Пути повышения эффективности государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственный финансовый
контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления
контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью работы
является выявление путей совершенствования российской системы
государственного финансового контроля.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы
государственного финансового контроля, его виды, формы, методы и принципы.
Вторая глава посвящена системе государственного финансового контроля в
Российской Федерации. Функционирование данной системы рассмотрено на примере
Счетной палаты Российской Федерации. В третьей главе дана оценка эффективности
системы государственного финансового контроля, в частности, Счетной палаты, и
сформулированы предложения по ее совершенствованию.

Содержание работы

§1. Введение.
§2. Предмет, метод, цели, задачи, и принципы государственного финансового контроля.
2. 1. Сущность и виды финансового контроля.
2. 2. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля.
2. 3. Предмет и метод государственного финансового контроля.
2. 4. Формы государственного финансового контроля.
2. 5. Принципы государственного финансового контроля.
§3. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации.
3. 1. Система государственного финансового контроля.
3. 2. Органы государственного финансового контроля в Российской Федерации.
3. 3. Деятельность счетной палаты в Российской Федерации.
§4. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля.
4. 1. Оценка эффективности государственного финансового контроля.
4. 2. Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
4. 3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации.
§5. Заключение.
§6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 135.21 Кб (Скачать файл)

Содержание 

§1. Введение.

§2. Предмет, метод, цели, задачи, и принципы государственного финансового  контроля.

2. 1. Сущность и виды  финансового контроля.

2. 2. Сущность, цели и задачи  государственного финансового контроля.

2. 3. Предмет и метод  государственного финансового контроля.

2. 4. Формы государственного  финансового контроля.

2. 5. Принципы государственного  финансового контроля.

§3. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации.

3. 1. Система государственного  финансового контроля.

3. 2. Органы государственного  финансового контроля в Российской  Федерации.

3. 3. Деятельность счетной  палаты в Российской Федерации.

§4. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля.

4. 1. Оценка эффективности  государственного финансового контроля.

4. 2. Эффективность деятельности  Счетной палаты Российской Федерации.

4. 3. Совершенствование государственного  финансового контроля в Российской  Федерации.

§5. Заключение.

§6. Список использованной литературы.

 

 

 

Введение

 

В настоящее время в  России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного

управления на всех его  уровнях. Например, одна из основных функций

государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой

системы и, соответственно, адекватной системы финансового  контроля.

Ни одна из острейших социально-экономических  проблем не будет решена, ни о

каком возрождении российской государственности не может быть и речи, пока не

будет наведен должный  порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе

государственного финансового  контроля не будет придана надлежащая

стабильность. Поэтому эффективный  и действенный финансовый контроль является

необходимым условием сильной  власти, важнейшим фактором государственного

строительства.

Задачи данной работы —  рассмотрение понятия государственный финансовый

контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления

контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью  работы

является выявление путей  совершенствования российской системы

государственного финансового  контроля.

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены  теоретические основы

государственного финансового  контроля, его виды, формы, методы и  принципы.

Вторая глава посвящена  системе государственного финансового  контроля в

Российской Федерации. Функционирование данной системы рассмотрено на примере

Счетной палаты Российской Федерации. В третьей главе дана оценка эффективности

системы государственного финансового  контроля, в частности, Счетной палаты, и

сформулированы предложения  по ее совершенствованию.

 

 

 

Предмет, метод, цели, задачи, и принципы государственного финансового  контроля

2. 1. Сущность и виды  финансового контроля.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную  деятельность специально созданных

контролирующих органов  за соблюдением финансового законодательства и

финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками на макро- и

микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых

операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и

субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и

количественная сторона  контроля, то во втором — упор делается на

аналитическую сторону финансового  контроля.

Контроль выступает как  кульминационный момент управленческого  цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект

сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении  отрицательных

отклонений устанавливаются  их причины и виновники, принимаются  меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Назначение финансового  контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и

эффективного использования  финансовых ресурсов во всех сферах и  звеньях

народного хозяйства. Его  роль при переходе к рынку многократно  возрастает.

Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем

выступает как важнейший  составной элемент финансовой системы.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

1) Государственный финансовый контроль, который

подразделяется на вневедомственный и ведомственный;

2)  Негосударственный финансовый контроль:

—   внутрихозяйственный  контроль в составе корпоративного и некорпоративного

финансового контроля;

—   аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего

и банковского аудита;

—   гражданский финансовый контроль;

—   общественный финансовый контроль;

—   правовой финансовый контроль;

—   страховой финансовый контроль, и другие виды.

Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется

следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и  контрольно-счетными

органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением  Президента РФ,

Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина  России,

Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России,

Центральным банком РФ, Министерством  РФ по налогам и сборам, Государственным

таможенным комитетом  РФ, Федеральной службой налоговой  полиции РФ и

государственными внебюджетными  фондами — Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).

Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за

деятельностью входящих в  их систему учреждений и организаций  руководителями

соответствующих образований  и специально созданными в данных системах

контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило,

непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа

исполнительной власти. В  МВД РФ, например, финансовый контроль,

осуществляется руководителями МВД России, МВД республик в  составе РФ, ГУВД и

других подразделений  непосредственно и через соответствующую финансовую

службу. В системе МВД  России создана контрольно-ревизионная  служба. Общее

руководство контрольно-ревизионной  службой в системе Министерства внутренних

дел России осуществляет Контрольно-ревизионное  управление МВД России (КРУ МВД России).

Основными задачами данного  контроля являются:

-  выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных

ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

-   разработка предложений по устранению условий и причин, их

порождающих; принятие мер  по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и

требований хозяйственных  субъектов, а также оказанию им иных аудиторских

услуг. Основной целью аудиторской  деятельности является установление

достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих  субъектов и

соответствия совершенных  ими финансовых и хозяйственных  операций нормативным

актам РФ.

 

2. 2. Сущность, цели и задачи  государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль — это установленная  законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

-  ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и

иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми  в

хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными  объектами

государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или

материальный ущерб государству;

- несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного,

законодательства;

 -  недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего

контроля) финансово-хозяйственной  деятельностью государственных  органов,

организаций с полным или  частичным государственным участием или особо с ним

связанных.

В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

В соответствии с этим основными  его задачами являются:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением

доходных и расходных  статей федерального бюджета и бюджетов федеральных

внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение

эффективности и целесообразности расходования государственных средств  и

использования федеральной  собственности;

   2) оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального

бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

   3)  финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также

нормативных правовых актов  федеральных органов государственной  власти,

предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета,

или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета  и бюджетов

федеральных внебюджетных фондов;

    4) анализ выявленных отклонений от установленных показателей

федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка

предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование

бюджетного процесса в  целом;

   5) контроль за законностью и своевременностью движения средств

федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке

России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях

Российской Федерации;

   6) обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета

налоговых, таможенных и  прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

Информация о работе Пути повышения эффективности государственного финансового контроля