствления собственности, так  и в конце этих процессов, то, вследствие этого, приватизационные процессы носили также свои отличительные стороны»[5]. В связи с этим данные особенности  и отличия российского варианта приватизации привели, некоторым образом, к определенным проблемам, негативным эффектам, возникшим в ходе первого  этапа приватизации и разгосударствления и после него. На сегодняшний момент можно подвести небольшие итоги  проведения только первого этапа  приватизации, поскольку этап денежной приватизации находятся в стадии развития и распространения. В связи с этим можно добавить, что приватизационные процессы первого этапа имели и свои определенные проблемы, затрудняющие развитие этих процессов, как в начале развертывания компании, так и в конце ее, по мере воплощения в жизнь этого этапа приватизации, вследствие все тех же отличительных особенностей политической и экономической ситуации в России, приведшей и к отличительным особенностям в первом этапе приватизации. Попробуем выявить наиболее основные отличия и особенности приватизации, проблемы, возникшие в процессе приватизации, а также затруднявшие ход развития приватизации на основе предшествующего перед этим анализа отличительного от других стран экономического и политического положения России, проведенного Комитетом по собственности и приватизации.

 

Для реформирования суперцентрализованной  и катастрофически неэффективной  советской экономики была остро  необходима немедленная приватизация как можно большей части отечественных  предприятий. Важно подчеркнуть, что  к концу 1991 года была уже по существа утрачена реальная управляемость формально  государственных предприятий из центра: перестроечный закон о  предприятии искоренил саму управляемость. Таким образом, в экономике России благополучно сочетались все отрицательные  стороны как социалистического, так и капиталистического способов производства.

 

Информация о работе Процессы и проблемы разгосударствления и приватизации в России