Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 23:10, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику социальной справедливости: характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения; проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов; социальная политика государства. Цель данной работы является исследование основных программ по борьбе с бедностью. Задачи данной работы - во-первых, рассмотрение опыта развитых стран относительно решение проблем социального неравенства, а во-вторых, рассмотрение текущего состояния вещей в нашей стране и перспектив развития с применением этого опыта.
Введение
Глава 1. Проблемы бедности, как глобальной проблемы мировой экономики
1.1 История бедности
1.2 Понятие бедности
1.3 Методы по борьбе с бедностью
Глава 2. Разрешение проблем бедности в беднейших странах
2.1 Борьба с бедностью в странах Африки
2.2 Бедность в странах Азии
2.3 Проблемы бедности в странах Латинской Америке
Глава 3. Проблема бедности в России
3.1 Причины бедности в России
3.2 Система социальной защиты и ее развитие
3.3 Программы по борьбе с бедностью в России
Заключение
Список используемой литературы
Каковы же перспективы формирования
среднего класса в нашей стране сегодня?
Во многом они зависят от успешной
адаптации населения, формирования
продуктивных моделей социально-
В общественном мнении сформировалось вполне определенное понимание законов вертикальной мобильности: путь наверх невозможен без нужных связей и денег, причем деньги часто являются производной от связей. Трудолюбие и наличие профессии, пользующейся спросом, - факторы второго уровня. Что же касается знаний и опыта, то их считают необходимым условием продвижения к успеху далеко не большинство опрошенных.
Невостребованность
Широко распространено мнение, что общество не вышло из полосы нестабильности, не исключено резкое изменение принципов финансовой политики, в экономической политике имеет место "чехарда законов", "законы непоследовательны и противоречат друг другу", "существующая система не стимулирует легальную деятельность". Отсутствие доверия к власти и ее финансовым институтам лишает потенциальный средний класс возможности строить долгосрочные стратегии роста благосостояния и переводит значительную часть возможных накоплений в сферу потребления.
Также о кризисном характере
адаптации говорит и
Нельзя обойти вниманием и политическую
самоидентификацию
Хотя в целом тенденции
Таким образом, реально можно говорить о высшем слое, которому присущи все основные черты сформированной социальной страты: нормы и санкции, поддерживающие ее устойчивость, культурные символы взаимодействия, практически завершившийся процесс оформления групповой идентичности и связанный с последней образ жизни.
Ничего подобного нельзя сказать о среднем слое, для которого характерна дисгармония отношений между типом идентичности и занимаемой статусной позицией. Можно выделить несколько причин, по которым формирование масштабного среднего класса оказалось заблокированным. Прежде всего это связано с механизмом приватизации. способствовавшим созданию крупных, но не средних и мелких собственников, хотя именно такая цель была поставлена в качестве основной "архитекторами" приватизации,
Вторая причина - торможение восходящей социальной мобильности. Потенциальное ядро среднего класса, которое, по нашим оценкам, включает примерно 15-20% населения, характеризуется адаптационными навыками, реализацией достаточно успешных стратегий социально-экономического поведения. Все это, однако, еще не делает данную часть общества "классом в себе", поскольку, хотя и имеются важные предпосылки формирования среднего класса, практически отсутствуют, во-первых, стереотипы массового социокультурного поведения, а во-вторых, устойчивая самоидентификация, которая должна быть обеспечена идеологической поддержкой, выступающей в виде признания особого достоинства, символической оплаты за издержки адаптационных усилий.
Тем более нельзя говорить о "классе для себя", так как сегодня средние слои не имеют серьезных рычагов влияния на макроэкономические и политические процессы. Нестабильность политической ситуации, отсутствие последовательности и предсказуемости в действиях властей, значимых горизонтальных связей, реальной поддержки авторитетных общественных организаций делают представителей данного слоя уязвимыми перед угрозой потери достигнутых в ходе адаптации позиций. Сложившаяся налоговая система, стимулирующая сокрытие доходов, также не способствует контролю над властью со стороны налогоплательщиков.
Структурное оформление среднего класса возможно при наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних факторов. К числу внутренних можно отнести развитие автономной активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и санкций, а к числу внешних - стабилизацию социально-экономических и политических институтов и способность общества к воспроизводству этой стабильности, под которой следует понимать не консервацию существующего порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.
Заключение
Бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества. Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным.
Неудовлетворение минимальных потребностей человека (семьи) считается бедностью. Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели.
В основе официально принятого в России метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные потребности (нужды) и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины).
В октябре 1997г. был принят Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Согласно этому закону была утверждена новая концепция разработки прожиточного минимума с использованием нормативного метода расчета минимальной потребительской корзины.
Данный закон сам по себе не вводит каких-либо новых социальных прав. Однако в нем закрепляется имеющий исключительно важное значение принцип взаимосвязи между размером минимальной заработной платой (а, следовательно, и пенсий по старости, стипендий, пособий и других социальных выплат) и величиной прожиточного минимума. Последняя является той основой, исходя из которой, устанавливается не только минимальная заработная плата, но и все социальные выплаты. Принятие в 2005 - 2009 гг. на правительственном уровне ряда нормативных актов, среди которых - «Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации», утвержденная постановлением Минтруда России и Госкомстата России в апреле 2008 г., означает практическую реализацию Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Применительно к методам измерения бедности в России это означает переход на новую методику исчисления данного социального норматива (в основе которой лежит нормативный метод) с получением новой, более высокой величины прожиточного минимума.
Таким образом, 2008 г. оказался переломным с точки зрения применяемых подходов к количественному измерению бедности в рамках её абсолютной концепции.
Особой проблемой для
Сложившаяся в стране модель бедности - это, прежде всего, результат низкого уровня доходов от занятости и, как следствие, через их налогообложение - низкого уровня социальных трансфертов. В этой связи феномен российской бедности можно определить, прежде всего, в терминах категорий «рыночной бедности» - бедности, связанной с местом (экономически активного) населения на рынке труда.
В обществе может быть ликвидирована абсолютная бедность, но всегда сохранится относительная. Ведь неравенство - неизменный спутник сложных обществ. Таким образом, относительная бедность сохраняется даже тогда, когда жизненные стандарты всех слоев общества повысились.
Список используемой литературы
1. ФЗ «О государственной
2. ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
3. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание М. 2006 г. с. 157.
4. Госкомстат России. Уровень жизни населения России. Статиститческий сборник. М. 2009 г. с. 94.
5. Доклад Всемирного Банка Предложения по борьбе с женской бедностью «Феминизация бедности в России» с. 34.
6. Кравченко А.И. Введение в социологию М. 2006 г. с. 122.
7. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии М. 2007 г. с. 178.
8. Минзравсоцразвитие. Интернет сайт
9. Осипова Г.В. «Социологический энциклопедический словарь» 2008 г. с. 246.
10. Сидорова В.А. Влияние адресной социальной помощи на изменение уровня, глубины и остроты бедности. 2008 г. с. 48.
11. А.Смит. Теория нравственных чувств. М., 2007 г. с. 139.
12. В.С.Сычева. Измерение уровня бедности: история вопроса. - СОЦИС, 2008, № 3. с. 22.
13. Е.Гайдар. Богатые и бедные. Становление и кризис системы социальной защиты в современном мире. Статья первая - Вестник Европы, № 10, 2009 г. с. 9.
14. Ю.Латынина. Атавизм социальной справедливости. - Век ХХ и мир. 2009, № 5. с. 12.
15. Л.Овчинцева. Особенности сельской бедности. - Отечественные записки, 2008, № 1. с. 6.
16. Колесов В.П. «Мировая
17. Булатов А.С. «Мировая
18. Глазьев С. Неравномерность процесса глобализации - М.: Инициатива, 2008 г. с.113.
19. Максимова В. Ф.
20. Социальная статистика: Учебник/Под
ред. чл.-кор. РАН И.И.
21. Леонидова А. И. Проблема бедности в России. М., 2008 г. с. 103.
Приложения
Таблица 1. Распределение населения с доходами ниже величины прожиточного минимума по половозрастным группам, в % к итогу.
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
Все население с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
в том числе: |
||||||||||
дети в возрасте до 16 лет |
28,3 |
29,8 |
30,1 |
27,8 |
25,0 |
24,4 |
24,2 |
23,0 |
22,7 |
|
молодежь от 16 до 30 лет |
17,7 |
19,3 |
19,5 |
20,1 |
20,5 |
22,9 |
23,7 |
24,9 |
25,2 |
|
женщины от 31 до 54 лет |
17,4 |
20,1 |
21,8 |
20,9 |
21,6 |
21,3 |
21,6 |
21,6 |
21,5 |
|
мужчины от 31 до 59 лет |
16,8 |
19,7 |
18,7 |
18,5 |
18,4 |
18,2 |
18,3 |
18,4 |
18,5 |
|
женщины старше 55 лет |
15,2 |
9,0 |
7,9 |
9,6 |
10,8 |
13,2 |
12,2 |
8,6 |
8,7 |
|
мужчины старше 60 лет |
4,6 |
2,1 |
2,0 |
3,1 |
3,7 |
13,2 |
12,2 |
3,5 |
3,4 |
|
Информация о работе Программы борьбы с бедностью в разных странах