Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 23:10, курсовая работа
Описание работы
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику социальной справедливости: характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения; проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов; социальная политика государства. Цель данной работы является исследование основных программ по борьбе с бедностью. Задачи данной работы - во-первых, рассмотрение опыта развитых стран относительно решение проблем социального неравенства, а во-вторых, рассмотрение текущего состояния вещей в нашей стране и перспектив развития с применением этого опыта.
Содержание работы
Введение Глава 1. Проблемы бедности, как глобальной проблемы мировой экономики 1.1 История бедности 1.2 Понятие бедности 1.3 Методы по борьбе с бедностью Глава 2. Разрешение проблем бедности в беднейших странах 2.1 Борьба с бедностью в странах Африки 2.2 Бедность в странах Азии 2.3 Проблемы бедности в странах Латинской Америке Глава 3. Проблема бедности в России 3.1 Причины бедности в России 3.2 Система социальной защиты и ее развитие 3.3 Программы по борьбе с бедностью в России Заключение Список используемой литературы
При разработке
федеральной и региональной программой
обеспечения занятости населения
необходимо учитывать определенную
специфику России исходя при этом
из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу
невозможно, но можно и нужно минимизировать
ее, одновременно смягчая социальные,
политические и нравственные последствия
неполного обеспечения трудоспособного
населения работой. И речь идет не только
о соблюдении интересов отдельного гражданина,
но и об интересах государства, поскольку
при безработице в 8-10% только на выплату
пособий безработным уйдет 2.5% валового
национального продукта.
В социально
- трудовой политике первоначально
превалировали меры, направленные на
выработку и реализацию механизмов, облегчавших
институциональные перемены в собственности
и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими
из них были поддержание доходов на минимальном
уровне и гарантии занятости в условиях
спада производства и роста безработицы.
В русле демократизации общества было
модернизировано законодательство о труде
и занятости путем приведения его в соответствии
с международно признанными правилами:
сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная
продолжительность отпусков, расширены
гарантии занятости безработных, началось
реформирование социального страхования.
Регулирование социально - страховых отношений
способствовало их нормализации во время
приватизации экономики, установлению
перемирия между нынешними работниками
и их будущими хозяевами.
Поддержание доходов на минимальном
уровне стало целью социальной защиты
населения, пострадавшего от правительства
" реформаторов". Государство на время
отказалось от прямой регламентации в
оплате труда (кроме его минимума), перейдя
к косвенному регулированию через налоги.
Понемногу росло реальное наполнение
средней заработной платы, отставая, однако,
от динамики потребительских цен на товары
и услуги.
В связи с
рыночными изменениями наметился
переход от жестоких социалистических
к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным
соглашениям и т.п.). При этом почти сошла
на нет традиционная роль органов труда
как госнадзирателя за использованием
рабочего времени, дисциплины, производительностью,
условиями и оплаты труда.
Вместе с
тем увеличивалась вынужденная безработица,
порожденная новыми условиями функционирования
предприятий и формами найма. Высвобожденные
по экономическим мотивам составили более
половины официально зарегистрированных
безработных. Именно для них, квалифицированных
работников со стажем и производственным
опытом, были особенно нужны реальные
гарантии занятости, альтернативные косметическим
мерам по трудоустройству социально незащищенных
маргиналов.
Неуклонный
рост структурной безработицы предопределял
необходимость преобразования фондов занятости в полноценную
систему социального страхования. Безработица
из негативного явления превращалась
в постоянно действующий фактор развития
рынка труда и обострения конкуренции
за рабочие места. Надо было считаться
с ее объективным характером, обусловленностью
процессами реформирования экономики,
искать новые формы эффективной занятости.
Однако безработица
оказалась тем "орешком", о который
сломали "рыночные" зубы не одна команда
реформаторов в России. Следуя правительственному
курсу социальной защиты, служба занятости
трансформировалась в организацию по
борьбе с безработицей. Были продолжены
раздачи гарантий ее клиентам по растущему
числу специально проводимых мероприятий.
Причем упор делался на выигрышные в глазах
общественности проекты в пользу социально
незащищенных. И наоборот, в программах
содействия занятости сознательно принижалось
значение трудового посредничества, задач
повышения мобильности высвобождаемой
рабочей силы и ее конкурентоспособности
на открытом рынке труда.
Курс на обеспечение возможно полной занятости
и предотвращение безработицы не решал
важнейшую задачу реформ - повышение эффективности
производства. Когда экономический кризис
усилился, обновленное к тому времени
правительство увидело выход из него в
достижении финансовой стабилизации,
фактически в ускоренном развитии финансово
- промышленного капитала путем мобилизации
ресурсов накопления.
В условиях катастрофической
нехватки инвестиций, что вполне естественно
для системного кризиса, активного
вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей
инфляционного кредитования промышленности
источником стабилизации экономики становились
доходы населения. На смену социальным
приоритетам и монетаристским моделям
пришли узкопрагматические задачи перераспределения
национального дохода в пользу крупнейших
монополий, возникших в результате "народной"
приватизации.
Обеспечение
занятости и массовая безработица
находятся под контролем государства.
Оказывается легче приостановить
высвобождении работающих без оплаты,
чем наладить работу предприятий в нормальном режиме,
то есть без долгов по зарплате, но и без
излишнего персонала. Недостаток трудовой
мотивации и доходов по основному месту
работы замещается государственными компенсациями:
социальными гарантиями на производстве,
выплатами и льготами неимущим по месту
жительства. То, что рабочие недополучили
как трудящиеся, им пытаются вернуть как
социально незащищенным.
Наряду с
этим расширяется " исход " ранее
многочисленного слоя квалифицированных
работников с простаивающих предприятий,
бесперспективных производств.
Вместе с распадом наукоемких отраслей
промышленности растет депрофессионализация
высококлассных специалистов. Они вынуждены
перебиваться случайными заработками,
искать относительно доходные занятия
в ущерб своей квалификации и социально
- профессиональному статусу. Что же надо
делать, чтобы привести в движение эту
топчущуюся на месте, неурегулированную,
а потому шаткую, грозящую повернуть вспять
систему отношений труда и капитала?
Суть новой
социально - трудовой политики можно
свести к следующему: окончательный
переход от полной занятости, заждавшейся
на низкоэффективном труде и социальных
гарантиях неработающим, к рыночной системе,
предполагающей полную свободу труда
и выбора занятий, экономически обоснованную
резервную армию труда и безработицу.
Особенно важной является социальная
либерализация наемного труда прежде
всего через радикальную реформу трудового
законодательства в полном соответствии
требованиями рыночной экономики. Надо
коренным образом изменить "дух законов"
о труде, бес всяких оговорок признать
рабочую силу товаром, собственником которого
является свободный от внеэкономического
принуждения и административного диктата
индивид. Как хозяин уникального товара
он имеет права на приоритет на рынке труда,
его цена формируется в зависимости от
способности, образования, квалификации,
опыта.
Для обеспечения
свободы труда необходимо окончательно
избавиться от рудиментов тоталитарной
эпохи (прописки, спецучета кадров,
административных ограничений приема
и произвольных увольнений наемных работников). Ввести
в действие регуляторы свободного рынка
труда. Среди них принципиально важны
справедливая оплата, надежная охрана
и достойные условия труда, механизмы
социального страхования экономических
рисков потери трудоспособности, независимые
институты непредвзятого урегулирования
трудовых конфликтов. Причем необходимо
выделить особенности наемного труда
в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
Давно пора заменить
архаичные и неэффективные формы
законодательного регулирование труда,
например, единый для всех размер
минимальной заработной платы и ее индексации,
которые из инструментов социальной защиты
на практике, в ситуации бюджетного дефицита,
превращаются в государственные нормы
фиксированного порога бедности трудящихся.
Взамен следует установить минимум оплаты
за единицу отработанного времени (час)
и заложить в основу тарифных систем.
Предстоит признать
приоритет социального партнерства
по закону над государственным управлением
трудом в его бюрократическом
исполнении. Поэтому необходимо ограничить роль государства
в обеспечении занятости, включая отказ
от глобальных федеральных программ, попыток
унифицировать нормы и нормативы социальной
и экономической "защищенности" от
безработицы. Для этого необходимо создать
независимую от правительства и местной
администрации систему активного содействия
безработным на основе страховых взносов.
Следует рассматривать безработицу как
неотъемлемый элемент рынка труда, а под
обеспечением занятости понимать трудоустройство
вынужденно безработных и трудовую активизацию
добровольно незанятых с использованием
преимущественно экономических стимулов
привлечение к труду.
Государственные
гарантии незанятому населению должно
заменить обязательное страхование
структурной и профессиональной
безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную
безработицу от социальных наслоений
популистского толка: передать безработных,
лишь эмитирующих трудовую активность,
но зачастую неспособных к профессиональному
труду, в органы социальной опеки для последующей
трудовой реабилитации путем приобщения
к посильным для них занятиям.
Однако, в
последнее время предпринимаются
попытки "спрятать" официальную
растущую безработицу, приукрасить
результаты деятельности служб занятости.
Направляемые на общественные и временные
работы безработные в результате бюрократического
кульбита уже не считаются таковыми. Затем
настает очередь посылаемых на переобучение
и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию.
Далее следует черед других "нарушителей"
новых правил, вводимых, кстати, "заднем"
числом. Если пойти по этому пути, то вскоре
борьба с безработицей закономерно перерастет
в войну с безработными.
По мере углубления
реформ число безработных должно
возрастать в прямой пропорции с
повышением эффективности производства
и реальной оплаты за труд. Более того, необходимо форсировать
структурную безработицу в соответствии
с реализацией программ реструктуризации
производства, создавая на ее базе мобильный
резерв рабочей силы, используемый для
интенсивного развития экономики. Прежде
всего следует стремиться к поддержанию
взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций
в оптимальном соотношении, что является
условием социально - экономической сбалансированности.
Только так может быть обеспечена надежная
экономическая основа для создания новых
рабочих мест, расширяющих сферу эффективной
занятости, что, в свою очередь, приведет
к "рассасыванию" безработицы, понижению
ее уровня при стабилизации развития.
Именно тогда становится возможным создание
в обозримой перспективе динамичной, адаптированной
к глубинным рыночным трансформациям
в экономике социально - трудовой сферы.
4. Социальные
последствия безработицы и политика
занятости
Хочется отметить,
что социальные последствия безработицы
- это еще одна животрепещущая проблема.
Результаты
научных исследований, проведенных в последнее время
документально подтверждают существование
ряда эмоциональных, социальных, финансовых,
семейных, медицинских и политических
последствий безработицы. Правда, почти
полностью отсутствуют исследования,
где бы сопоставлялись результаты деятельности
наемного работника и его семьи в периоды,
когда он имеет работу, и те периоды, когда
он ее потерял. Поэтому ученые продолжают
дискутировать: безработица - это причина
или повод возникновения отрицательных
последствий? Пищу для спора дают те исследования,
которые устанавливают соотношения, а
не причинно-следственные связи между
уровнем безработицы и динамикой функциональных
нарушений или помещением человека в специальные
лечебные учреждения. Тем не менее, исследования
конкретных случаев, изучение продольных
срезов групп населения и проведение одномоментных
серийных исследований дают сходную картину
последствий безработицы и явлений, сопутствующих
ей. Различие в результатах можно объяснить
влиянием многих факторов, в частности,
уровнем безработицы на момент потери
работы, поддержкой со стороны семьи и
друзей, запасами, которые могут помочь
безработному и его семье пережить трудный
период, длительностью безработицы.
Среди эмоциональных
последствий безработицы называют
низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость
психиатрического лечения в стационаре.
Среди медицинских проблем - нарушение
здоровья, вызванное стрессами (в частности,
болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз
печени). У работников, которые до объявления
об увольнении имели нормальное артериальное
давление, сразу же после известия об увольнении
она повышалось и оставалось высоким до
тех пор, пока они вновь не находили работу.
Стрессы, вызванные безработицей, могут
сократить продолжительность жизни и,
следовательно, повысить уровень смертности.
Существует
связь между ухудшением отношений
в семье (нарушением функционирования
семьи) и детской смертностью, жестким
обращением с детьми, разводом, конфликтами
между родителями и детьми, необходимостью
передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных
чаще, чем в семьях работающих, встречаются
отклонения в поведении, нарушении работы
желудочно-кишечного тракта и бессонница.
У супруги безработного наблюдаются те
же психосоматические симптомы, что и
у него самого. По всей вероятности, безработица
оказывает отрицательное воздействие
на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.
Ученые обнаружили
несомненную связь между безработицей
и убийствами, насилием и тюремным
заключением. Изучение дел правонарушений
показывает, что до 70% заключенных в момент ареста
не имели работы, что рецидивизм можно
объяснить отсутствием работы. Влияние
безработицы на финансовое положение
неоспоримо. Работникам и их семьям часто
приходится жить на сбережения, продавать
вещи и мирится с более низким уровнем
жизни. Кому-то приходится отказываться
от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве
и даже жить на пособие по социальному
обеспечению.
Мало известно
о “пороге терпимости”, когда
члены семьи безработного еще
сохраняют способность заботиться
друг о друге. Есть основания считать,
что стресс, связанный с безработицей,
снижает такую способность, в результате
чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев
приходится помещать в учреждения системы
социального обеспечения; семья отторгает
тех, кого считает обременительными.
Несмотря
на усилия социальных работников привлечь
внимание безработных к своему бедственному
положению как к политической
проблеме, многие безработные не склонны
к политической активности. Причина
кроется в боязни идти вразрез
с общепринятыми нормами поведения, опасением
поставить под угрозу свои шансы снова
найти работу.
Исследователи,
к сожалению, еще не установили полный
перечень трудностей, которые связаны
с поиском работы, и тех сложностей
получения новой работы, которые
существуют в обществе, не обеспечивающим
всеобщую занятость. В государственных
службах трудоустройства официально регистрируется
только 12% вакантных рабочих мест. Это
лишь усугубляет стресс, испытываемый
человеком в процессе поиска работы, в
частности, при получении отказа и из-за
отсутствия четкого представления о том,
где и как искать работу. О рабочих местах,
не заявленных на рынке труда, гораздо
легче узнать тем, кто имеет работу, чем
безработным. Информация о том, как искать
работу, предоставляемая на курсах по
обучению поиску работы, возможно, достигает
цели, укрепляя у людей надежду на получение
новой работы. Поэтому в последние годы
создаются специальные курсы в помощь
безработным.