Таблица
1. СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЕ
ВЕЛИЧИНЫ СТАВОК ДЕЙСТВУЮЩЕГО
ИМПОРТНОГО ТАРИФА СТРАН-ЧЛЕНОВ
ВТО2 |
Типы
товаров |
Тариф,
действующий в
январе 2001, % |
Сельскохозяйственные
товары |
14,70 |
Промышленные
товары |
9,73 |
|
Борясь
против ограничений, вводимых в развитых
странах на импорт из «третьего мира»,
развивающиеся страны прибегают к арбитражу
ВТО и добиваются отмены «антидемпинговых»
мер. Так, в первые годы 21 в. Индия обратилась
в ВТО с протестом против США и ЕС, которые
вводили ограничения на импорт изготовленных
в Индии тканей и одежды; после длительных
разбирательств ВТО обязал ответчиков
отменить протекционистские меры. Впрочем,
подобного рода конфликты часто возникают
не только между развитыми и развивающимися,
но и между разными развивающимися странами.
Например, во второй половине 2001 Индия
инициировала в ВТО 51 антидемпинговое
разбирательство, из них 9 в адрес Китая,
7 – Сингапура, 3 – Таиланда.
Таблица
2.ТРЕБОВАНИЯ ПО ИМПОРТНЫМ
ТАРИФАМ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ
ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ К
ВТО СТРАН |
Страна |
Год
вступления в ВТО |
Тарифы
по сельскохозяйственным
товарам |
Тарифы
по другим товарам |
Эквадор |
1996 |
25,8%, переходный
период 5 лет, применение специальных
защитных мер по некоторым
товарам |
20,1% |
Панама |
1997 |
26,1%, переходный
период до 14 лет, применение специальных
защитных мер по некоторым товарам |
11,5%, переходный
период до 14 лет |
Латвия |
1999 |
33,6%; переходный
период 9 лет |
9,3%, переходный
период 9 лет |
Эстония |
1999 |
17,7%, переходный
период 5 лет |
6,6%, переходный
период 6 лет |
Иордания |
2000 |
25%, переходный
период 10 лет |
25%, переходный
период 10 лет |
Оман |
2000 |
30,5%, переходный
период 4 года |
11%, переходный
период 4 года |
Литва |
2001 |
в основном от 15
до 35% (максимально 50%), переходный период
8 лет |
в основном от 10
до 20% (максимально 30%), переходный период
4 года |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ:
10
преимуществ членства
в ВТО3:
- ВТО способствует
миру
- Экономические
споры государств решаются конструктивно
- Общие правила
мировой торговли облегчают жизнь всем
- Свободная
торговля повышает уровень жизни
- Дает больший
выбор продуктов и услуг
- Свободная
Торговля повышает доход людей
- Свободная
Торговля стимулирует экономический рост
- Основные
принципы ВТО делают экономическую систему
более эффективной
- Страны участницы
более защищены от лоббирования
- Система
ВТО делает государства лучше (свобода
в торговле как правило приводит к свободе
в других сферах нашей жизни, пример Китай)
10
заблуждений о ВТО4:
- ВТО диктует
государствам что делать? - Наоборот, государства-члены
ВТО определяет его политику.
- ВТО за свободную
торговлю любой ценой? - Это правда что
ВТО пропагандирует низкие таможенные
и иные барьеры препятствующие торговле,
но какими низкими они будут решать прежде
всего государствам.
- Коммерческий
интерес превалирует над интересами развития?
- Одним из основных принципов ВТО это
устойчивое развитие. Хотя и "несправедливое"
отношение к развивающимся странам является
бурно обсуждаемой темой, но не стоит забывать,
что в соглашениях очень много положений
защищающих право слаборазвитых и развивающихся
стран.
- Коммерческий
интерес превалирует над интересами окружающей
среды? - Преамбула Марракешского соглашения,
заложившее основу создания ВТО, определяет
одну из целей, оптимальное использование
натуральных ресурсов, устойчивое развитие,
и защита окружающей среды.
- Коммерческий
интерес превалирует над интересами охраны
здоровья и безопасности? - Специальное
исключение (ГАТТ статья 20) позволяет государствам
участникам отходить от правил ВТО для
защиты здоровья нации и безопасности
страны
- ВТО уничтожает
рабочие места и расширяет пропасть между
бедными и богатыми? - Наоборот, торговля
является стимулом для создания дополнительных
рабочих мест и по статистике сокращает
бедность. В любом случае политика протекционизма
не может быть альтернативой этому.
- Маленькие
страны беспомощны в ВТО? - Но малые страны
были бы еще слабее без ВТО. Из-за системы
консенсуса при голосовании у маленьких
стран есть возможность влияние при переговорах.
- ВТО как инструмент
лоббирования чьих-то интересов? - Наоборот
ВТО дает возможность государствам избавиться
от мощного влияния лобби групп, так решения
принимаются всеми государствами на раундах
переговоров.
- Слабые страны
принуждаются к вступлению в ВТО? - Многие
страны осознают, что лучше быть в ВТО,
чем вне этой организации. Поэтому и маленькие
и крупные торговые государства решают
вступать в эту организацию. Вне зависимости
от размера и влияния страны-члены пользуются
универсальными преференциями в торговле
(хотя и преференции в региональных группировках
стран членов ВТО могут быть еще лучше).
- ВТО не демократичная
структура? - ВТО более демократичная,
чем большинство стран, где мнение большинства
превалирует над мнением меньшинства.
В ВТО из-за системы консенсуса (единогласности)
при голосовании учитывается КАЖДЫЙ голос
участника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в
ходе данной работы удалось выяснить
следующее:
- Сложность
переходного периода и возникшие макроэкономические
проблемы, ориентировавшие нас на текущее
принятие решений, а также утяжеленная
экономика СССР, доставшаяся нам к началу
реформ, привели к тому, что существующие
уже на то время долгосрочные структурные
проблемы, негативно влияющие на ход экономических
реформ и снижающие их эффективность,
не только не были решены, но и ещё больше
усугубились, продолжая с успехом деформировать
отечественную экономику. Проанализировав
рассмотренные нами проблемы, напомню
их – это финансовые ограничения, низкий
платёжеспособный спрос на внутреннем
рынке, неразвитость инфраструктуры и
институтов, слабая инвестиционная активность,
значительный износ производственной
базы, проблемы трудовых ресурсов, ценовые
ограничения и сложившиеся диспропорции,
внешнеэкономические проблемы, можно
сделать вывод, что в их основе лежат три
общесистемные проблемы, переведшие к
существующему перекосу в отечественной
промышленности, – правовая и институциональная
неотрегулированность узбекской хозяйственной
системы; нехватка денежных средств, способных
обеспечить эффективное функционирование
национальной экономики; отсутствие чёткой
системы приоритетов экономического развития
и эффективных мер сглаживания структурных
и естественно-сложившихся перекосов
со стороны государства.
Для этого
разрабатывается курс промышленной
политики, в арсенале которой имеется
ряд инструментов, позволяющих регулировать
процессы и течение экономики в целом
(бюджетная, налоговая и другие политики).
При этом существуют различные модели
промышленной политики (экспортоориентированная,
импортозамещения и инновационная), каждая
из которых хороша по-своему. Промышленная
политика всегда предполагает перераспределение
ресурсов из одних отраслей экономики
в другие, и в целом должна быть направлена
на совершенствование экономики, повышение
страновой конкурентоспособности, на
улучшение экономической ситуации в стране.
- Узбекистан
пока что не готов к вступлению
в ВТО. В основном нам необходимо повысить
конкурентоспособность отечественных
товаров и пересмотреть тарифную политику.
На мой
взгляд, на данный момент Узбекистану
не имеет смысла вступать в ВТО: все
имеющиеся льготы по импорту товаров,
произведенных на территории стран СНГ
уже есть. Вступив в ВТО, не стоит рассчитывать
на низкие цены западных товаров (они будут
низкими относительно их заработной платы,
а не нашей). Тем более, после вступления
в эту организацию может последовать банкротство
ряда отраслей, таких как автопромышленность,
текстильная и т.д.
Список
литературы:
- Конституция
РУЗ – Т.: Узбекистан, 2009
- Конституция
РУз – Т.: Узбекистан, 2003
- Каримов И.А.,
Мировой финансово-экономический кризис,
пути и меры по его преодолению в условиях
Узбекистана – Т.: Узбекистан, 2009
- Абдурахманов
К.Х., Швецов В.Д., Додобоев Ю.Т., Экономика
предприятия и отрасли промышленности.
Курс лекций – Т., 2002
- Максимова
М. Вступление в ВТО: выиграем или проиграем?
– Человек и труд. 2002, № 4 Дюмулен И.И. Всемирная
торговая организация. М., ЗАО Издательство
«Экономика», 2002, 2003
- Кондратенко
Н. Особенности национальной экономики
// Экономика и жизнь. 2000г. №11. С. 2-3
- Журнал «Экономическое
обозрение». 2009 г. №1 с. 8-23
- Концепция
промышленной политики с экспортной ориентацией
на период до 2005года. – 1999г.
- Липсиц И.,
Нещадин А. Промышленная политика: выбор
будущего // Экономика и жизнь. 2000г. №7.
С. 2-3.
- Панова М.,
Рачков Б. Цифры и факты // Экономика и жизнь.
2000г. №11. С. 3.
- Концепция
промышленной политики. – 1996г.
- Гохберг
А. Инновации за свой счёт // Экономика
и жизнь. 2000г. №3. С. 23.
- WTO website (Официальный
сайт ВТО) – http://www.wto.org/
- Всемирная
Торговая организация: будущее успешной
торговли начинается сегодня – http://www.aris.ru/VTO/VTO_BOOK