Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:05, курсовая работа
В данное время Узбекистан не является страной-участницей ВТО, сохраняя позицию наблюдателя. Так как в ВТО имеется ряд норм и правил, они, несомненно, создадут для нашей экономики принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызовет в стране неоднозначную реакцию.
Поэтому требуется развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка Узбекистана к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов узбекского бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Промышленная политика 3
1.1 Сущность промышленной политики, её инструменты 3
1.2 Модели промышленной политики 16
ГЛАВА 2. ВТО (Всемирная Торговая Организация) 24
2.1 Задачи и практические принципы работы вто 26
2.2 Организационная структура ВТО 29
2.3 Противоречия между странами-членами вто 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список литературы: 38
Кроме того, существуют негативные моменты и при ориентации страны на экспорт даже промышленного оборудования высокого передела, если в производстве данного оборудования высока доля импортных комплектующих, что ведёт к привязке цены экспортируемых машин и станков к стоимости их импортных деталей, а также к возможности внеэкономического влияния страны-импортёра на данные предприятия, отрасль и экономику страны в целом (пример: Мексика).
Сырьевой
экспорт, безусловно, вполне может стать
локомотивом и спонсором
Также здесь стоит отметить, что страны, применявшие и применяющие экспортоориентированную промышленную политику, в основе своей представляют собой малые и более простые по сравнению с российской хозяйственные системы (исключением здесь можно назвать Китай, но он применяет экспортную стратегию по другим причинам, нежели остальные страны – при огромном количестве населения и преимущественно экстенсивных методах экономического роста, для дальнейшего развития Китаю необходим ежегодный темп прироста ВВП не менее 8%, что заставляет его при уже заполненном внутреннем рынке искать новые нишы за рубежом). У Сингапура или Таиланда нет такого внутреннего спроса как у России, а, следовательно, у них нет особых поводов для выбора импортозамещающей модели.
Модель импортозамещения
Модель
импортозамещения представляет собой
стратегию обеспечения
Импортозамещающая модель способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию машиностроительного производства, научного потенциала.
Негативными
сторонами импортозамещающей
Кроме того, поскольку целью данной модели является насыщение внутреннего рынка, при том, что производимая продукция неконкурентоспособна и не пользуется спросом на внешнем рынке, государство вынуждено реализовывать её (чтобы окупить понесённые затраты), ограничивая реализацию более качественной импортной продукции, что не идёт на пользу не национальному производству, ни потребителям.
Такая ситуация была характерна для экономики СССР, КНДР.
Таким образом, импортозамещающая промышленная политика имеет свои положительные качества (стабильная занятость, удовлетворение внутреннего спроса и т.п.), а в синтезе с позитивными качествами экспортоориентированной модели (международное сотрудничество, улучшение конкурентоспособности национальной промышленности, участие в международном разделении труда) может принести рост экономики в целом.
Инновационная модель
Инновационный процесс представляет собой процесс создания, развёртывания и исчерпания новейших технологий, производственно-экономического и социально-организационного потенциала нововведений. Таким образом, мы можем сказать, что инновации есть инвестиции финансовых средств в разработку и использование различного рода новшеств, а не только технических.
Инновационная деятельность включает в себя как все этапы научно-технической деятельности, так и производство, обеспечивающее освоение и внедрение инноваций, и деятельность, создающую условия для дальнейшего функционирования инноваций (т.е. посредническая деятельность). Взаимоотношения инновационного процесса с рыночной экономикой весьма противоречивы. С одной стороны, в рамках рыночных отношений проявляются такие стимулирующие инновационную деятельность критерии, как социальная активность, творческая инициатива, селекционная способность рынка обеспечивать отбор и выживание наиболее эффективных и адаптированных инноваций. С другой стороны, рыночные отношения не могут считаться совершенными для воздействия на инновационные процессы, поскольку в поведении хозяйствующих субъектов рынка преобладают краткосрочные, конъюнктурные решения, в то время как инновационная деятельность, как и инвестиционная, рассчитана на долгосрочный период; происходит игнорирование внепроизводственных факторов – экологии, социальной сферы и т.п.; в условиях конкурентной среды, несовершенной является системы движения информации, отсутствие информации о новшествах, а соблюдение данных условий необходимо для ведения инновационной деятельности, поскольку позволяет знакомиться с современными научными тенденциями, ведущимися исследованиями и разработками, обмениваться новшествами и “ноу-хау”. Поэтому, для эффективного функционирования инновационной деятельности, необходимо её государственное регулирование, для чего и предназначена инновационная модель промышленной политики.
В основе инновационной модели лежит процесс экономического развития страны, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, опирающийся на новейшие тенденции технологического и общественного развития с использованием высокотехнологичного и капиталоёмкого производства.
Инновационная
модель способствует поддержанию научно-
Недостатками инновационной модели можно считать необходимость расходования огромных денежных средств на развитие инновационной инфраструктуры и обновление производственного аппарата промышленности; неизбежно высокую роль государства в экономики страны, применяющего во многом не рыночные методы стимулирования инновационного развития производства; необходимость большого количества высококвалифицированных кадров, а, следовательно, возникает проблема их эффективной подготовки и переподготовки.
Успешные инновационные модели развития экономики применялись в таких странах как Япония, Южная Корея. Однако, как уже неоднократно упоминалось в данной работе, эти страны весьма малы, и им проще регулировать и контролировать свои рынки на предмет реализации инновационной модели. Отсюда можно сделать вывод, что успешность проведения инновационной модели, реши мы её использовать, будет во многом зависеть от поведения региональных властей. Кроме того, учитывая огромную капиталоёмкость данного процесса, разумным представляется проведение селективной промышленной политики на основе инновационного развития по отдельным конкурентоспособным отраслям, что будет способствовать, во-первых, быстрому развитию этих отраслей и закреплению их конкурентных преимуществ на мировом рынке, а, во-вторых, избавит от затратного и малоэффективного процесса развития тех отраслей, которые не могут в данный момент “состязаться” с идентичными отраслями других стран в рамках международного разделения труда (однако, это вовсе не значит, что их можно “забросить”: со временем могут возникнуть условия для возможности повышения их конкурентоспособности; также не стоит забывать и о социально-значимых отраслях, отсутствие которых может привести в угрозе экономической безопасности страны).
Всемирная Торговая Организация (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.
ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.
Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации.
В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота – в сущности, практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В 2003 таких стран насчитывалось 29, включая Узбекистан, РФ и некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан).
Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.
В настоящее
время считают, что мировая торговая
система должна соответствовать следующим
пяти принципам.
1). Отсутствие дискриминации в торговле.
Ни одно
государство не должно ущемлять какую-либо
другую страну, накладывая ограничения
на экспорт и импорт товаров. В идеале,
на внутреннем рынке любой страны не должно
быть никаких различий в условиях продажи
между иностранной продукцией и национальной.
2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.
Торговыми
барьерами называют факторы, снижающие
возможность проникновения зарубежных
товаров на внутренний рынок какой-либо
страны. К ним относятся, прежде всего,
таможенные пошлины и импортные квоты
(количественные ограничения на импорт).
На международную торговлю влияют также
административные препоны и политика
определения обменных курсов валют.
3). Стабильность
и предсказуемость условий
Иностранные
компании, инвесторы и правительства
должны быть уверены, что торговые условия
(тарифные и нетарифные барьеры) не будут
изменены внезапно и произвольно.
4). Стимулирование
соревновательности в
Для равноправной
конкуренции фирм разных стран надо
пресекать «несправедливые» приемы
конкурентной борьбы – такие как экспортные
субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам),
использование демпинговых (преднамеренно
заниженных) цен для захвата новых рынков
сбыта.
5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.
Этот
принцип отчасти противоречит предыдущим,
но он необходим для втягивания в мировое
хозяйство слаборазвитых стран периферии,
которые заведомо не могут на первых порах
конкурировать с развитыми странами на
равных. Поэтому считается «справедливым»
представление слаборазвитым странам
особых привилегий.
В целом
ВТО пропагандирует идеи фритредерства
(свободной торговли), борясь за устранение
протекционистских барьеров.
Практические принципы работы ВТО. В основе деятельности ВТО лежат три международных соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.