Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:05, курсовая работа
В данное время Узбекистан не является страной-участницей ВТО, сохраняя позицию наблюдателя. Так как в ВТО имеется ряд норм и правил, они, несомненно, создадут для нашей экономики принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызовет в стране неоднозначную реакцию.
Поэтому требуется развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка Узбекистана к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов узбекского бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Промышленная политика 3
1.1 Сущность промышленной политики, её инструменты 3
1.2 Модели промышленной политики 16
ГЛАВА 2. ВТО (Всемирная Торговая Организация) 24
2.1 Задачи и практические принципы работы вто 26
2.2 Организационная структура ВТО 29
2.3 Противоречия между странами-членами вто 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список литературы: 38
Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.
Обязательства
по соблюдению правил свободной торговли,
принятые на себя всеми членами ВТО, составляют
систему «многосторонней торговли». Большинство
государств планеты, включая все основные
страны-импортеры и страны-экспортеры,
являются членами этой системы. Однако
ряд государств в нее не входит, поэтому
систему называют «многосторонней» (а
не «всемирной»). В перспективе, по мере
расширения числа участников ВТО, система
«многосторонней торговли» должна превратиться
в подлинно «всемирную торговлю».
Основные функции ВТО:
– контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
– создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;
– урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
– контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
– оказание помощи развивающимся странам;
– сотрудничество
с другими международными организациями.
Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются большим количеством стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают дебаты и споры. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании. Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.
Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности. Именно с этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли».
Члены
ВТО берут на себя обязательство
не предпринимать в одностороннем
порядке действий против возможных нарушений
правил торговли. Более того, они обязуются
разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней
системы урегулирования споров и подчиняться
ее правилам и решениям. Решения по спорным
вопросам принимаются всеми государствами-участниками
обычно методом консенсуса, что является
дополнительным стимулом к укреплению
согласия в рядах ВТО.
Некоторые правила при вступлении в ВТО:
Существуют и некоторые другие правила, касающиеся торговли товарами. Наиболее важным из них является соглашение о субсидиях и компенсационных мерах (регулирует субсидии промышленности).
Субсидии делятся на запрещенные (красные) и разрешенные. Разрешенные субсидии делятся на субсидии, дающие основания для судебного преследования (желтые), и на субсидии, не дающие такого основания (зеленые).
Отдельно существует соглашение по сельскому хозяйству. В отличие от промышленности, для сельского хозяйства нет запрещённых (красных) субсидий, соглашением предусмотрено лишь сокращение субсидий, относящихся к разряду жёлтых. Разрешёнными субсидиями являются те, которые не создают перекосов для торговли и не выражаются в ценовой поддержке производителя. К таким субсидиям относятся расходы государства на сельскохозяйственные исследования, проверку продукции, маркетинг, страхование, охрану окружающей среды. Соглашение предусматривает установление максимального порога для общего объема поддержки национальных производителей.
Очень интересное соглашение о мерах по привлечению инвестиций. Так, например, запрещается требовать от предприятия использования продуктов и материалов произведённых внутри страны.
Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня.
Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.
Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет
по торговле товарами, в свою очередь,
руководит деятельностью
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет Генеральный Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
Хотя
устав ВТО декларирует
Развивающиеся
страны обладают дешевой, но не слишком
квалифицированной рабочей силой. Поэтому
государства «третьего мира» могут импортировать
в основном традиционные товары – прежде
всего, ткани и одежду, сельскохозяйственную
продукцию. Развитые страны, защищая свою
текстильную промышленность и агробизнес,
ограничивают импорт из развивающихся
стран, налагая на импортные товары высокие
таможенные пошлины. Свои протекционистские
меры они обычно обосновывают тем, будто
развивающиеся страны применяют политику
демпинга. В свою очередь, развитые страны
лидируют на рынках высокотехнологичных
товаров, и теперь уже развивающиеся страны
используют против них меры протекционистской
защиты.
Таким
образом, к протекционистской защите
прибегают в той или иной степени
практически все страны. Поэтому взаимное
снижение протекционистских барьеров
становится довольно трудным процессом.
Либерализация
мировой торговли затрудняется также
тем, что развитые и развивающиеся
страны сильно различаются по экономической
силе. Поэтому страны «бедного Юга»
постоянно (и не без оснований) подозревают
страны «богатого Севера» в том, что те
хотят навязать им такую систему мирохозяйственных
отношений, которая более выгодна развитым,
чем развивающимся странам. В свою очередь,
развитые страны справедливо отмечают,
что многие государства откровенно спекулируют
на своей слаборазвитости, стремясь вместо
осуществления экономической модернизации
выпрашивать уступки и льготы в международных
торговых отношениях.
Асимметричность
взаимоотношений развитых и развивающихся
стран наиболее четко прослеживается
в вопросе о защите интеллектуальных прав
собственности. Речь идет, прежде всего,
о борьбе с подделкой – главным образом
в странах «третьего мира» – торговых
марок известных фирм развитых стран.
Естественно, что в этой борьбе страны
«богатого Севера» заинтересованы гораздо
сильнее, чем государства «бедного Юга».
Либерализация
мировой торговли все же объективно
выгодна как развитым, так и развивающимся
странам. Известно, например, что вступление
развивающихся стран в ВТО резко повышает
приток в них иностранных инвестиций.
Поэтому страны-члены ВТО ищут и находят
компромиссные решения трудных проблем.
Стратегией
развития ВТО стало постепенное
привлечение в нее все новых
и новых стран, но при этом чем
менее развитой является экономика страны,
тем более длительный период предоставляется
ей для полной реализации принципов свободной
торговли.
Льготы
для новых стран-участниц хорошо
заметны, прежде всего, в уровне тарифов
на импортные товары. Если сравнить
средний уровень тарифов стран-членов
ВТО (табл. 1) с теми условиями, на которых
в ВТО входили некоторые страны (табл.
2), то заметно привилегированное положение
новых членов. Им часто разрешают применять
более высокие импортные тарифы, чем в
среднем в ВТО; к тому же и эти тарифы они
вводят после многолетнего переходного
периода. Таким образом, новые участники
ВТО могут сразу получать выгоды от снижения
пошлин на экспорт своих товаров за рубеж,
а трудности от снижения протекционистской
защиты ослабляются.