Введение
Государственные программы
являются одним из важнейших средств реализации
структурной политики государства, активного
воздействия на его социально-экономическое
развитие и должны быть сосредоточены
на реализации наиболее важных для государства
проблем, инвестиционных и научно-технических
проектов, направленных на решение системных
проблем, входящих в сферу компетенции
федеральных органов исполнительной власти.
Важным инструментом выступают
целевые программы, позволяющие в рамках
программно-целевого метода объединить
усилия для комплексного и системного
решения среднесрочных и долгосрочных
проблем экономической политики страны.
Целевые программы являются в настоящее
время основным, и, по существу, единственным
отработанным и эффективно действующим
инструментом программно-целевого планирования
в РФ.
Целевые программы - это один
из основных способов проведения государственных
решений в жизнь. Поэтому тема данной курсовой
работы является актуальной для исследования
и изучения.
1 Программно-целевое
планирование на государственном уровне
- Сущность программно-целевого
планирования. Государственная программа
Программно-целевой метод — это метод
разработки плановых решений крупных
народнохозяйственных проблем.
Программно-целевое планирование — это
один из видов планирования, в основе которого
лежит ориентация деятельности на достижение
поставленных целей. По сути, любой метод
планирования направлен на достижение
каких-либо конкретных целей. Но в данном
случае в основе самого процесса планирования
лежит определение и постановка целей
и лишь затем подбираются пути их достижения1.
Программно-целевое планирование
включает в себя:
- четкую постановку и систематизацию
целей, представленных в виде «дерева-целей и задач»;
- переход от совокупности системно
организованных целей и задач к системе целереализующих действий, мероприятий, направленных на ослабление или снятие проблемы;
- установление средств, ресурсов,
необходимых для осуществления программных
мероприятий в заданные сроки, и источников
поступления ресурсов;
- задействование организационно-экономических
механизмов управления реализацией намеченных
мер, контроля за их исполнением и обеспечением со стороны органов управления.
Программно-целевое планирование построено
по логической схеме «цели — пути — способы
— средства». Сначала определяются цели,
которые должны быть достигнуты, потом
намечаются пути их реализации, а затем
– более детализированные способы и средства.
В конечном итоге, поставив перед собой
какие-то цели, организатор разрабатывает
программу действий по их достижению.
Отсюда следует, что особенностью данного
метода планирования является не просто
прогнозирование будущих состояний системы,
а составление конкретной программы достижения
желаемых результатов. Программно-целевой
метод планирования «активен», он позволяет
не только наблюдать ситуацию, но и влиять
на ее последствия, что выгодно отличает
его от большинства других методов2.
По общему мнению специалистов всех стран
мира программно-целевой метод является
одним из наиболее эффективных методов
государственного управления и решения
комплексных проблем развития общества.
Сущность программно-целевого метода
управления заключается в достижении
поставленной цели путем интеграции деятельности
независимых друг от друга участников,
концентрации ресурсов (материальных,
финансовых и др.), направляемых на согласованное
по времени, месту и результату выполнения
необходимых для решения проблемы мероприятий,
включающий механизмы динамического контроля
и обратной связи. Данный метод подразумевает
разработку программ с учетом стратегических
целей, определение путей, средств и организационных
мероприятий по их достижению.
Программа – это научно обоснованное
представление о состоянии какого-либо
отдельного, локального объекта управления
через определенный период времени (5,
10 лет или более) на основании реализации
поставленной цели и выполнения комплекса
мероприятий, согласованных по ресурсам,
срокам и исполнителям.
Общими чертами всех программ,
независимо от их содержания, объема и
т. д., являются:
- их направленность на цель,
на конечный результат, подчинение всех
мероприятий и действий, осуществляемых
в рамках программы, конечной цели, конечному результату,
будь то результат хозяйственный, политический,
научно-технический и т. д.;
- наличие в программе системы
не только количественных, но и качественных
показателей, поскольку далеко не все
запрограммированные социальные цели
и конечные результаты могут быть выражены
количественно, поддаются стоимостной
оценке;
- объединение в определенных
организационных рамках под общим руководством
и управлением всех организаций, исполнителей,
независимо от их ведомственной и территориальной
принадлежности от самого начала до окончания
работ;
- четкое распределение прав,
обязанностей и ответственности между
всеми организациями, исполнителями, ориентация
исполнителей и особенно руководителей
всех уровней на результат конечный и
результаты промежуточные, являющиеся
средством, этапом, звеном в достижении
конечной цели;
- строгая и четкая координация и увязка функций организаций, звеньев как различных уровней (по вертикали), так и одного уровня (по горизонтали);
- гибкая система управления,
отвечающая особенностям программы, максимально
приближенная к исполнителям.
Распространению государственного
программно-целевого планирования в современной
экономике в значительной степени способствуют
его применимость и действенность в условиях
практически любой экономической системы.
Программно-целевое планирование использовалось
в централизованно управляемой советской
экономике в той же мере, что и в рыночной
экономике капиталистических стран, в
силу его относительной инвариантности
применительно к типу, природе социально-экономических
систем. Проблемы возникают в странах
с любыми формами политических, экономических
систем. Вне зависимости от вида такой
системы проблемы могут быть решены и
реально решаются на программной основе,
с использованием программно-целевого
метода и методологии.
Большой опыт разработки и реализации
госпрограмм был накоплен в СССР. Например,
план ГОЭЛРО (государственной комиссии
по электрификации России), разработанный
в 1920 году на основе указаний
В. И. Ленина, в последующем осуществлялась
программная проработка наиболее важных
проблем (экономических, научно-технических
и др.). В конце 70-80-х гг. перманентно разрабатывалась
Комплексная программа научно-технического
прогресса, основные параметры которой
закладывались при составлении пятилетних
планов развития страны. Однако многие
государственные программы в силу особенностей
командно-административной системы не
были реализованы.
На новом историческом этапе развития
российского государства «первой ласточкой»
по применению программно-целевого метода
стало Постановление Правительства РФ
от 26.06.95 №594 «О реализации Федерального
закона «О поставках продукции для федеральных
государственных нужд». В рамках этого
нормативного акта целевая программа
представляла собой увязанный по задачам,
ресурсам и срокам осуществления комплекс
научно исследовательских, опытно конструкторских,
производственных, социально экономических,
организационно хозяйственных и других
мероприятий, обеспечивающих эффективное
решение системных проблем в области государственного,
экономического, экологического, социального
и культурного развития Российской Федерации,
являющейся одним из важнейших средств
реализации структурной политики государства,
активного воздействия на его социально
экономическое развитие. Федеральный
закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ (ред. от 20.04.2014) «О
поставках продукции для федеральных
государственных нужд».
В 2010-2012 годах следует отметить внедрение
программно-целевых принципов организации
деятельности органов исполнительной
власти Российской Федерации и переход
к системе государственных программ на
федеральном уровне, что является одним
из направлений бюджетного реформирования
в соответствии с программой Правительства
Российской Федерации по повышению эффективности
бюджетных расходов на период до 2012 года,
утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 20 июня 2010 г. №
1101-р. Это означает, что финансовое обеспечение
органов власти будет осуществляться
в соответствии с разработанными государственными
программами, проекты госпрограмм будут
положены в основу формирования структуры
расходов бюджета.
Федеральные органы исполнительной власти
приступили к разработке государственных
программ с 2010 года. Однако, учитывая принципиальную
новизну механизмов разработки и утверждения
государственных программ, необходимость
целевого планирования деятельности федеральных
органов исполнительной власти на среднесрочный
период с учетом всего многообразия функций
в закрепленной сфере ответственности,
в 2011 году были утверждены только 2 государственные
программы «Доступная среда» и Информационное
общество». Остальные государственные
программы были утверждены в 2012-2014 годах.
Порядок разработки,
реализации и оценки эффективности государственных
программ Российской Федерации, утвержденный
Постановлением Правительства РФ от 2
августа 2010 г. N 588 определяет, что государственной
программой является система мероприятий
(взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления
и ресурсам) и инструментов государственной
политики, обеспечивающих в рамках реализации
ключевых государственных функций достижение
приоритетов и целей государственной
политики в сфере социально-экономического
развития и безопасности3.
Таким образом, признаками программы
всегда будут:
- выстроенная система мероприятий;
- достижение сформулированных целей,
проблем.
Государственная
программа Российской Федерации – это
документ, определяющий цель, задачи, результаты,
основные направления и инструменты государственной
политики, направленные на достижение
целей и реализацию приоритетов, установленных
Концепцией долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года, либо обеспечивающий реализацию
в установленные сроки крупномасштабных
мероприятий общенационального или международного
значения.
Самое важное отличие государственных
программ от других программных инструментов
заключается в том, что государственные
программы являются основой федерального
бюджета: до 97% расходов федерального бюджета
осуществляется именно в рамках государственных
программ. Поэтому здесь очень важно, чтобы
деньги, выделенные на реализацию государственных
программ, были использованы по назначению,
максимально рачительно и гарантировали
соответствующий результат.
1.2 Классификация государственных
программ
Разделение программ на группы, виды,
классы в соответствии с разными классификационными
признаками рассматривалось и предлагалось
целым рядом исследователей программно-целевого
управления. Несмотря на это общепринятая
классификация целевых программ так и
не создана, что обусловлено в первую очередь
крайним разнообразием видов программ
и множеством характеризующих их признаков.
Рассмотрим разделение государственных
программ на классификационные группы
в соответствии с их целевой ориентацией,
характером и природой проблем, которые
будут решаться в процессе реализации
программы. По виду целей, достижению которых
призвана служить программа, можно выделить
следующие виды программ:
- социальные (социально ориентированные) программы направлены на решение проблем социальной
природы, повышение степени удовлетворения
материальных и духовных потребностей,
рост уровня и совершенствования образа
жизни, изменение характера и облегчение
условий труда, претворении принципа социальной
справедливости, уменьшение различий
и сближение уровней жизни разных групп
и слоев населения, улучшение распределительных
отношений, социальное обеспечение. К
социально ориентированным относятся
государственные программы, непосредственно
связанные с развитием культуры, образования,
здравоохранения, физической культуры
и спорта, обеспечением потребностей в
жилье, коммунальных услугах, коммуникациях,
повышением доходов людей и семей, улучшением
демографической ситуации, решением проблем
переселения, миграции, защитой социально
уязвимых слоев населения.
- научно-технические, инновационные
программы нацелены на развитие фундаментальных
и прикладных научных исследований, продвижение
в области научно-технического и технико-технологического
прогресса, освоение достижений науки
и техники, их применение в экономике с
целью повышения эффективности производства,
качества продукции, товаров, услуг, повышения
их конкурентоспособности. К этому классу
относятся программы, направленные на
решение важнейших научно-технических
проблем, освоение и широкомасштабное
внедрение принципиально новых видов
техники и технологии, комплексное осуществление
крупных научно-технических проектов
отраслевого и межотраслевого характера
с охватом всего цикла «наука ─ техника
─ производство ─ применение».
- инвестиционные программы
и крупные инвестиционные проекты программного характера связаны с долговременным, стратегическим
вложением капитала с целью обеспечения
устойчивого развития, роста экономического
потенциал, укрепления положения страны,
ее регионов на внутренних и мировых рынках,
создание предпосылок существования будущих
поколений людей, повышения эффективности
функционирования экономики. Программы
этого класса охватывают освоение новых
территорий, зон источников природных
ресурсов, создание, строительство крупных
производственных объектов, модернизацию,
обновление основных средств производства, развитие производственной
инфраструктуры.
- экологические программы ориентированы на бережное использование
природных богатств, охрану и предотвращение
недопустимого загрязнении земли, водного
и воздушного бассейна, Мирового океана,
всемерное сохранение естественных природных
условий существования людей.
- программы безопасности направлены на обеспечение и повышения
уровня следующих видов безопасности: