Программы борьбы с бедностью в разных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику социальной справедливости: характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения; проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов; социальная политика государства. Цель данной работы является исследование основных программ по борьбе с бедностью. Задачи данной работы - во-первых, рассмотрение опыта развитых стран относительно решение проблем социального неравенства, а во-вторых, рассмотрение текущего состояния вещей в нашей стране и перспектив развития с применением этого опыта.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Проблемы бедности, как глобальной проблемы мировой экономики
1.1 История бедности
1.2 Понятие бедности
1.3 Методы по борьбе с бедностью
Глава 2. Разрешение проблем бедности в беднейших странах
2.1 Борьба с бедностью в странах Африки
2.2 Бедность в странах Азии
2.3 Проблемы бедности в странах Латинской Америке
Глава 3. Проблема бедности в России
3.1 Причины бедности в России
3.2 Система социальной защиты и ее развитие
3.3 Программы по борьбе с бедностью в России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Программы борьбы с бедностью в разных странах.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Однако кое  для кого курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку официальная политика государства заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.

Вместе с  тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают  необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует  о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. На кого же, с точки зрения опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу?

2,0% - на местную  администрацию;

5,8% - на руководство  предприятий;

8,6% - на профсоюзы;

70,6% - только  на себя;

13% - ни на  кого не надеются.

Легко убедиться, что люди отчетливо осознают необходимость  личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать неприходится.

А каковы самые  предпочитаемые и действенные способы  поиска работы? Рассчитывают на:

личные связи - 42,9%;

государственную службу занятости - 26,5%;

объявления - 11,1%;

организацию собственного дела - 7,3%;

коммерческую  службу занятости - 6,1%;

обращение к  работодателю - 6,1%.

Итак, большинство  респондентов исходит из того, что  лучше всего использовать собственные  каналы трудоустройства. Каждый четвертый  выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.

Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким  образом, отрицательные последствия  безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Отрицательные последствия безработицы для  жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается  потребность в психиатрических  больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем  потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.

Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с ухудшением материального положения.

5. Занятость  и безработица

Численность экономически активного населения  к концу февраля 2007г. составила, по оценке, 70,5 млн. человек, или около 50% от общей численности населения  страны.

Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях. В январе 2007г. на них работало 40,7 млн. человек, или 63% общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1777,6 тыс. человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в крупных и средних организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, составило в январе 2007г.42,5 млн. и было меньше, чем в январе 2006г. на 296,5 тыс., или на 0,7%.

Безработица. В конце февраля 2007г., по оценке, 6,4 млн. человек, или 9,0% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда), в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,2 млн. человек, или 1,8% экономически активного населения.

В соответствии с методикой МОТ, которой придерживается Госкомстат РФ, в марте 2006 года в  России было 6,7 млн. безработных. По регионам зарегистрированная безработица (1,1 млн. чел) распределяется неравномерно.

Отчасти это  связано с реальными процессами реструктуризации производства или  различиями в тактике сохранения кадров, применяемой директорами  промышленных и аграрных предприятий. Но, по-видимому, большее значение имеют  другие факторы, среди которых выделяются эффективность работы местных служб занятости и срытая безработица.

Скрытая безработица.

Характерной чертой безработицы в России в  кризисный период является то, что  она значительно ниже, чем можно  было бы ожидать из уровня спада  производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства.

Наибольшими масштабами скрытой безработицы  отличаются регионы Дальнего Востока. Дороговизна выезда из региона для работника и сложность привлечения новой рабочей силы для работодателя определяет то, что последние склонны содержать часть фактически не работающего персонала просто “на всякий случай”. Среди жителей Северо-Востока и Дальнего Востока заметно больше людей активных, подвижных и склонных к жизненному риску и даже авантюризму. Такие люди склонны сами искать работу, не доверяя этого какой-либо “конторе", в т. ч. службе занятости. Кроме этого более рисковый склад характера здешних жителей ведет к их большей занятости во вновь нарождающихся (и поэтому еще не регистрируемых) сферах занятости, а также в криминальной сфере.

Минимальная скрытая безработица свойственна  промышленно развитым районам Сибири и Урала. Во-первых, в этом проявляются последствия более низкой занятости в сельском хозяйстве, которому скрытая безработица свойственна в наибольшей степени. Во-вторых здесь более выражен миграционный отток избытка рабочей силы.

На Европейской  части страны имеются две крупных  зоны скрытой безработицы - степные регионы низовий Волги и Дона, и северо-западный экономический район, включая Калининградскую область.

Структурная безработица.

Считается, что  показатель безработицы может применяться  как индикатор уровня развития процесса реструктуризации в экономике. Традиционная экономическая школа обычно ограничивается при этом показателем числа ищущих работу на одну вакансию. Гораздо более эффективным методическим приемом, позволяющим индицировать структурные изменения на рынке труда является показатель поляризации, то есть учет одновременного роста, как уровня безработицы, так и уровня предложения новых рабочих мест.

Приведенная карта показывает наибольшие значения этого индекса в регионах с  развитым военно-промышленным комплексом, что отражает спад потребности в квалифицированных рабочих и специалистах при росте предложения мест с малоквалифицированным трудом. Это Московская, Владимирская и Калужская области с сочетанием военной промышленности и высокого научно-технического потенциала; Удмуртия, Кировская область, Хабаровский край с развитым военно-промышленным комплексом; Калининградская и Камчатская области - оборонные анклавы страны, где высока численность военных, включая специалистов по наиболее современным видам вооружения и средствам связи.

Обратное соотношение при высокой безработице характерно для лишенных интеллектоемкой промышленности Калмыкии, Дагестана, Осетии, Ивановской, Псковской, Астраханской и Курганской областей, а также Коми-Пермяцкого округа. При этом в Калмыкии, Курганской области и Коми-Пермяцком округе существует и наиболее высокая скрытая безработица.

Заключение

Важнейшим показателем - индикатором социально-демографической  безопасности выступает уровень  безработицы. Возникновение безработицы  в России связано с развитием  рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

Очевидно, чем  более оперативный и кратковременный  характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность  использования прямого административного  воздействия. Поскольку решение  вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике  является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

макроэкономическое  регулирование, создающее общую  среду, содействующую эффективной  занятости (инвестиционная, структурная  политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий  для мелкого бизнеса) и улучшению  качественных характеристик человеческого капитала;

государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости  и безработицы административными, правовыми, финансово - кредитными методами;

регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

регулирование отношений занятости с помощью  общественных организаций субъектов  этих отношений.

Главными  стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости - это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим  аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Список используемой литературы

1. А. Ананьев "Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике", "Вопросы экономики", - 2008г.

2. Э. Бородянский, В.  Кузьмин "Реальный путь противодействия  безработице", "Человек и труд" - 2008г.

3. А.В. Бузгалин "Переходная экономика"  М.: Таурус, 2007

4. В.И. Видяпин "Общая экономическая  теория", Москва, 2008 г.

5. Г. Волынский "К вопросу  о безработице в переходный  период", "Российский экономический  журнал", № 4 - 2008

6. А.А. Дикаpева, М.И. Мирская "Социология труда" M.: Высшая школа, 2006

7. А. Кашепов "Проблемы предотвращения  массовой безработицы в России", "Вопросы экономики", № 5 - 2007

Примеры выполнения отдельных  тем

 

Тема 1 Причины и виды безработицы  в условиях

рыночной экономики

Введение

  1. Причины безработицы.
  2. Виды безработицы в условиях рыночной экономики. Влияние безработицы на экономический рост.
  3. Особенности безработицы в России.

Заключение

 

 

 


Информация о работе Программы борьбы с бедностью в разных странах