Если программа имеет долгосрочный
характер, то она непременно содержит:
- технико-экономическое обоснование;
- прогноз ожидаемых социально-экономических
(экологических) результатов реализации;
- наименование заказчика программы;
- сведения о распределении объемов
и источников финансирования.
Реализация государственной
программы осуществляется в соответствии
с планом реализации государственной
программы, содержащим перечень мероприятий
государственной программы, включая мероприятия
подпрограмм и ведомственных целевых
программ, с указанием сроков их выполнения,
бюджетных ассигнований, а также информации
о расходах из других источников.
В процессе реализации
государственной программы ответственный
исполнитель вправе по согласованию с
соисполнителями принимать решения о
внесении изменений в перечни и состав
мероприятий, сроки их реализации, а также
в соответствии с законодательством Российской
Федерации в объемы бюджетных ассигнований
на реализацию мероприятий в пределах
утвержденных лимитов бюджетных ассигнований
на реализацию государственной программы
в целом.
Для качественной реализации
государственной программы важно организовать
ее эффективное исполнение, обеспечить
четкое распределение ролей и должное
взаимодействие исполнителей, отладить
информационные каналы, установить жесткий
контроль за расходованием материально-финансовых
ресурсов, интеллектуальных, временных
и иных ресурсов.
Одним из приоритетных разделов
госпрограммы является методика оценки
ее эффективности. Данная методика должна
быть основана на оценке достижения запланированных
результатов, с учетом объема ресурсов,
направленных на реализацию программы,
а также социально-экономических эффектов,
оказывающих влияние на изменение соответствующей
сферы социально-экономического развития
Российской Федерации.
Следует отметить,
что методика проведения оценки должна
быть встроена в систему управления программой
и увязана с проводимыми мероприятиями.
Для выявления степени достижения
запланированных результатов и намеченных
целей фактически достигнутые результаты
сопоставляются с их плановыми значениями
с формированием абсолютных и относительных
отклонений.
Результат оценки эффективности
исполнения государственной программы
влияет на судьбу программы. Обычно имеется
несколько вариантов, в том числе:
- успешное завершение программы;
- продолжение программы;
- модификация программы;
- прекращение программы при
ее неудаче.
Достоверность предоставляемых
сведений тщательно проверяется органами
мониторинга реализации государственной
программы.
2.2. Направления государственных
программ Российской Федерации
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от
11.11.2010 г. № 1950-р (ред. от 24.01.2014) «Об утверждении
перечня государственных программ Российской
Федерации» утвержден перечень государственных
программ. Данный перечень включает 42
наименования государственных программ
и определяет ответственных за исполнение.
Распоряжением правительства от 11.09.2014
г. «О дополнении перечня государственных
программ Российской Федерации» перечень
пополнился еще одной позицией. Указанный
перечень государственных программ сформирован
по отраслевому признаку, исходя из приоритетов
социально-экономического развития Российской
Федерации, отраженных в Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и Основных
направлениях деятельности Правительства
Российской Федерации на период до 2012
года, утвержденных распоряжением Правительства
Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.
№ 1663-р.
Все государственные программы распределены по пяти блокам (направлениям): «Новое качество жизни» (13 программ), «Инновационное развитие и модернизация экономики» (17 программ), «Обеспечение национальной безопасности» (2 программы), «Сбалансированное региональное развитие» (5 программ) и «Эффективное государство» (5 программ), что соответствует стратегическим направлениям социально-экономического развития страны, сформулированным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства России на период до 2018 года.
- Новое качество жизни. В рамках данного направления реализуется доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества,
необходимый уровень обеспеченности жильем,
доступ к культурным благам, условия, позволяющие
гражданам систематически заниматься
физической культурой и спортом.
В рамках данного направления будет реализована
социальная политика по поддержке уязвимых
слоев населения и проведена политика,
направленная на интеграцию мигрантов.
Также будут обеспечены высокие стандарты
личной безопасности и экологической
безопасности, повышено качество и результативность
противодействия преступности в сфере
незаконного оборота наркотиков.
Госпрограммы направления:
- Развитие здравоохранения
- Развитие образования на 2013 – 2020 годы;
- Социальная поддержка граждан;
- Доступная среда на 2011-2015 годы;
- Обеспечение доступным и комфортным
жильем и коммунальными услугами граждан
РФ;
- Развитие пенсионной системы;
- Содействие занятости населения;
- Обеспечение общественного порядка и
противодействие преступности;
- Противодействие незаконному обороту
наркотиков;
- Развитие физической культуры и спорта.
- Инновационное развитие и
модернизация экономики. В рамках данного направления будут реализованы
мероприятия, которые не только позволят
российской экономике оставаться мировым
лидером в энергетического секторе, добыче и переработке сырья, но и создадут конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний. Также будет создана разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной
интеграции и территориальной мобильности
населения. Кроме того, Россия укрепит
свою позицию в интеграционных процессах
на евразийском пространстве, постепенно
становясь одним из центров мирохозяйственных
связей и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.
Госпрограммы направления:
- Развитие науки и технологий;
- Экономическое развитие и инновационная
экономика;
- Развитие промышленности и повышение
ее конкурентоспособности;
- Развитие авиационной промышленности
на 2013 – 2025 годы;
- Развитие судостроения на 2013 – 2020 годы;
- Развитие электронной и радиоэлектронной
промышленности на 2013-2025 годы;
- Развитие фармацевтической и медицинской
промышленности на 2013-2020 годы;
- Космическая деятельность России;
- Развитие атомного энергопромышленного
комплекса;
- Информационное общество на 2011-2020 годы;
- Развитие транспортной системы;
- Развитие сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы;
- Развитие рыбохозяйственного комплекса;
- Развитие внешнеэкономической деятельности;
- Воспроизводство и использование природных
ресурсов;
- Развитие лесного хозяйства на 2013 -2020
годы;
- Энергоэффективность и развитие энергетики.
- Обеспечение национальной
безопасности. В рамках реализации направления по обеспечению национальной безопасности будет обеспечено поддержание высокого уровня государственной безопасности и обороноспособности страны. Будет достигнут высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации (соответствующий уровню ведущих в военном отношении стран), позволяющий эффективно осуществлять политику сдерживания, в том числе на основе экономического и социального развития военной организации государства.
Госпрограммы направления:
- Обеспечение обороноспособности страны;
- Обеспечение государственной безопасности.
- Сбалансированное региональное
развитие. В рамках данного направления будет обеспечено
сбалансированное территориальное развитие
Российской Федерации, ориентированное
на обеспечение условий, позволяющих каждому
региону иметь необходимые и достаточные
ресурсы для обеспечения достойных условий
жизни граждан, комплексного развития
и повышения конкурентоспособности экономики
регионов, и развитие геополитически приоритетных
территорий. Также будет проведена целенаправленной
работа по развитию федеративных отношений
и совершенствованию системы местного
самоуправления. В отношении регионов
будут проведены комплексные меры, направленные
на выравнивание бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации и повышение
качества управления государственными
финансами субъектов Российской Федерации
и муниципальными финансами.
Госпрограммы направления:
- Региональная политика и федеративные
отношения;
- Социально-экономическое развитие Дальнего
Востока и Байкальского региона;
- Развитие Северо-Кавказского федерального
округа на период до 2025 года;
- Создание условий для эффективного и
ответственного управления региональными
и муниципальными финансами, повышения
устойчивости бюджетов субъектов РФ;
- Социально-экономическое развитие Калининградской
области до 2020 года;
- Социально-экономическое развитие Арктической
зоны РФ на период до 2020 года;
- Социально-экономическое развитие Крымского
федерального округа на период до 2020 года.
- Эффективное государство. В
рамках данного направления будет повышена
эффективность управления государственным
имуществом и государственными финансами.
Особой задачей станет развитие и повышение
устойчивости функционирования финансовых
и страховых рынков. Предметом специального
внимания будет являться создание условий
для формирования в России международного
финансового центра. Также будет реализован
комплекс мер по всестороннему и эффективному
обеспечению интересов Российской Федерации
на международной арене, созданию благоприятных
внешних условий для долгосрочного развития
страны.
Госпрограммы направления:
- Управление федеральным имуществом;
- Управление государственными финансами
и регулирование финансовых рынков;
- Внешнеполитическая деятельность;
- Юстиция.
Финансирование госпрограмм.
Программная структура расходов федерального
бюджета в 2013 году в млн. руб.
Направление госпрограмм |
Объем финансирования |
Новое качество жизни |
5 662 120,3 |
Инновационное развитие и модернизация
экономики |
1 674 673,0 |
Обеспечение национальной безопасности |
государственная тайна |
Сбалансированное региональное
развитие |
635 963,00 |
Эффективное государство |
928 869,0 |
Утвержденные Государственные
программы, планы их реализации подлежат
размещению на портале государственных
программ (www.programs.gov.ru), и ежеквартально ответственные
исполнители государственных программ
совместно с соисполнителями и участниками
с помощью указанной электронной системы
отчитываются о выполнении контрольных
событий, а по итогам года – о реализации
все государственной программы в целом.
Заключение
Программно-целевой
метод есть способ решения крупных и сложных
проблем посредством выработки и проведения
системы программных мер, ориентированных
на цели, достижение которых обеспечивает
решение возникших проблем. Программно-целевой
метод в плановом порядке позволяет объединить
усилия различных участников общественного
производства, направить их на достижение
конкретных целей и проявляется на практике
управления в форме разработки специальных
программ.