Промышленная политика и ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

В данное время Узбекистан не является страной-участницей ВТО, сохраняя позицию наблюдателя. Так как в ВТО имеется ряд норм и правил, они, несомненно, создадут для нашей экономики принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызовет в стране неоднозначную реакцию.
Поэтому требуется развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка Узбекистана к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов узбекского бизнеса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Промышленная политика 3
1.1 Сущность промышленной политики, её инструменты 3
1.2 Модели промышленной политики 16
ГЛАВА 2. ВТО (Всемирная Торговая Организация) 24
2.1 Задачи и практические принципы работы вто 26
2.2 Организационная структура ВТО 29
2.3 Противоречия между странами-членами вто 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список литературы: 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_ промышленная политика и ВТО.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)
Таблица 1. СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ СТАВОК ДЕЙСТВУЮЩЕГО ИМПОРТНОГО ТАРИФА СТРАН-ЧЛЕНОВ ВТО2
Типы  товаров Тариф, действующий в  январе 2001, %
Сельскохозяйственные  товары 14,70
Промышленные  товары 9,73

Борясь  против ограничений, вводимых в развитых странах на импорт из «третьего мира», развивающиеся страны прибегают к арбитражу ВТО и добиваются отмены «антидемпинговых» мер. Так, в первые годы 21 в. Индия обратилась в ВТО с протестом против США и ЕС, которые вводили ограничения на импорт изготовленных в Индии тканей и одежды; после длительных разбирательств ВТО обязал ответчиков отменить протекционистские меры. Впрочем, подобного рода конфликты часто возникают не только между развитыми и развивающимися, но и между разными развивающимися странами. Например, во второй половине 2001 Индия инициировала в ВТО 51 антидемпинговое разбирательство, из них 9 в адрес Китая, 7 – Сингапура, 3 – Таиланда.

Таблица 2.ТРЕБОВАНИЯ ПО ИМПОРТНЫМ  ТАРИФАМ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ К ВТО СТРАН
Страна Год вступления в ВТО Тарифы  по сельскохозяйственным товарам Тарифы  по другим товарам
Эквадор 1996 25,8%, переходный  период 5 лет, применение специальных  защитных мер по некоторым  товарам 20,1%
Панама 1997 26,1%, переходный  период до 14 лет, применение специальных защитных мер по некоторым товарам 11,5%, переходный  период до 14 лет
Латвия 1999 33,6%; переходный  период 9 лет 9,3%, переходный  период 9 лет
Эстония 1999 17,7%, переходный  период 5 лет 6,6%, переходный  период 6 лет
Иордания 2000 25%, переходный  период 10 лет 25%, переходный период 10 лет
Оман 2000 30,5%, переходный  период 4 года 11%, переходный  период 4 года
Литва 2001 в основном от 15 до 35% (максимально 50%), переходный период 8 лет в основном от 10 до 20% (максимально 30%), переходный период 4 года

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

10 преимуществ членства в ВТО3:

    1. ВТО способствует миру
    2. Экономические споры государств решаются конструктивно
    3. Общие правила мировой торговли облегчают жизнь всем
    4. Свободная торговля повышает уровень жизни
    5. Дает больший выбор продуктов и услуг
    6. Свободная Торговля повышает доход людей
    7. Свободная Торговля стимулирует экономический рост
    8. Основные принципы ВТО делают экономическую систему более эффективной
    9. Страны участницы более защищены от лоббирования
    10. Система ВТО делает государства лучше (свобода в торговле как правило приводит к свободе в других сферах нашей жизни, пример Китай)
 

10 заблуждений о ВТО4:

  1. ВТО диктует государствам что делать? - Наоборот, государства-члены ВТО определяет его политику.
  2. ВТО за свободную торговлю любой ценой? - Это правда что ВТО пропагандирует низкие таможенные и иные барьеры препятствующие торговле, но какими низкими они будут решать прежде всего государствам.
  3. Коммерческий интерес превалирует над интересами развития? - Одним из основных принципов ВТО это устойчивое развитие. Хотя и "несправедливое" отношение к развивающимся странам является бурно обсуждаемой темой, но не стоит забывать, что в соглашениях очень много положений защищающих право слаборазвитых и развивающихся стран.
  4. Коммерческий интерес превалирует над интересами окружающей среды? - Преамбула Марракешского соглашения, заложившее основу создания ВТО, определяет одну из целей, оптимальное использование натуральных ресурсов, устойчивое развитие, и защита окружающей среды.
  5. Коммерческий интерес превалирует над интересами охраны здоровья и безопасности? - Специальное исключение (ГАТТ статья 20) позволяет государствам участникам отходить от правил ВТО для защиты здоровья нации и безопасности страны
  6. ВТО уничтожает рабочие места и расширяет пропасть между бедными и богатыми? - Наоборот, торговля является стимулом для создания дополнительных рабочих мест и по статистике сокращает бедность. В любом случае политика протекционизма не может быть альтернативой этому.
  7. Маленькие страны беспомощны в ВТО? - Но малые страны были бы еще слабее без ВТО. Из-за системы консенсуса при голосовании у маленьких стран есть возможность влияние при переговорах.
  8. ВТО как инструмент лоббирования чьих-то интересов? - Наоборот ВТО дает возможность государствам избавиться от мощного влияния лобби групп, так решения принимаются всеми государствами на раундах переговоров.
  9. Слабые страны принуждаются к вступлению в ВТО? - Многие страны осознают, что лучше быть в ВТО, чем вне этой организации. Поэтому и маленькие и крупные торговые государства решают вступать в эту организацию. Вне зависимости от размера и влияния страны-члены пользуются универсальными преференциями в торговле (хотя и преференции в региональных группировках стран членов ВТО могут быть еще лучше).
  10. ВТО не демократичная структура? - ВТО более демократичная, чем большинство стран, где мнение большинства превалирует над мнением меньшинства. В ВТО из-за системы консенсуса (единогласности) при голосовании учитывается КАЖДЫЙ голос участника.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в  ходе данной работы удалось выяснить следующее:

  1. Сложность переходного периода и возникшие макроэкономические проблемы, ориентировавшие нас на текущее принятие решений, а также утяжеленная экономика СССР, доставшаяся нам к началу реформ, привели к тому, что существующие уже на то время долгосрочные структурные проблемы, негативно влияющие на ход экономических реформ и снижающие их эффективность, не только не были решены, но и ещё больше усугубились, продолжая с успехом деформировать отечественную экономику. Проанализировав рассмотренные нами проблемы, напомню их – это финансовые ограничения, низкий платёжеспособный спрос на внутреннем рынке, неразвитость инфраструктуры и институтов, слабая инвестиционная активность, значительный износ производственной базы, проблемы трудовых ресурсов, ценовые ограничения и сложившиеся диспропорции, внешнеэкономические проблемы, можно сделать вывод, что в их основе лежат три общесистемные проблемы, переведшие к существующему перекосу в отечественной промышленности, – правовая и институциональная неотрегулированность узбекской хозяйственной системы; нехватка денежных средств, способных обеспечить эффективное функционирование национальной экономики; отсутствие чёткой системы приоритетов экономического развития и эффективных мер сглаживания структурных и естественно-сложившихся перекосов со стороны государства.

Для этого  разрабатывается курс промышленной политики, в арсенале которой имеется ряд инструментов, позволяющих регулировать процессы и течение экономики в целом (бюджетная, налоговая и другие политики). При этом существуют различные модели промышленной политики (экспортоориентированная, импортозамещения и инновационная), каждая из которых хороша по-своему. Промышленная политика всегда предполагает перераспределение ресурсов из одних отраслей экономики в другие, и в целом должна быть направлена на совершенствование экономики, повышение страновой конкурентоспособности, на улучшение экономической ситуации в стране.

  1. Узбекистан пока что не готов к вступлению в ВТО. В основном нам необходимо повысить конкурентоспособность отечественных товаров и пересмотреть тарифную политику.

На мой  взгляд, на данный момент Узбекистану  не имеет смысла вступать в ВТО: все имеющиеся льготы по импорту товаров, произведенных на территории стран СНГ уже есть. Вступив в ВТО, не стоит рассчитывать на низкие цены западных товаров (они будут низкими относительно их заработной платы, а не нашей). Тем более, после вступления в эту организацию может последовать банкротство ряда отраслей, таких как автопромышленность, текстильная и т.д.

 

Список  литературы:

  1. Конституция РУЗ – Т.: Узбекистан, 2009
  2. Конституция РУз – Т.: Узбекистан, 2003
  3. Каримов И.А., Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана – Т.: Узбекистан, 2009
  4. Абдурахманов К.Х., Швецов В.Д., Додобоев Ю.Т., Экономика предприятия и отрасли промышленности. Курс лекций – Т., 2002
  5. Максимова М. Вступление в ВТО: выиграем или проиграем? – Человек и труд. 2002, № 4 Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М., ЗАО Издательство «Экономика», 2002, 2003
  6. Кондратенко Н. Особенности национальной экономики // Экономика и жизнь. 2000г. №11. С. 2-3
  7. Журнал «Экономическое обозрение». 2009 г. №1 с. 8-23
  8. Концепция промышленной политики с экспортной ориентацией на период до 2005года. – 1999г.
  9. Липсиц И., Нещадин А. Промышленная политика: выбор будущего // Экономика и жизнь. 2000г. №7. С. 2-3.
  10. Панова М., Рачков Б. Цифры и факты // Экономика и жизнь. 2000г. №11. С. 3.
  11. Концепция промышленной политики. – 1996г.
  12. Гохберг А. Инновации за свой счёт // Экономика и жизнь. 2000г. №3. С. 23.
  13. WTO website (Официальный сайт ВТО) – http://www.wto.org/
  14. Всемирная Торговая организация: будущее успешной торговли начинается сегодня – http://www.aris.ru/VTO/VTO_BOOK

Информация о работе Промышленная политика и ВТО