Программы совершенствования и перспективы развития РЦБ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Для Российской Федерации, осуществляющей рыночные преобразования, актуальны вопросы построения рынка ценных бумаг с использованием отечественного и мирового опыта, структур и методов, применявшихся в разное время. Ценные бумаги имеют длительную историю. Первая в мире фондовая биржа, созданная для организованной торговли ценными бумагами, появилась в Лондоне в 1773 г. и явилась одним из проявлений промышленной революции и зарождающихся новых производственных отношений в экономической сфере. По мере того как капиталистические отношения становились господствующей формой организации экономического механизма, фондовые биржи получали все большее развитие, и вслед за появлением в Англии они возникли в США, Германии, Франции и позже в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы и функции РЦБ
1.1Основные понятия РЦБ………………………………………………………..5
1.2 Виды ценных бумаг……………………………...……………………………7
1.3 Функции РЦБ……………………...………………………………………….10
Глава 2. Формирование РЦБ в России
2.1 Современное состояние РЦБ……………………………….……………….13
2.2 Особенности формирования структуры РЦБ в Р.Ф……………….………18
2.3 Регулирование РЦБ………………………………………………………….21
Глава 3. Программы совершенствования и перспективы развития РЦБ в России
3.1 История развития ценных бумаг РФ ………………………...…………….26
3.2 Совершенствование РЦБ…………………………………………………....31
3.3 Механизм реализации совершенствования РЦБ и ожидаемый эффект….35
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………….…..39

Файлы: 1 файл

конечное.docx

— 157.48 Кб (Скачать файл)

 

Структура рынка  ценных бумаг


Рынок ценных бумаг —  это сложная структура, имеющая  много характеристик и поэтому  его нужно рассматривать с  разных сторон.

В зависимости от стадии обращения ценной бумаги различают первичный и вторичный рынки. Первичный — это рынок, обеспечивающий выпуск ценной бумаги в обращение. Это ее первое появление на рынке. Вторичный — это рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Это совокупность любых операций с этими бумагами, в результате чего осуществляется постоянный переход права собственности на них.

Рис. 2.2.1. Структура рынка  ценных бумаг

В зависимости от уровня регулируемости рынки ценных бумаг  делятся на организованные и неорганизованные. На первых — обращение ценных бумаг происходит по твердоустановленным правилам, на втором — участники рынка договариваются практически по всем вопросам.

В зависимости от места  торговли различают биржевой и внебиржевой рынок ценных бумаг.

  • Биржевой рынок - это торговля ценными бумагами, организованная на фондовых биржах.
  • Небиржевой рынок - это торговля ценными бумагами без посредничества фондовых бирж.

Большинство видов ценных бумаг, кроме акций, обращается вне  бирж. Если биржевой рынок по своей  сути всегда есть организованный рынок, то внебиржевой рынок может быть как организованным, так и неорганизованным («уличным», «стихийным»). В настоящее  время в странах с развитой рыночной экономикой имеется только организованный рынок ценных бумаг, который представлен либо фондовыми  биржами, либо внебиржевыми системами  электронной торговли.

В зависимости от типа торговли рынок ценных бумаг существует в  двух основных формах: публичный и  компьютеризированный.

Публичный (голосовой) рынок - это традиционная форма торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели ценных бумаг (обычно в лице фондовых посредников) непосредственно встречаются в определенном месте, где происходит публичный, гласный торг (как в случае биржевой торговли), или ведутся закрытые торги, переговоры, которые по каким-либо причинам не подлежат широкой огласке.

Компьютеризированный  рынок - это разнообразные формы торговли ценными бумагами на основе использования компьютерных сетей и современных средств связи. Для него характерны:

  • отсутствие физического места встречи продавцов и покупателей; компьютеризированные торговые места располагаются непосредственно в офисах фирм, торгующих ценными бумагами, или непосредственно у их продавцов и покупателей;
  • отсутствие публичного характера процесса ценообразования, автоматизация процесса торговли ценными бумагами;
  • непрерывность во времени и пространстве процесса торговли ценными бумагами.

В зависимости от сроков, на которые заключаются сделки с  ценными бумагами, рынок ценных бумаг  подразделяется на кассовый и срочный.

Кассовый  рынок (рынок «спот», рынок «кэш») — это рынок немедленного исполнения заключенных сделок. При этом чисто технически это исполнение может растягиваться на срок до одного-трех дней, если требуется поставка самой ценной бумаги в физическом виде.

Срочный рынок ценных бумаг — это рынок с отсроченным, обычно на несколько недель или месяцев, исполнением сделки.

Наибольших размеров достигает  кассовый рынок ценных бумаг. Срочные  контракты на ценные бумаги в основном заключаются на рынке производных  инструментов.

 

В зависимости  от инструментов, обращаемых на рынке, его делят на:

  • денежный — срок обращения инструментов на этом рынке не более одного года (вексель, чек, банковский сертификат, краткосрочные облигации);
  • рынок капиталов (инвестиционный рынок) — срок обращения инструментов более одного года (акции, среднесрочные и долгосрочные облигации).

 

2.3 Государственное  регулирование РЦБ в России

Как известно, рынок ценных бумаг (фондовый рынок) является частью финансового  рынка. Его цель аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность  их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных  операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который  является регулирующим элементом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные  денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг.

С учетом того, что в течение  последних десятилетий нарастает  тенденция замещения многих форм финансовых ресурсов, таких, как банковский кредит и другие, выпуском ценных бумаг, фондовый рынок становится важнейшим  сегментом финансового рынка.

Данный процесс называется секьюритизацией. Он проявляется в том, что в мировом масштабе преобладающая доля финансовых активов существует в виде ценных бумаг. К концу XX в. величина ресурсов в виде наличных денег и средств на текущих и срочных счетах в банках равнялась почти 20 трлн. дол., размер мирового ВВП достигал примерно 30 трлн. дол., а объем мировых рынков ценных бумаг составлял около 72 трлн. дол.

Подобная ситуация объясняется  тем, что рынок ценных бумаг предоставляет  экономическим субъектам широкий  набор инструментов для привлечения  денежных ресурсов или их выгодного  размещения на самых разных условиях, что позволяет учитывать все  многообразие интересов и возможностей эмитентов, инвесторов и посредников.

Государство на рынке ценных бумаг выступает в следующих качествах:

– инвестора; 
– эмитента; 
– профессионального участника; 
– регулятора; 
– верховного арбитража в спорах между участниками рынка.

Инвестиционная деятельность государства - это поддержка субъектов предпринимательской деятельности путем прямых государственных инвестиций в их уставные капиталы, деятельность по управлению пакетами акций, находящимися в государственной собственности, использование акций, находящихся в государственной собственности, и производных от них инструментов для развития и активизации национального фондового рынка.

Инвестиционная деятельность государства  предполагает тесное взаимодействие органа по регулированию рынка ценных бумаг  с другими государственными органами, на которые возложены функции  по проведению экономической, финансовой, фискальной политики, а также функции  по управлению имуществом, находящимся  в государственной собственности.

Выпуск (эмиссия) государственных ценных бумаг является не менее важным видом деятельности государства на рынке ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг является базовым сектором финансовой системы любого развитого государства и позволяет решать такие важные макроэкономические задачи, как финансирование перспективных государственных инвестиционных проектов, текущих бюджетных нужд; поддержание ликвидности банковской системы в рамках реализации задач денежно-кредитной политики; предоставление банковской системе инструментов управления собственной ликвидностью. Государственные ценные бумаги - форма существования государственного внутреннего и внешнего долга.

Выпуск в обращение государственных  ценных бумаг может использоваться и для регулирования экономической  активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т. д.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.

Вообще система управления рынком ценных бумаг основана на использовании  государственных и негосударственных (общественных) методов регулирования. В мировой практике различают  следующие модели регулирования  рынка ценных бумаг:

– Регулирование фондового рынка  является преимущественной функцией государственных  органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка  ценных бумаг. Такая система существует во Франции.

– При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально  возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя:

– разработку и реализацию специальных  нормативно-правовых актов; 
– разработку стандартов - набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструментам и т.п.; 
– регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка.

Задачами государственного регулирования являются:

– реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг; 
– обеспечение безопасности рынка ценных бумаг для профессиональных участников и клиентов; 
– создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит  от принятой модели рынка и степени  централизации управления страной  и автономии регионов. В странах  с федеративным устройством часть  полномочий государства на рынке  ценных бумаг передана территориям. Общей тенденцией является создание самостоятельных ведомств (комиссий) по ценным бумагам, регулирующих фондовые рынки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Программы совершенствования и  перспективы развития РЦБ в России

3.1 История развития ценных бумаг РФ

 

История зарождения рынка ценных бумаг в России связана с появлением и затем распространением векселей в торговле с европейцами. Однако, если в Европе вексель широко использовался в 12-14 вв., то в нашей стране его распространение началось лишь в конце 17 в. - начале 18 в. Европейцы не желали торговать с русскими купцами в кредит, а также принимать у них товар на комиссию, для транспортировки, вступать с ними в совместные компании.

По мере увеличения регулярных контактов с иностранными торговцами переводные векселя стали чаще применяться  русскими купцами, которые вели торговлю с Западом, что способствовало развитию вексельного обращения внутри России. Наряду с этим, определенные предпосылки  для использования вексельных отношений  в торговле создавали отсутствие в обращении бумажных денег и плохие пути сообщения. К векселям стали прибегать не только частные лица, но и правительственные органы. Еще при Петре I для того чтобы избежать перевозки денег, предназначенных на содержание армии, стали использоваться так называемые «купеческие векселя». Преимущества перевода денег при посредстве векселей были столь ощутимыми, что правительство нашло возможным уже к 1729 г. разработать и 16 мая принять первый специальный «Устав вексельный», призванный регулировать отношения между частными лицами и государственными органами.

Среди инструментов рынка капиталов первыми появились государственные облигации. Из-за дефицита капитала царское правительство вынуждено было прибегать в основном к денежной эмиссии и отчасти обращаться к иностранным банкирам, сложность получения средств от которых в то время была обусловлена неустойчивым международным политическим положением в 18в., вследствие постоянно происходивших в Европе военных действий. Попытка российского государства осуществить в 1810 г. первый шестипроцентный облигационный заём на внутреннем рынке провалилась. Всего было размещено немногим более 3% от объема выпуска внутреннего облигационного займа, что было связано с отсутствием в стране должного объема свободных денежных средств, а также предпочтениями имущей части населения хранить деньги во вкладах в казенных банках под 5% годовых.

Война 1812 г., повлекшая значительные денежные расходы, потребовала от правительства  Российской империи произвести крупные  эмиссии ассигнаций для финансирования военных расходов. В этот период предпринимаются усилия по размещению выпуска краткосрочных облигаций  Государственного казначейства сроком на один год под 6% годовых на сумму 10 млн руб. Впоследствии в 1818 г. посредством выпуска долгосрочных и бессрочных облигаций Минфином реализуется план по изъятию ранее выпущенных ассигнаций, однако размещение облигаций на внутреннем рынке не обеспечивало привлечения финансовых ресурсов, достаточных для покрытия ежегодных бюджетных дефицитов. В этих условиях правительство вынуждено было продолжать покрывать дефицит бюджета выпуском ассигнаций, средствами казенных банков, а также обращаться к внешним займам. Тем не менее, общей тенденцией, начиная с первой половины 19в., стало постепенное увеличение доли государственного долга в форме процентных ценных бумаг (облигаций): к концу Екатерининской эпохи - до 19,3%, правления Александра 1 - 55%, Николаевской эпохи - 70,3%.

Информация о работе Программы совершенствования и перспективы развития РЦБ в России