Проект создания имиджа региона (на примере Хабаровского края)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данного курсового проекта заключается в том, что за последнее время исследования в области имиджа территории приобрели большую популярность. Имидж территории стал выступать важным фактором экономического развития регионов, прежде всего влияя на приток инвестиций как внутренних так и внешних. Проведение имиджевой политики в регионе стало частью деятельности органов управления субъектов Российской Федерации. Межрегиональная конкуренция заставляет использовать не только ресурсные преимущества, но и создавать бренд региона, его узнаваемость в стране и мире. Регионы стремятся позиционировать себя с наилучшей стороны, привлекая инвесторов и стимулируя внутреннюю активность и все это направлено на четкую цель – экономическое развитие региона.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...…3
1 ИМИДЖ РЕГИОНА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ..……………….…….5
Имидж, образ и брендинг региона: понятие, виды и особенности………….5
Имидж региона как фактор развития региона…………………..…………..11
2 СОЗДАНИЕ СТРАТЕГИИ ИМИДЖА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ….15
2.1 Региональная популярность Хабаровского края и источники ее роста…...15
2.2 Разработка стратегии по формированию имиджа Хабаровского края…….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..…30

Файлы: 1 файл

Курсовой проект по РЭУ.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Региональная экономика и управление»

 

ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

 

Студент

группа                                           ___________________________                К.В. Бовкалов

141                                                                  подпись

                                                          __________________________       

                                                                           дата

 

Научный руководитель

к.э.н., доц.                                    ______________________________             И.С. Хван

                                                                        подпись

                                                       ______________________________

                                                                             дата

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...…3

1 ИМИДЖ  РЕГИОНА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ..……………….…….5

    1. Имидж, образ и брендинг региона: понятие, виды и особенности………….5
    2. Имидж региона как фактор развития региона…………………..…………..11

2  СОЗДАНИЕ СТРАТЕГИИ ИМИДЖА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ….15

2.1 Региональная  популярность Хабаровского края  и источники ее роста…...15

2.2 Разработка стратегии по формированию имиджа Хабаровского края…….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..…30

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы данного курсового проекта заключается в том, что за последнее время исследования в области имиджа территории приобрели большую популярность. Имидж территории стал выступать важным фактором экономического развития регионов, прежде всего влияя на приток инвестиций как внутренних так и внешних. Проведение имиджевой политики в регионе стало частью деятельности органов управления субъектов Российской Федерации. Межрегиональная конкуренция заставляет использовать не только ресурсные преимущества, но и создавать бренд региона, его узнаваемость в стране и мире. Регионы стремятся позиционировать себя с наилучшей стороны, привлекая инвесторов и стимулируя внутреннюю активность и все это направлено на четкую цель – экономическое развитие региона.

Анализ  изученных источников и литературы. Имидж территорий – область исследований в России достаточно новая и как результат, количество исследователей – имиджеологов немного. Но наиболее яркие авторы это Важенина И.С1., которая в своей статье «Имидж и репутация территории» анализирует инструменты формирования привлекательного имиджа и позитивной репутации в регионе и что немаловажно проводит сравнительную характеристику понятий имидж и репутация территории. Рузавин Л.Н2. в своей статье предлагает технологии формирования имиджа территории, при этом давая авторские толкования терминов имидж и образ территории. Также Рузавин Л.Н. предлагает использовать такие мощные способы для повышения имиджа региона как медиарилейшнз, событийный PR, неформальные коммуникации лидера региона и лоббизм в федеральных органах власти. Другие исследователи, такие как Маркина Ю. М.3  и Чувакова С. Г.4  в своих работах дают классификацию имиджа региона, описывают основные подходы к определению имиджа территории и объясняют влияние имиджа региона на региональное сообщество.

Цель. Цель данного курсового проекта является создание имиджа региона на примере Хабаровского края. Эта цель должна быть достигнута с помощью задач, которые вытекают из данной цели:

  1. Рассмотреть теоретические основы в области имиджа территорий.
  2. Раскрыть влияние имиджа региона на развитие региона..
  3. Анализировать региональную привлекательность Хабаровского края и ее источники.
  4. Разработать стратегию по формированию имиджа региона на примере Хабаровского края.

Объектом  исследования является региональная экономика и управление.

Предмет исследования – имидж региона.

Теоретико-методологические основы и эмпирическая база. В данной работе были использованы такие методы как анализ и синтез, статистический анализ, метод абстракции и метод аналогий, системный подход. Эмпирическую базу составили различные статьи периодической печати, в которых приводится аналитическая информация по результатам социологических опросов. Также в эмпирическую базу вошли тематические рейтинги, составленные разными информационными, аналитическими и PR агентствами.

Хронологические рамки исследования составили период 2008 – 2011 года

 

 

 

1 ИМИДЖ  РЕГИОНА: ВЛИЯНИЕ, ВИДЫ, ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 

    1. Имидж, образ и брендинг региона: понятие, виды и особенности

 

В научной литературе трактовки понятий имидж, образ  и бренд региона иногда сильно расходятся и авторы при определении  данных терминов делают упор на разные грани составляющих этих терминов. В данной пункте мы рассмотрим несколько определений и выявим одно наиболее подходящее для исследования.

Образ – очень широкое понятие, включающее в себя множество других, таких как имидж, субимидж, стереотип, миф и др.5 В самом широком смысле образ региона можно определить как совокупность характеристик региона, отраженных в сознании людей.

Понятие образа и имиджа неразрывно связаны между  собой и должны рассматриваться  в единстве. Понятие имидж вытекает логически из понятия образ, конкретизирует его в некоторой степени.

Имидж (от англ. image — «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

Целенаправленно формируемый образ территории называется имиджем региона.

Существует  множество определений имиджа. 

В Социологическом  энциклопедическом словаре даны сразу два определения:  
- Имидж – это «внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других»;  
- Имидж – это «совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему».

Международное определение имиджа территории, которое  было дано Всемирной организацией по туризму, таково – «это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа».

Важенина И.С. дает следующее определение имиджа территории:

Имидж территории - это набор ощущений  и образных эмоционально окрашенных представлений людей, которые возникают по поводу природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и других особенностей данной территории.6 

Как видно определений  имиджа и имиджа территории (региона) довольно много, поэтому, собирая воедино  все компоненты этого понятия, остановимся  на наиболее принятым в обороте определении.

Имидж региона можно определить как относительно устойчивую и воспроизводящуюся в массовом и/или индивидуальном сознании совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу особенностей региона, складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений.

 

Имидж региона  – очень разноплановый, эмоциально-окрашенный, искусственно создаваемый образ, который  складывается в сознании людей. Имидж  региона конструируется администрацией, СМИ, выдающимися деятелями различных сфер общества, населением, как данного региона, так и населенных пунктов, входящих в состав данного региона.

Различают несколько видов образа региона по различным основаниям.  
По воспринимающему образ субъекту он делится на внутренний и внешний. Носителями внутреннего образа являются жители данного региона, внешнего – гости региона и население других поселений. Целенаправленно формируемый образ региона (имидж) по этому же основанию разделяется на подаваемый и принимаемый. Подаваемый имидж отражает мнение жителей о восприятии их региона остальным населением. Принимаемый имидж – мнение жителей других населенных пунктов о данном регионе. Если подаваемый и принимаемый имидж значительно отличаются друг от друга, значит субъекты имиджа неверно позиционируют свой регион.7

По числу  носителей образа региона выделяют индивидуальный и групповой образ. Групповой, или общественный, образ региона создается наложением одного на другой множества индивидуальных. Ряд общественных образов вырабатывается значительной группой людей. Групповые образы необходимы для того, чтобы индивид мог успешно функционировать в пределах своего окружения. Всякий индивидуальный образ уникален. Он охватывает какое-то содержание, которое никогда или почти никогда не передается другим, но при этом в большей или меньшей степени совпадает с общественным образом.

По способу  восприятия образ региона делится  на осязаемый и неосязаемый. Осязаемый  образ создается вследствие восприятия города при помощи 5 чувств: впечатление о регионе складывается из того, что можно увидеть, услышать, почувствовать, вдохнуть, потрогать. К этому виду относится все, начиная от названия, его символики, заканчивая архитектурой и чистотой улиц. Неосязаемый образ региона представляет собой эмоциональные связи с определенным местом. Зачастую средства массовой информации формируют предпосылки неосязаемого образа.

Свойства образа региона:

  1. Изменчивость. Образ региона не статичен и изменяется во времени. Образ региона складывается и изменяется как стихийно, так и целенаправленно (вопросы формирования имиджа города будут рассмотрены ниже). Изменение образа региона зависит от многих факторов: экономическая ситуация, государственная и градостроительная политика, технические новации. Данный фактор имеет отрицательную роль в сохранении образов.
  2. Относительная устойчивость. Устойчивость образа региона зависит от его яркости, места региона в мирохозяйственном понимании и сложившихся стереотипов.
  3. Комплексность. Все составляющие части образа региона взаимосвязаны, изменение какой-либо черты влечет за собой переосмысление других черт.
  4. Плюрализм точек зрения. Не существует какой-то одной точки зрения, с которой можно было бы охватить регион как единое целое. Данное свойство, относится прежде всего к крупному региону.
  5. Зависимость от объективных характеристик регионального развития.

Образ региона  описывается через субъективное отношение к своему региону различных  групп населения, и представляет собой, прежде всего представление  о регионе. Однако при описании образа необходимо учитывать и объективные характеристики состояния и развития региона, т. к. именно посредством отношения к ним у человека и формируется образ региона.

Классифицировать  региональные характеристики можно  по-разному, но суть от этого не изменится: на образ региона влияют они все. Образ региона складывается из представления о следующих составляющих: население; экономика; образование, культура, наука; СМИ; здравоохранение, спорт; политика, властные структуры, региональные лидеры; нормативно-правовая база; быт, коммунальное и транспортное хозяйство; архитектура; географические особенности; историческое прошлое.

Изменение этих характеристик, а также представления  о них происходит как стихийно, так и целенаправленно в процессе имиджевой политики региона.

Теперь перейдем к понятию бренд региона. В  этом комплексном термине воплощается  практическая роль образа и имиджа региона. Бренд региона позволяет  в несколько раз усилить преимущества какой либо территории. Рассмотрим подробно, что включает в себя данное понятие.

Вот наиболее используемое определение бренда региона:

Бренд региона – совокупность непреходящих ценностей, отражающих неповторимые оригинальные потребительские характеристики региона и сообщества, получившие общественное признание и известность, пользующиеся стабильным спросом потребителей. Бренд региона формируется на основе ярко выраженного позитивного имиджа региона, и является высшим проявлением эмоциональных потребительских предпочтений, важнейшим фактором конкурентных преимуществ региона, активом региональной экономики.

В своей статье Важенина И.С. более подробно останавливается  на этом понятии и раскрывает его  через составляющие его компоненты:

Бренд территории (региона) –  это совокупность уникальных качеств, непреходящих общечеловеческих ценностей, отражающих своеобразие, неповторимые оригинальные потребительские характеристики данной территории и сообщества, широко известные, получившие общественное признание и пользующиеся стабильным спросом потребителей данной территории.

Бренд формируется  на основе ярко выраженного позитивного  имиджа территории,   в основе  которого  лежат уникальные возможности  удовлетворения тех или иных запросов ее потребителей; бренд территории является высшим проявлением эмоциональных  потребительских предпочтений. 

Информация о работе Проект создания имиджа региона (на примере Хабаровского края)