Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 11:44, курсовая работа
Актуальность темы данного курсового проекта заключается в том, что за последнее время исследования в области имиджа территории приобрели большую популярность. Имидж территории стал выступать важным фактором экономического развития регионов, прежде всего влияя на приток инвестиций как внутренних так и внешних. Проведение имиджевой политики в регионе стало частью деятельности органов управления субъектов Российской Федерации. Межрегиональная конкуренция заставляет использовать не только ресурсные преимущества, но и создавать бренд региона, его узнаваемость в стране и мире. Регионы стремятся позиционировать себя с наилучшей стороны, привлекая инвесторов и стимулируя внутреннюю активность и все это направлено на четкую цель – экономическое развитие региона.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...…3
1 ИМИДЖ РЕГИОНА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ..……………….…….5
Имидж, образ и брендинг региона: понятие, виды и особенности………….5
Имидж региона как фактор развития региона…………………..…………..11
2 СОЗДАНИЕ СТРАТЕГИИ ИМИДЖА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ….15
2.1 Региональная популярность Хабаровского края и источники ее роста…...15
2.2 Разработка стратегии по формированию имиджа Хабаровского края…….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..…30
Бренд территории - содержательное, сложное, ёмкое системное понятие.
Это:
Также, неразрывно
связаны понятия бренд и
Конкурентоспособность региона определяется степенью его «брендированности», бренд региона является активнейшей категорией рыночной экономики в целом. Бренд ориентирован преимущественно на внешних по отношению к нему субъектов, и должен соответствовать стратегическим задачам развития территории, способствуя привлечению к ней внимания организаций и людей, а также ресурсов и заказов, которые востребованы регионом, нужны ему и полезны для его развития. Наряду с «внешним эффектом» бренда правомерно говорить о «внутреннем влиянии» бренда, направленном на развитие цивилизованных социально-экономических отношений среди жителей региона, чувства единства, ответственности, патриотизма в отношении «малой родины».
Цель брендинга
региона – обеспечение
Сущность бренда региона. С учетом того, что при построении бренда региона используются принципы построения брендов в бизнесе, можно сделать вывод о том, что сущность бренда региона заключается в том, что он должен обеспечивать идентификацию субъекта федерации внутри страны и за ее пределами, причем идентифицировать в выгодном для субъекта свете. Бренд региона должен быть отражением лучших черт ментальности и традиций населения территории, выполнять идеологическую функцию, объединяя население региона для выполнения общих задач. Бренд регион по своей сути – это квинтэссенция миссии и стратегии развития региона.
Искусственность бренда региона. Бренд естественным путем не создается, он является продуктом сознательного и управляемого осмысления, продуктом искусственно организованной общественной рефлексии и проектирования. Искусственность бренда предполагает управление его созданием и продвижением, наличие заказчика, наличие квалифицированной группы разработчиков, наличие информационных и финансовых ресурсов, четко сформулированное техническое задание, программу создания и продвижения бренда, мониторинг эффективности бренда, механизм поддержания и развития.
В России уже наступило время, когда регионам приходится конкурировать буквально за все: за инвестиции, информационные, транспортные и туристические потоки, экологические, экономические, социальные и культурные проекты, креативные эксклюзивные идеи и, конечно же, за специалистов, способных всем этим управлять. Причем в дальнейшем межрегиональная конкуренция все жестче, и при этом, в выигрышном положении окажутся те из регионов, кто не только обладает востребованными региональными ресурсами, но и сумеет с выгодой для своего развития воспользоваться ими. В условиях жесткой межрегиональной конкуренции возрастает роль позиционирования, позволяющего региону привлекать и наращивать ресурсы для своего развития. Позиционирование в рыночном понимании – это воссоздание привлекательного образа продукта, товара или услуги, повышающего его конкурентоспособность. Любой регион, следует рассматривать, как специфический товар, потребителями полезных свойств которого выступают жители, инвесторы, предприниматели, туристы и т.д.
Цель регионального позиционирования – выделить ключевые характеристики региона, выявить, а и в некоторых случаях, и создать, четкие ориентиры, указывающие на территориальную особенность региона. Иными словами, необходимо выявить главные ценности и приоритеты, которые отличают регион от других территорий, определиться с его перспективными брендами.
Крайне важно
найти для региона выделяющую
его из ряда конкурентов идентификацию. А для этого необходимо
проанализировать динамику регионального
развития и установить, насколько регион
открыт для внешней конкуренции, определить
цели региональной политики, ее соответствие
задаче усиления конкурентоспособности.
Такой анализ позволяет выявить соотношение
между эффективностью текущей и потенциальной
специализации региона, основные факторы,
влияющие на его конкурентоспособность,
сформировать эффективную стратегию функционирования,
а также символический репутационный капитал,
который является важнейшей составляющей
конкурентоспособности регионального
бренда.
Имидж региона и идеология его развития,
если она сформулирована элитой, играющей
стратегическую роль в процессе принятия
решений на локальном уровне, тесно связаны
между собой. Региональный имидж создает
эмоциональный тон восприятия определенных
идеологических установок, иллюстрирует
идеологию в ярких, доходчивых образах,
формирует у населения соответствующей
территории чувство патриотизма. Идеология,
как система ценностей, моделей поведения,
не подкрепленная продуманным и профессионально
сформированным имиджем региона, воспринимается
как искусственная, нереальная установка,
мифологическая матрица. В то же время имидж
региона без идеологического наполнения
не воспринимается цельно, он является
как бы набором ярких фрагментов без смыслового
содержания.
Каждый регион должен четко и адекватно
представлять себя и свои деловые возможности
рыночной среде не только на собственной
территории, но и внешнему миру. При этом
необходимо ответить на вопросы: В чем имидж
региона совпадает с имиджем России в целом?
В чем и в какой степени отличается от него?
О природно-географических, административно-политических,
экономических, культурных, этнических
особенностях каждого конкретного региона
должны знать те, кто может реально содействовать
его развитию, привнести в него материальный,
интеллектуальный, культурный капитал,
эффективно использовать местные ресурсы
или принять деятельное участие в формировании
региональных бренд-имиджей. Значит, соответствующей
информацией должны быть вооружены руководители
промышленных и финансовых предприятий
и учреждений, предприниматели, инвесторы,
специалисты в различных сферах науки,
техники, искусства, культуры, спорта,
туризма. Причем речь не идет об абстрактном
«генеральном» имидже. В сознании каждого
представителя разных аудиторий он будет
свой. Поэтому для каждой из них при формировании
имиджа должна быть разработана своя программа —
для инвесторов, СМИ, экономических партнеров,
администрации, собственного персонала
и т. д. — и базироваться на их основных потребностях.
Привлекающим моментом для возможных
инвесторов являются инвестиционные возможности,
которые предопределяет ряд региональных
потенциалов:
— производственный
(совокупный результат хозяйственной
деятельности населения в регионе);
— инновационный (уровень развития науки
и внедрения достижений научно-технического
прогресса в регионе);
— институциональный (степень развития
институтов рыночной среды);
— инфраструктурный (экономико-географическое
положение региона и его инфраструктурная
обеспеченность);
— финансовый (объем налоговой базы и прибыльность
предприятий региона);
— потребительский (совокупная покупательная
способность населения территории).
Из всего вышесказанного можно сделать
конкретные выводы. Образ, имидж и бренд
региона – взаимосвязанные и комплексные
понятия, которые логически вытекают,
конкретизируют друг из друга. Соответственно,
они применяются практически к функционированию
региональной экономики. Становятся одним
из ее составляющей, фактором развития.
Прежде всего, делая упор на привлечение
инвесторов и переселенцев, которые благодаря
активной деятельности создают продукты
и услуги, насыщают региональный рынок,
поддерживают рынок труда региона и влияют
на рост ВРП, а через это и на роль региона
в национальной экономике, благодаря чему
и создается имидж региона.
Влияние имиджа на экономическое развитие региона происходит через позиционирование региона как «товара», выявление его особенных привлекательных свойств, которые интересуют потребителей этого товара – население, инвесторы, туристы и т.п. А также через привлекательные инвестиционные возможности, которые заключаются в имеющихся региональных потенциалах.
2.1 Региональная популярность Хабаровского края и источники ее роста
Для оценки региональной популярности и уяснения места Хабаровского края в числе российских регионов мы используем в качестве инструмента анализ разных рейтингов субъектов РФ по разным критериям оценки и категориям. Данные рейтинги были составлены различными информационными агентствами такими как РИА- Новости, ИТАР-ТАСС и эксперт РА, а также по данным журналов «Клуб регионов» и «Регионы России» и другие. Также анализируем психологические ассоциации людей связанные с Хабаровским краем и его особенностями и выясним откуда «растет» региональная узнаваемость данного субъекта Федерации.
Для начала рассмотрим коммуникационный рейтинг регионов РФ в ведущих англоязычных СМИ, которое провело аналитическое агентство Смыслография. Результаты рейтинга освещены за период первого полугодия 2011 года. Методом контент анализа, данное агентство исследовало насколько часто в зарубежных СМИ звучат названия регионов Российской Федерации и составило на основе данного исследования рейтинг. По результатам рейтинговой таблицы Хабаровский края занял 17-18 место, поделив его с Оренбургской областью. Следует заметить, что это весьма неплохой результат, так как известно, что регионов 83. Можно сделать вывод о том, что хабаровский край довольно часто упоминается в иностранных СМИ и следовательно о нем имеется представление у граждан иностранных государств. Нам также интересно, какое положение он занял в числе регионов Дальнего Востока. Так среди ДВ-регионов Сахалинская область заняла 4 место в общей таблице субъектов РФ, далее идет Хабаровский край с уже известным результатом 17-18, и следом идут: Приморский край -21 место, Республика Саха -35 место, Камчатский край – 38 место, ЧАО – 40 место, Магаданская область – 42 место, Амурская область 73 место и замыкает этот ряд ЕАО с последним 82 местом.9
Из приведенного результата видно, что Хабаровский край по упоминаемости является вторым субъектом в ДФО и от него почти все регионы имеют значительное отставание.
Далее рассмотрим
и анализируем рейтинг проникно
Как видно Хабаровский
край не состоит в числе лидеров
как в общенациональном, так и
в дальневосточном рейтинге. Это
объясняется плохой демографической
ситуацией в регионе и
Теперь проанализируем положение региона в рейтинге обеспеченности трудовыми ресурсами регионов РФ. Показатель, по которому ведется оценка, является комплексным, поэтому на первый взгляд может казаться, что результат рейтинга не соответствует действительности.
Обеспеченность региона трудовыми ресурсами – комплексная оценка трудового потенциала региона с учётом демографических характеристик, состояния трудовых ресурсов и уровня подготовки кадров. Определяется комплексом показателей:
В данном рейтинге регионы ДФО расположились следующим образом:
Как можно видеть, Хабаровский край в общем национальном рейтинге занял весьма неплохую позицию, но если посмотреть его место в системе регионов ДФО, то картина выглядит по-другому. Так наименее заселенные регионы заняли первые строчки в рейтинге трудовой обеспеченности. А остальные регионы расположились равномерно друг от друга. Здесь можно говорить о том, что Хабаровский край имеет статус региона, довольно обеспеченного трудовыми ресурсами. Хоть и до сих пор существует потребность в их увеличении.11
И последний рассматриваемый рейтинг – рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. В данном рейтинге Хабаровский край занял символичное 27 место среди 83 субъектов Российской Федерации. Так как оценка велась по интегральному показателю, то положение, занимаемое краем, является устойчивым в системе российских регионов.12
Также, следует отметить, что огромное влияние на формирование регионального имиджа Хабаровского края влияет имидж его административного центра – города Хабаровска. Он является ключевым фактором в становлении имиджа всего края.
Популярность
города Хабаровска формируется также,
благодаря участию города в различных
всероссийских конкурсах и
Отметим лишь несколько аспектов в формировании регионального имиджа, которые вытекают из популярности административного центра края.
Престиж Хабаровска в представлении городов и субъектов федерации, стран СНГ, многих государств и международных организаций достаточно высок, и его сохранение является приоритетом в работе администрации краевой столицы.
В реестре достижений в прошлом году - диплом III степени в номинации «За эффективную реализацию городских программ стратегического развития» во всероссийском конкурсе «Регионы России: от кризиса к развитию», который проводит Госдума РФ, Министерства регионального развития и экономического развития РФ. Международный деловой журнал «Форбс» отвел краевой столице второе место в рейтинге «Лучшие города для бизнеса».
Информация о работе Проект создания имиджа региона (на примере Хабаровского края)