Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:37, курсовая работа
Цель данной работы — изложить в систематизированном виде прогнозирование продаж, наиболее часто применяемые в экономической практике. Главное внимание в работе обращено на прикладное значение рассматриваемых компонентов прогноза продаж, на экономическое истолкование и интерпретацию получаемых результатов, а не на объяснение математико-статистического аппарата, который подробно освещается в специальной литературе.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Прогноз продаж
1.1Общая характеристика прогноза продаж……………………………….4
2. Классификация компонентов прогноза продаж ……………...……….....6
2.1Экспертная оценка…………………………………………………….…...8
2.2Временной ряд продаж…………………………………………………...10
2.3Сезонные колебания……………………………………………………...12
2.4.Циклические колебания…………………………………………………13
2.5Казуальные методы……………………………………………………....14
3.Основные проблемы использования рассмотренных методов………….19
4. Перечень факторов, влияющих на продажи …………………………….20
Глава 2Практическая часть….……………………………………………21
Заключение………………………………………………………………........23
Список использованной литературы………………………………………...25
2.3.Сезонные колебания
Сезонные
колебания – повторяющиеся из
года в год изменения показателя
в определенные промежутки времени.
Наблюдая их в течение нескольких
лет для каждого месяца (или
квартала), можно вычислить
Сезонные колебания строго цикличны - повторяются через каждый год, хотя сама длительность времен года имеет колебания. Для изучения сезонных колебаний необходимо иметь уровни за каждый квартал, а лучше за каждый месяц, иногда даже за декады, хотя декадные уровни могут уже сильно исказиться мелкомасштабной случайной колеблемостью.
Например, продавцам
оборудования знаком подъем в конце
года - ноябрь, декабрь, когда многие
большие государственные
Сама процедура прогноза включает в себя решение следующих задач:
В этом алгоритме анализ сезонных колебаний продаж осуществляется, как правило, на первом этапе - в ходе анализа предыдущей статистики.
По сути дела,
такой анализ как раз и затевается
с целью выявления общей
В свою очередь, плановый объем продаж, с одной стороны, чтобы быть обоснованным, должен опираться на прогноз продаж, а с другой - добавлять к нему некую дельту, вытекающую из задач предприятия на соответствующий период.
Колебания,
отражающие конъюнктурные циклы
перехода от более или менее благоприятной
рыночной ситуации к кризису, депрессии,
оживлению и снова к
Методика
выявления цикличности
Казуальные методы прогнозирования объема продаж включают разработку и использование прогнозных моделей, в которых изменения в уровне продаж являются результатом изменения одной и более переменных.
Казуальные
методы прогнозирования требуют
определения факторных
К числу наиболее
широко используемых казуальных методов
относится корреляционно-
Может быть
построена регрессионная
где Y – прогнозируемый (результативный) показатель; в данном случае – объем продаж;
– факторы (независимые переменные); в данном случае – уровень доходов потребителей, цены на продукты конкурентов и т.д.;
n – количество независимых переменных;
– свободный член уравнения регрессии;
– коэффициенты регрессии, измеряющие отклонение результативного признака от его средней величины при отклонении факторного признака на единицу его измерения.
Последовательность разработки регрессионной модели для прогнозирования объема продаж включает следующие этапы:
где bj – коэффициент регрессии при j-м факторе.
Регрессионные модели могут использоваться при прогнозировании спроса на потребительские товары и средства производства. В результате проведения корреляционно-регрессионного анализа объема продаж напитка “Тархун” была получена модель:
где Yt+1 – прогнозируемый объем продаж в месяце (t+1);
At – затраты на рекламу в текущем месяце t;
Yt – объем продаж в текущем месяце t.
Возможна
следующая интерпретация
Ведущие индикаторы – это показатели, изменяющиеся в том же направлении, что и исследуемый показатель, но опережающие его во времени. Например, изменение уровня жизни населения влечет за собой изменение спроса на отдельные товары, а следовательно, изучая динамику показателей уровня жизни, можно сделать выводы о возможном изменении спроса на эти товары. Известно, что в развитых странах по мере увеличения доходов возрастают потребности в услугах, а в развивающихся странах – в товарах длительного пользования.
Метод ведущих индикаторов чаще используется для прогнозирования изменений в бизнесе в целом, чем для прогнозирования объема продаж отдельных компаний. Хотя нельзя отрицать, что уровень объема продаж большинства компаний зависит от общей рыночной ситуации, сложившейся в регионах и стране в целом. Поэтому перед прогнозированием собственного объема продаж фирмам часто бывает необходимо оценить общий уровень экономической активности в регионе.
Существенным обоснованием прогноза объема продаж товаров потребительского назначения могут служить данные обследований намерений потребителей. Они знают о собственных перспективных покупках больше, чем кто-либо, поэтому многие компании проводят периодические обследования мнений потребителей о производимой продукции и вероятности ее покупки в будущем. Чаще всего эти обследования касаются товаров и услуг, приобретение которых планируется потенциальными покупателями заранее (как правило, это дорогие покупки типа автомобиля, квартиры или путешествия).
Конечно, нельзя недооценивать полезность такого рода обследований, но также нельзя не учитывать, что намерения потребителей относительно какого-то товара могут измениться, что скажется на отклонении фактических данных о потреблении от прогнозных.
Итак, при прогнозировании объема продаж могут быть использованы все рассмотренные выше методы. Естественно, возникает вопрос об оптимальном методе прогнозирования в конкретной ситуации. Выбор метода связан, по крайней мере, с тремя ограничивающими условиями:
Если требуется
прогноз с точностью 5%, то все
методы прогнозирования, обеспечивающие
точность 10%, могут не рассматриваться.
Если нет необходимых для прогноза
данных (например, данные временных
рядов при прогнозировании
Необходимо отметить, что мерой качества прогноза может служить коэффициент, характеризующий отношение числа подтвердившихся прогнозов к общему числу сделанных прогнозов. Очень важно осуществлять расчет этого коэффициента не по окончании прогнозируемого срока, а при составлении самого прогноза. Для этого можно использовать метод инверсной верификации путем ретроспективного прогнозирования. Это означает, что правильность прогнозной модели проверяется ее способностью воспроизводить фактические данные в прошлом. Других формальных критериев, знание которых позволило бы априорно заявить об аппроксимирующей способности прогнозной модели, не существует.
Прогнозирование объема продаж – неотъемлемая часть процесса принятия решения; это систематическая проверка ресурсов компании, позволяющая более полно использовать ее преимущества и своевременно выявлять потенциальные угрозы. Компания должна постоянно следить за динамикой объема продаж и альтернативными возможностями развития рыночной ситуации с тем, чтобы наилучшим образом распределять имеющиеся ресурсы и выбирать наиболее целесообразные направления своей деятельности.
3.Основные проблемы использования рассмотренных методов
Основные трудности, можно условно разделить на четыре группы:
1. Исходная
статистическая информация
2. Некоторая
часть информации, необходимой для
выбора наилучшего варианта
3. В момент
принятия решения необходимая
статистическая информация