Промышленная политика и ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

В данное время Узбекистан не является страной-участницей ВТО, сохраняя позицию наблюдателя. Так как в ВТО имеется ряд норм и правил, они, несомненно, создадут для нашей экономики принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызовет в стране неоднозначную реакцию.
Поэтому требуется развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка Узбекистана к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов узбекского бизнеса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Промышленная политика 3
1.1 Сущность промышленной политики, её инструменты 3
1.2 Модели промышленной политики 16
ГЛАВА 2. ВТО (Всемирная Торговая Организация) 24
2.1 Задачи и практические принципы работы вто 26
2.2 Организационная структура ВТО 29
2.3 Противоречия между странами-членами вто 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список литературы: 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_ промышленная политика и ВТО.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Начиная с 1991 года, получив независимость, наша страна в очередной раз круто развернувшись в истории своего развития на 180 градусов, взяла курс на рыночные преобразования, провозгласив главным приоритетом построение “цивилизованного” рынка. Однако при этом мы столкнулись со структурными перекосами, доставшимися нам от бывшей командной экономики:

    • Финансовые ограничения;
    • Низкий внутренний платёжеспособный спрос;
    • Неразвитость инфраструктуры товарных рынков;
    • Слабое развитие рыночных институтов;
    • Слабая инвестиционная и инновационная активность;
    • Износ производственной базы;
    • Проблема трудовых ресурсов;
    • Ценовые ограничения и диспропорции;
    • Внешнеэкономические проблемы.

      Взяв  за основу опыт западных стран (несмотря на то, что рыночная экономика –  свободная экономика, государство порой обязано регулировать ту или иную сферу экономической деятельности), мы выяснили, что государству необходимо взять под свою опеку не только нормотворчество, но и определение, прогнозирование и реализацию механизмов развития и совершенствования структуры общественного производства, разработать совокупность мероприятий долговременного характера, направленных на стратегическое регулирование экономических процессов для развития приоритетных отраслей.

      Именно  на решение этих задач и направлен такой инструмент государственного воздействия на экономику, как промышленная политика, о которой и пойдёт речь в данной работе.

      Помимо  промышленной политики в своей курсовой я затрону вопрос о такой организации, как ВТО. ВТО – это, во-первых, широкая политика по либерализации торговли, а во-вторых, сложнейшая система правил и регламентов отношений продавцов и покупателей.

       В данное время Узбекистан не является страной-участницей ВТО, сохраняя позицию наблюдателя. Так как в ВТО имеется ряд норм и правил, они, несомненно, создадут для нашей экономики принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызовет в стране неоднозначную реакцию.

       Поэтому требуется развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка Узбекистана к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов узбекского бизнеса.

 

ГЛАВА 1. Промышленная политика

    1. Сущность промышленной политики, её инструменты

      Промышленная  политика – явление в экономики  сколь знаковое, столь неопределенное, неоднозначно трактуемое.

      Кажется, любой хоть сколько-нибудь разбирающийся  в экономической теории человек знает или предполагает о возможном значении промышленной политики как инструменте рационального воздействия государства на экономические отношения в стране и с зарубежными партнерами, однако попроси их дать определение промышленной политики – и мы получим огромный разброс мнений, терминов и подходов. И все они будут сколь верны, столь и не полны, не универсальны.

      Так что же такое промышленная политика?

      Промышленная политика представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности и формирования её современной структуры, способствующей достижению этих целей.

      Промышленная  политика осуществляется в общем  русле государственной экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства.

      Цели  и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства.

      Промышленная  политика должна решать следующие основные проблемы1:

1) реформы  в области нормотворчества и развития законодательства (включая проблемы либерализации, дерегулирования; социальное, трудовое и промышленное законодательство; финансовый инжиниринг, приватизацию);

2) политика  в конкретных промышленных секторах (промышленная перестройка, закрытие и конверсия оборонных отраслей промышленности, поддержка мелких и средних предприятий, поддержка высокоприоритетных отраслей);

3) занятость  и производительность;

4) инвестиции  в материальные активы (промышленность, транспортная инфраструктура, связь);

5) инвестиции  в нематериальные активы (промышленные  исследования и разработки, передача  технологии; подготовка кадров, в  том числе управленческих; повышение качества, экологически чистые технологии; развитие стандартизации и статистики);

6) политика в области конкурентоспособности и конкуренции (мероприятия на внутреннем рынке; развитие экспорта и либерализация торговли);

7) международные  инвестиции;

8) экологическая  политика, промышленная экология;

9) промышленные  аспекты энергетической политики;

10) политика регионального развития;

11) промышленное  сотрудничество между развитыми  странами и странами, находящимися  на переходном этапе;

12) специфические  аспекты промышленного развития  стран, находящихся на переходном этапе. 

Развитие  международного разделения труда привело к определённой специализации стран на мировых рынках в зависимости от степени конкурентоспособности той или иной отрасли. Так в США наиболее конкурентоспособными отраслями считаются авиационная, аэрокосмическая, уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство компьютеров и разработка информационных технологий. В Японии к конкурентоспособным отраслям относятся электронная и электротехническая, автомобильная, судостроение, станко- и роботостроение. Китай создал конкурентоспособные отрасли по производству дешёвой массовой продукции – одежда, обувь. 

В самом  общем виде страновую конкурентоспособность  можно определить, как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных её граждан. 

Для анализа  и измерения уровня страновой  конкурентоспособности разрабатываются многие методики и показатели, однако на данный момент наиболее адекватным отражением конкурентоспособности страны среди прочих является показатель конкурентоспособности, разработанный международной организацией Мировой экономический форум в 1986 году. Этот показатель используется при анализе промышленно развитых стран, новых индустриальных стран и стран с переходной экономикой. 

При расчёте  данного показателя используются многофакторные векторные модели, учитывающие 381 показатель, которые сгруппированы в 8 агрегированных факторов: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, кредитно-финансовая система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы. Кроме того, объективные показатели по каждой стране при составлении рейтинга (а это около 70% всех показателей) дополняются субъективными факторами – экспертными оценками аналитиков, опросом мнения руководителей крупных корпораций и ведущих экономических экспертов. 

Поэтому в ближайшие годы для повышения  конкурентоспособности отечественной продукции необходимо подготовить и реализовать технологический рывок в конкурентоспособных отраслях, а также создать для отечественных товаропроизводителей равные с их иностранными конкурентами условия на внутреннем рынке (т.е. оптимизировать налоговую политику, учёт себестоимости производимой продукции, разработать и внедрить протекционистские меры). 

На данный момент в числе конкурентных преимуществ  Узбекистана на мировом рынке пока ещё остаются:

  • богатые природные ресурсы и развитая минерально-сырьевая база;
  • относительно дешёвая рабочая сила;
  • наличие научно-технического потенциала;
  • наличие мощностей по производству массовой, относительно дешёвой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке и рынках ряда развивающихся стран.

      Наиболее  слабыми местами отечественной  промышленности являются:

  • общее достаточно серьёзное технологическое отставание от мирового уровня;
  • несоответствие структуры промышленного производства параметрам, характерным для экономик развитых индустриальных стран;
  • отсутствие соответствующей инфраструктуры и навыков сбыта продукции и её обслуживания;
  • низкий уровень управления и организации, особенно в управлении финансовыми ресурсами.

Ещё одной  нелицеприятной особенностью узбекского производства является тот факт, что в основе своей сырьевом характере экспорта, мы импортируем капиталоёмкие продукты и зачастую именно для производства этого самого сырья. Об этом говорит высокая доля расходов на покупку импортного оборудования в себестоимости отечественных экспортируемых товаров. В такой ситуации экспорт становится заложником импортных поставок. Кроме того, развитие экспортоориентированных сырьевых отраслей полностью зависит от мировой конъюнктуры в области цен на сырьевые товары, и связывать общий экономический подъём страны с ростом рентабельности экспортоориентированных сырьевых отраслей было бы не очень разумно, так как мы отдаём наш потенциальный экономический рост на откуп экзогенным факторам, что не приемлемо для развития экономики Узбекистана, как в прочем и любой другой страны.

      Итак, познакомившись с “фасадом” промышленной политики, проникнем на её “кухню” и рассмотрим методы и инструменты реализации промышленной политики.

Бюджетная политика

      Бюджетная политика является одним из основных инструментов как промышленной политики, так и экономической политики государства в целом.

      Эффективность бюджетной политики оценивается  по результативности деятельности органов исполнительной власти в отношении основных направлений бюджетной политики: сбора бюджетных доходов и налоговых доходов в частности; выполнения бюджетных обязательств; управления бюджетным дефицитом и государственным долгом. Ясно, что состояние государственных финансов оказывает определяющее воздействие на реальную экономику как в части выполнения бюджетных обязательств, так и в качестве стимулятора повышения инвестиционной активности и переориентации финансовых потоков со спекулятивных финансовых рынков в сферу материального производства.

      Бюджетная политика определяет и регулирует доходную и расходную части государственного федерального бюджета. Доходная часть составляется на основе таких статей как налоговые поступления, неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов. Инструменты бюджетной политики в части расходов бюджета следующие: финансирование сферы материального производства, науки, социально-культурной сферы, финансирование ВЭД государства (госкредиты, уплата процентов и обслуживание внешнего долга, оказание безвозмездной помощи участникам ВЭД, внешняя торговля государственных предприятий), централизованное финансирование общественных потребностей (оборона, госуправление, содержание правоохранительных органов), создание резервных федеральных денежных фондов, обслуживание государственного внутреннего долга, инвестирование в развитие производственной базы, “точек экономического роста”, дотации, субсидии, субвенции, финансирование приоритетных производственных и социально-экономических мероприятий.

Налоговая политика

      Налоги  – основная статья доходной части  бюджета.

      Однако  их функция не ограничивается только фискальным характером. Для эффективной реализации промышленной политики необходимо также учитывать стимулирующую и распределительную функции налогов. Поскольку сбор налогов только в целях увеличения доходов бюджета экономически неправилен – необходимо, устанавливая различные ставки налогов, порядок их взимания и льготы по ним, учитывать также их влияние на развитие приоритетных отраслей, поддержку неконкурентоспособных, но социально-значимых отраслей.

Информация о работе Промышленная политика и ВТО