- оборонная (военная) безопасность, обеспечивающая
подавление угрозы нападения и захвата
территорий страны, нанесения военных
ударов, совершения террористических
актов;
- экономическая и финансовая безопасность,
предусматривающая предотвращение экономических
и финансовых кризисов, дефолта, обеспечение
устойчивого функционирования экономики,
сбалансированность бюджетов всех уровней,
подавление угрозы превышения предельно
допустимых значений внутреннего и внешнего
долга, последовательную ликвидацию угроз
криминализации и коррумпированности
экономики;
- предотвращение и ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, создающих угрозу нормальному существованию
людей и функционированию экономики, состоянию
окружающей среды.
Подобное разделение содержит значительные
элементы условности, связанные с пересечением,
совмещением различных видов программ.
В большинстве случаев программы имеют
смешанный характер.
Используется разделение программ по
признаку способа действий, применяемых
путей, обеспечивающих снятие, подавление,
ослабление назревшей проблемы. Во главу
угла при подобной классификации программ
ставится объект действий, на преобразование
которого направлены программные усилия.
По признаку способа действий могут быть выделены следующие виды программ:
- производственные, решающие задачи подъема, расширения, увеличения производства определенных видов продукции, товаров, услуг;
- ресурсные, направленные на развитие ресурсного потенциала, эффективное использование и экономию затрат трудовых, материальных, финансовых, информационных ресурсов, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, освоение нетрадиционных ресурсных источников, комплексное, многоцелевое использование ресурсов;
- отраслевые, ставящие своей задачей подъем, коренное развитие определенных отраслей и под отраслей экономики, отраслевых производств;
- территориальные (региональные), ориентированные на осуществление обширного комплекса действий, мер, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона с учетом его истории, национального состава населения, природных условий, сложившейся ситуации, возникших проблем;
- маркетинговые, призванные поддерживать и интенсифицировать продвижение производимых товаров и услуг на рынки сбыта, способствовать приобретению и потреблению товаров, активизировать спрос на товары и услуги, осваивать новые сегменты рынка;
- организационно-управленческие, направленные на преобразование и качественное совершенствование управления экономическими объектами, процессами, отношениями, модернизацию хозяйственного механизма, перестройку организационных структур;
- внешнеэкономические, представляющие программы развития внешней торговли, сотрудничества и углубления мировых интеграционных процессов, осуществления совместных проектов.
По срокам реализации можно выделить:
- долгосрочные (продолжительность 10-20 лет);
- среднесрочные (продолжительность 5-10 лет);;
- краткосрочные (продолжительность 3-5 лет).
Стоит отметить, что в определение сроков
реализации государственных программ
имеют значение такие документы, как прогнозы,
стратегии, концепции и программы отраслевого
развития, инвестиционные программы с
государственным участием.
Обладает выраженной целесообразностью
и предметностью классификация целевых
программ по признаку уровня их принадлежности
или сферы, охватываемой действием программы.
Группирование программ по уровням масштабности
и значимости позволяет выстроить их иерархию.
Четкая классификация программ по этому
признаку в научной литературе и в изданных,
принятых методических руководствах отсутствует,
но в определенной мере разделение программ
по уровню их значимости и зоны действия
практически имеет место. Так принято
выделять следующие типы программ:
- федерального уровня (федеральные программы) или общегосударственные программы, направленные на решение народнохозяйственных проблем развития всей экономики страны и социальной сферы или ее крупнейших регионов и распространяющие свое действие на все или многие сферы общественного производства, отрасли, регионы страны;
- уровня субъектов Российской Федерации
(региональные программы), призванные решать проблемы экономического и социального развития регионального уровня, охватывающие своим действием в основном экономику субъекта Российской Федерации;
- отраслевого уровня, направленные на решение проблем определенной отрасли экономики и содержащие мероприятия преимущественно отраслевого характера;
- развития крупных городов, территориально-административных
образований (муниципальные программы);
- развития отдельных организаций: корпораций, акционерных компаний, государственных унитарных предприятий, финансово-промышленных групп.
Наряду с выделением программ разного
уровня представляется полезным классифицировать
их также по признаку масштабности. На
роли критерия масштабности способны
претендовать несколько показателей,
включая суммарный или среднегодовой
объем в денежном выражении намечаемой
к выпуску продукции, общий объем затрат
на осуществление программы, потребность
программы в инвестициях и другое. Пока
получил распространение показатель общего
объема финансирования программы по годам
программного периода и его доля, выделяемая
из федерального бюджета. Эти показатели
оцениваются на начальных этапах разработки
программы или устанавливаются до разработки
в виде исходного условия, ограничения.
На основании анализа опыта осуществления
ряда программ предлагается ввести следующие
градации программ по уровню масштабности:
- сверх крупномасштабные программы, требующие полного объема финансовых вложений более 150 млрд. руб. и среднего объема более 15 млрд. руб.;
- крупномасштабные программы с общим объемом потребных финансовых
ресурсов от 30 млрд. до 150 млрд. руб. и среднегодовым
объемом от 3 млрд. до 15 млрд. руб.;
- среднемасштабные программы, требующие суммарного объема вложений от 3 млрд. до 30 млрд. рублей и среднегодового объема от 300 млн. до 3 млрд. рублей;
- низкомасштабные программы, требующие общего объема финансовых вложений от 300 млн. до 3 млрд. руб. и среднегодового объема от 50 млн. до 500 млн. руб.;
- маломасштабные программы с потребным объемом вложений до 300 млн.
рублей.
По источнику финансирования государственных
программ можно выделить программы финансируемые:
- из средств федерального бюджета;
- из средств бюджета субъекта Российской Федерации;
- из средств бюджетов муниципальных образований;
- из средств внебюджетных фондов (в том числе, Фонда социального страхования Российской Федерации;
- из средств государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций.
2 Государственные программы
в Российской Федерации
2.1. Разработка, реализация и оценка
эффективности государственных программ.
Государственные
программы разрабатываются исходя из
положений концепций долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации и основных
направлений деятельности Правительства
Российской Федерации на соответствующий
период, федеральных законов, решений
Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации.
Разработка государственных
программ осуществляется на основании
перечня государственных программ, утверждаемого
Правительством Российской Федерации.
Проект перечня государственных программ
формируется Министерством экономического
развития Российской Федерации совместно
с Министерством финансов Российской
Федерации и заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти. Перечень
определяет наименования государственных
программ и ответственных исполнителей.
Государственная программа включает
в себя федеральные целевые программы
и подпрограммы, содержащие в том числе
ведомственные целевые программы и отдельные
мероприятия органов государственной
власти. Подпрограммы направлены на достижение
целей и решение задач в рамках государственной
программы.
Разработка проекта и реализация государственной
программы осуществляется ответственным
исполнителем совместно с соисполнителями. Проект государственной программы подлежит
обязательному согласованию с Министерством
экономического развития Российской Федерации
и Министерством финансов Российской
Федерации они же осуществляют оценку
проекта госпрограммы. Государственные
программы Российской Федерации и вносимые
в них изменения подлежат общественному
обсуждению на едином портале раскрытия
информации о подготовке федеральными
органами исполнительной власти проектов
НПА и результатов их общественного обсуждения
(www.regulation.gov.ru) и предварительному обсуждению на общественных
советах федеральных органов исполнительной
власти, за исключением приложений к государственным
программам, содержащих сведения, отнесенные
к государственной тайне, или сведения
конфиденциального характера.
От разработки до завершения
реализации программы проходят ряд этапов,
а именно:
1. Выявление проблемы. Уточняется
содержание проблемы и обосновывается
необходимость ее решения программными
методами. Учитывается значимость
проблемы, невозможность решить
ее за счет рыночных механизмов,
принципиальная новизна и высокая
эффективность мероприятий и
т.д.
2. Разработка концепции.
Формируется общая концепция и обосновываются
наиболее эффективные варианты решения
проблемы.
3. Подготовка предложений.
Разрабатываются конкретные предложения
по решению проблемы программными
методами, определяются «потребители»
программы и проводится финансово
- экономический анализ.
4. Принятие решения. Правительство
РФ или другие органы исполнительной
власти принимают решение о
начале разработки программы.
5. Разработка проекта
программы. Проводится организационная
работа по разработке проекта
программы; определяются основные
цели и задачи программы, сроки
и этапы ее реализации, ресурсы
и исполнители.
6. Разработка мероприятий
программы. Начинается работа по
составлению непосредственного
содержания программы, готовится бизнес
план и составляется предварительная
бюджетная заявка.
7. Проведение экспертизы.
В соответствии с характером
и типом программы проводится
ее экспертиза: правовая, экологическая
и т.д. Согласование проекта программы.
Проводится согласование программы
с заинтересованными министерствами
и ведомствами, органами государственной
власти субъектов РФ.
8. Принятие решения органом
государственной власти (Правительство
РФ, министерство, органы государственной
власти субъекта РФ) о начале
реализации программы в форме
официального документа.
9. Реализация программы.
Утверждаются ответственные за
осуществление разделов программы,
распределяются задачи и ресурсы,
начинается осуществление мероприятий
программы.
10. Оценка и мониторинг
программы. Проводится оценка результатов
и последствий программы, осуществляется
контроль за ее реализацией и расходованием
финансовых средств, при необходимости
обсуждается вопрос о ее модификации.
11. Финансирование программы
в процессе реализации программы
осуществляется согласно бюджетной
заявке.
Стандартный вариант структуры
и содержания разделов государственной
программы, как правило, состоит из нескольких
блоков:
- содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными
методами;
- основные цели и задачи программы,
сроки и этапы ее реализации;
- система программных мероприятий:
правовых, организационных, научно-исследовательских,
кадровых, технических;
- ресурсное обеспечение программы,
объем и источники финансирования;
- механизм реализации программы;
- организация управления программой
и контроль над ходом реализации;
- оценка эффективности социально-экономических
и экологических последствий программы;
- паспорт программы.
В приложении к проекту государственной
программы даются:
- пояснительная записка;
- бизнес-план с социально-экономическим
и технико-экономическим обоснованием;
- предварительная бюджетная
заявка на ассигнования из федерального
бюджета для финансирования программы
на очередной финансовый год;
- лист согласования с заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти.