Программы борьбы с бедностью в разных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику социальной справедливости: характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения; проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов; социальная политика государства. Цель данной работы является исследование основных программ по борьбе с бедностью. Задачи данной работы - во-первых, рассмотрение опыта развитых стран относительно решение проблем социального неравенства, а во-вторых, рассмотрение текущего состояния вещей в нашей стране и перспектив развития с применением этого опыта.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Проблемы бедности, как глобальной проблемы мировой экономики
1.1 История бедности
1.2 Понятие бедности
1.3 Методы по борьбе с бедностью
Глава 2. Разрешение проблем бедности в беднейших странах
2.1 Борьба с бедностью в странах Африки
2.2 Бедность в странах Азии
2.3 Проблемы бедности в странах Латинской Америке
Глава 3. Проблема бедности в России
3.1 Причины бедности в России
3.2 Система социальной защиты и ее развитие
3.3 Программы по борьбе с бедностью в России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Программы борьбы с бедностью в разных странах.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Южная Азия выделяется поразительным неравенством в отношениях между полами. Например, в Индии, более 90% сельских работниц неквалифицированно и 90% из них работают в неофициальных организациях. Оплата труда для женщин в сельском хозяйстве на 30-50% меньше, чем для мужчин. Поэтому среди женщин показатели нищеты в любой профессиональной категории выше, чем у мужчин. В Бангладеш, бремя нищета несоразмерно выпадает на долю женщин. Только 29% женщин грамотны по сравнению с 45% мужчин. В Непале, относительно высокая доля (28,7%) женщин. Уровень образования среди сельских женщин в 2005/06 году 17,2% по сравнению с 51,1% у мужчин. Без образования, женщины вступают в порочный круг, характеризуется меньшими возможности для трудоустройства, ранние браки, плохое медицинское обслуживание ребенка. [5, с. 23]

2.3 Проблемы бедности  в странах Латинской Америке

Нищета является структурной проблемой, в Латинской Америке. Его корни  восходят к временам колониализма. До наших дней, даже в странах  с хорошо функционирующих экономикой, существует разрыв между меньшинством, которое зарабатывает и имеет все, и большинство, которое зарабатывает ничего.

Структура и динамика рынка труда  имеет большое значение для проблематичный характер бедности. Процессы индустриализации, экономического роста и модернизации сопровождались пресловутой безработицей. В период с 1990 по 2003 год экономический рост составлял в среднем 5,1 процента, рост новых рабочих мест составил лишь 2,3 процента за тот же период. Чили, Колумбия, Панама, Уругвай и Венесуэла 2-значные цифры по безработице в течение восьмидесятых годов. Это сопровождалось увеличением продолжительности состояние безработицы. Число людей, живущих в условиях бедности и нищеты в странах региона, возросло в 2009 году на 9 млн. и составит 189 млн. человек. Этот показатель хуже, чем ожидали международные эксперты, что объясняется, в том числе отсутствием грамотной социальной политики у государств в период международного финансового кризиса. По прогнозам специалистов, уровень бедности в Латинской Америке в 2009 г. возрос на 1,1 проц. по сравнению с 2008 годом, а нищеты - на 0,8 проц., в то время как совокупный ВВП региона сократится на 1,5-1,8 проц. вследствие кризиса. Таким образом, количество бедных увеличится со 180 млн. (показатель 2008 г.) до 189 млн. человек, что составляет примерно 34,1 проц. населения региона. В то же время число людей, живущих в нищете, увеличится с 71 млн. до 76 млн. с 12,9 до 13,7 проц. населения. [17, с. 112]

Больше всего проблема увеличения уровня нищеты затронет в этом году Мексику и государства Центральной  Америки. Это объясняется большей  зависимостью этих стран от экономики  США, которая оказалась в эпицентре  кризиса, а также сокращением  числа денежных переводов эмигрантами, работающими за рубежом.

Настоящей проблемой, является тот  факт, что у бедности и нищеты в странах Латинской Америки  и Карибского бассейна все яснее  проявляется детское и женское  лицо. Как указывается в докладе, на одного взрослого в этой ситуации приходится 1,7 ребенка, и на каждого мужчину - 1,15 женщины. Проблема бедности среди женщин касается всех стран региона, но наиболее остро она стоит в Панаме, Коста-Рике, Доминиканской Республике, Чили и Уругвае. Во всех латиноамериканских государствах, за исключением Сальвадора, в последние шесть лет увеличился разрыв между социальным положением взрослых и детей, живущих в условиях бедности и нищеты. Хуже всего дела в этой сфере обстоят в Аргентине, Бразилии, Панаме, Уругвае и Венесуэле. В Уругвае, например, в бедственном положении находятся в три раза больше детей, чем взрослых, в Чили - в 1,8 раза, в Никарагуа - в 1,3 раза. [16, с. 48]

Главным препятствием на пути к обеспечению  женщин занятостью является домашняя работа, которая не оплачивается, а также забота о детях и пожилых людях, нуждающихся в уходе. Как отмечается в докладе, в Уругвае, например, женщины заняты домашним хозяйством в среднем 5 часов в день, в Гватемале - чуть меньше семи. При этом мужчины в среднем не более 2 часов в день уделяют внимание этому виду неоплачиваемой работы. Такая ситуация имеет прямое отношение к уровню доходов в семье, и бедственное положение женщин распространяется на детей.

Эта политика, также должна способствовать расширению доступа детей к образованию. На данный момент социальные программы и субсидии в странах региона, выделяемые на то, чтобы дети ходили в школу и наименее обеспеченные семьи имели доступ к бесплатному здравоохранению, охватывают далеко не всех нуждающихся: примерно 101 из 187 млн. человек.

Увеличение уровня бедности в этом году в целом замедлит ход выполнения одной из целей, обозначенных в Декларации Тысячелетия ООН, которая заключается в том, чтобы к 2015 году искоренить бедность и голод в странах региона. В прошлом году государства Латинской Америки и Карибского бассейна достигли большого прогресса на этом направлении.

Темпы распространения бедности негативно  скажутся на общей тенденции сокращения бедности, которая наблюдалась в  странах региона с 2002 по 2009 гг. под  влиянием стабильного экономического роста, более справедливого распределения доходов, увеличения покупательной способности населения. После так называемых "потерянных десятилетий" 1980-1990-х годов, которые стали не лучшим периодом для стран Латинской Америки и Карибского бассейна в том, что касается их экономического и социального развития, в начале нового тысячелетия региону удалось добиться "значительных подвижек", когда за шесть лет 41 млн. человек перестал считаться бедными, говорится в документе комиссии ООН. В этот период сокращение бедности и нищеты было отмечено почти во всех странах региона, главным образом в Аргентине, Венесуэле, Перу, Никарагуа, Боливии и Гондурасе.

В докладе комиссии ООН отмечается также тенденция старения населения  латиноамериканского региона. "Как  ожидается, к 2035 году процент населения младше 14 лет и старше 60 будет примерно одинаковым", отмечается в исследовании. Это будет означать изменение демографической структуры, заложенной 40 лет назад, когда латиноамериканское население было преимущественно молодым, говорится в докладе. [13, с.9]

 

Глава 3. Проблема бедности в России

3.1 Причины бедности  в России

Проблема бедности во многих странах  была и остается острой темой среди  всех слоев населения. Но для России она является особенно актуальной. Для того чтобы бороться с бедностью и пытаться её искоренить, необходимо знать причины этого явления. Не раз проводились социологические опросы, которые выявили мнение населения о причинах бедности в России, среди них отмечаются: правительство, коррупция, лень, национальный менталитет, пьянство, мафия, монополизм. Я бы хотела рассмотреть главные причины бедности в России.

Около 50% опрошенных отметили коррупцию  самой главной причиной бедности в России. И это неудивительно, ведь коррупция - страшное явление, разлагающее общество, затрагивающее все его слои и практически не поддающееся истреблению в нашей стране. А между тем, коррупция имеет ряд очень неблагоприятных и даже ужасающих последствий:

· Коррупция расширяет теневую  экономику, что сокращает поступления  в бюджет и лишает государство рычагов управления.

· Коррупция разрушает конкуренцию, так как взятка обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ.

· Коррупция лишает государство  возможности обеспечивать соблюдение честных правил рыночной игры, что  дискредитирует и саму идею рынка, и авторитет государства как арбитра и судьи.

· Влияние коррупции на проведение приватизации и банкротств (принявшее  поистине гигантские масштабы) затрудняет появление эффективных собственников.

· Нерациональное расходование бюджетных средств усугубляет бюджетный кризис.

· Коррупция увеличивает издержки субъектов экономики, что перекладывается  на потребителей через повышение  цен и тарифов.

· Коррупция в органах государственного управления разлагает не только их самих, но и аппарат управления крупных корпораций. Соответственно происходит общее снижение эффективности управления - как государственного, так и коммерческого.

· Управленческий потенциал общества переориентируется коррупцией с  интересов развития страны на интересы ее разворовывания.

· Широкомасштабная коррупция, поощряя  недобросовестную конкуренцию, делает невозможным привлечение не только иностранных, но и российских инвестиций, что в принципе лишает Россию возможностей развития.

· Коррупция снижает зависимость  государства от населения, а тем самым - его заинтересованность в решении социальных проблем.

· Из-за нарушения бюджетных обязательств не выполняются важнейшие социальные программы.

· Делая бесправных бедных еще беднее, а влиятельных богатых еще  богаче, коррупция поддерживает высокую социальную дифференциацию, а с ней - и высокую социальную напряженность.

· Охватывая жизненно важные сферы (например, образование и здравоохранение) и разрушая их, коррупция отвлекает  колоссальные средства от целей общественного  развития и усиливает деградацию общества - не только социальную и интеллектуальную, но и биологическую.

· Распространяясь "сверху вниз" и пронизывая все уровни общественной жизни, коррупция усиливает нравственную деградацию общества, создает терпимость по отношению к ней и преступности вообще (например, даже к заказным убийствам). Все шире распространяется восприятие коррупции как единственно возможной в России формы эффективных отношений между обществом и государством. [21, с. 69]

Еще одна из причин бедности россиян - бесправие малого бизнеса. Всемирный банк обнародовал данные исследовательского доклада «Экономический рост, бедность и неравенство в странах Восточной Европы и бывшего Советского союза». В нем анализируется, в том числе и российская статистика доходов населения. Чем больше будут богатеть богатые, тем больше будут беднеть бедные. Хотя среднестатистический доход, учитывая доходы и тех, и других, как это делают правительственные структуры, показывает, что Россия - совсем не самая бедная страна. Причем с растущими экономикой и доходами граждан. «Такая концентрация капитала, как в России, исключительно отрицательно влияет на качественный состав населения, - сказал старший экономический советник, сотрудник отдела управления экономикой и снижения уровня бедности Всемирного банка Владимир Дребенцов. - Конечно, связь между экономическим ростом и сокращением бедности есть. Проблема в том, что государство продолжает субсидировать отжившие свой век структурные образования». Это подробно изложено в экономическом меморандуме Всемирного банка, где впервые аналитически оформлены данные о концентрации собственности в РФ, особенно в регионах. Меморандум обвиняет российское правительство в агрессивном захвате ресурсов и неэффективном их использовании. Это и провоцирует дальнейший упадок населения. «Но ограничение доходов российских миллиардеров и перераспределение их между бедными, как иногда предлагается, не приведет к победе над бедностью, - говорит Владимир Дребенцов. - Наши претензии к тому, что в России называется олигархами, а мы их называем крупным бизнесом, - это то, что они создают недостаточное количество рабочих мест. Постоянный тезис Всемирного банка таков: малый и средний бизнес способны генерировать гораздо большее число эффективных рабочих мест».

Малому бизнесу, по его словам, мешает все - начиная с бюрократических барьеров и кончая теми ограничениями, которые накладывает на него присутствие большого бизнеса: «В первую очередь это проблема непосредственного доступа к ресурсам всех типов, прежде всего экономическим». Попросту говоря, малый бизнес в России бесправен, это в том числе и является причиной слишком яркой и постоянно растущей дифференциации доходов граждан страны. Предприятия-монополисты выбивают для себя пониженные ставки оплаты электроэнергии и других энергетических ресурсов. Таким образом, происходит чисто экономический захват ресурса. Специалисты ВБ заметили и еще один, возможно, неожиданный для российских властей факт: бюджетный сектор перестал быть основным источником генерирования бедности. «Нужна реструктуризация самой бюджетной сферы. В большинстве российских регионах бюджетный сектор во многом замещает неэффективные сектора экономики. А в некоторых регионах до 40% населения работает именно в бюджетной сфере. Это ненормально», - считают в ВБ. Власти именно госсектор воспринимают в качестве беднейшего слоя и постоянно вливают в него финансовые инъекции. А из-за того что он слишком раздут, как это отмечают эксперты ВБ, за ним не видно, что Россия бедна совсем не из-за бюджетников. Согласно данным, Россия впервые за последние десять лет переживает период экономического подъема, который начался примерно с середины 2008 г. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. рост ВВП составил 7,7% (аналогичный показатель 2008 г. к 2007 г. - 3,5%), объем промышленной продукции увеличился на 9% (2008 г. к 2007 г. - 8,1%).[10, с. 20]

Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей, сохраняются значительная дифференциации населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей экономики, высокий уровень бедности.

Среднедушевые денежные доходы 10% наиболее обеспеченных граждан превышают  доходы 10% наименее обеспеченных почти  в 14 раз. Социальные трансферты и внутрисемейное перераспределение ресурсов более-менее  выравнивают доходную обеспеченность домохозяйств, поскольку дифференциация оплаты труда достигла угрожающих размеров - 34 раза. Столь высокая дифференциация заработной платы непосредственно связана с межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда. Межотраслевые различия в оплате труда в 2009 г. достигли 8,5 раз. Наиболее высокие заработки отмечены в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии и в сфере финансов, самые низкие - в сельском и лесном хозяйстве, легкой промышленности и в бюджетных секторах экономики.

Традиционно уязвимыми группами населения на рынке труда являются: родители-одиночки (главным образом одинокие матери), воспитывающие несовершеннолетних детей; молодежь, не способная найти работу после окончания учебного заведения; безработные (особенно лица, не имеющие работы на протяжении длительного времени); работники старших возрастов; инвалиды; мигранты. Дополнительными факторами, связанными с риском бедности, являются низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный статус. К группам с высоким риском бедности относятся неполные семьи, возглавляемые, как правило, женщинами, и одиноко проживающие пенсионеры старших возрастов, среди которых также преобладают женщины. [5, с. 15]

Информация о работе Программы борьбы с бедностью в разных странах