Пути повышения эффективности государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственный финансовый
контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления
контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью работы
является выявление путей совершенствования российской системы
государственного финансового контроля.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы
государственного финансового контроля, его виды, формы, методы и принципы.
Вторая глава посвящена системе государственного финансового контроля в
Российской Федерации. Функционирование данной системы рассмотрено на примере
Счетной палаты Российской Федерации. В третьей главе дана оценка эффективности
системы государственного финансового контроля, в частности, Счетной палаты, и
сформулированы предложения по ее совершенствованию.

Содержание работы

§1. Введение.
§2. Предмет, метод, цели, задачи, и принципы государственного финансового контроля.
2. 1. Сущность и виды финансового контроля.
2. 2. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля.
2. 3. Предмет и метод государственного финансового контроля.
2. 4. Формы государственного финансового контроля.
2. 5. Принципы государственного финансового контроля.
§3. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации.
3. 1. Система государственного финансового контроля.
3. 2. Органы государственного финансового контроля в Российской Федерации.
3. 3. Деятельность счетной палаты в Российской Федерации.
§4. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля.
4. 1. Оценка эффективности государственного финансового контроля.
4. 2. Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
4. 3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации.
§5. Заключение.
§6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 135.21 Кб (Скачать файл)

      Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая

система) подлежат постоянно  осуществляемому субъектами контроля (управляющей

системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

      Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации,

предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные)

действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и

граждан. Органы финансового  контроля, их должностные лица при  исполнении своих

обязанностей должны соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и российские

законы.    

Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное

объяснение результатов  контроля на основе сопоставления содержания проверенных

фактов с законами, основными  положениями, инструкциями и распоряжениями

руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия

должностных лиц при ее выполнении.

      Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового,

материального или морального воздействия на субъект контроля.

      Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в

интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья

деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых

случаях  - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и

принятых по ним решений  мобилизует на устранение выявленных отрицательных

факторов и обеспечение  успешного выполнения возложенных  на них обязанностей,

воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

      Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в

своевременности и полноте  выявления отклонений от заданного, их причин и

виновников, а также оперативности  в исправлении допущенных отрицательных

результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Система государственного  финансового контроля в Российской  Федерации

 

3. 1. Система государственного  финансового контроля.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не менее организация и деятельность контрольно- ревизионных сетей в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Так, например, осуществление любой крупной программы обязательно включает в себя подсистемы контроля. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии

законодательной власти. Как  правило, во всех странах существуют специальные

институты парламентского контроля за расходованием государственных  средств: в

России — это Счетная  палата РФ, в США — Главное  бюджетно-контрольное

управление Конгресса, в  Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное

управление, в Канаде —  Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд

счетов, в Швеции — Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции,

Венгрии — Счетные палаты при бундестаге и парламенте.

Кроме институтов парламентского контроля в большинстве стран  действует также система контроля по линии исполнительной власти или так называемый

правительственный контроль, а также органы финансового контроля при главе

государства (президентский  контроль). В США — это система  инспекторских служб

в федеральных министерствах и ведомствах, Административно - бюджетное

управление при Президенте, Президентский совет честности  и эффективности в

правительстве и иные контрольные органы; в Великобритании центральный орган

правительственного финансового  контроля — Комитет общественных счетов при

Правительстве; в Германии — это Федеральное финансовое ведомство; в Канаде —

Офис Генерального контролера и т. д.

В наиболее концентрированном  виде подходы к организации финансового  контроля в промышленно развитых странах сформулированы в Лимской декларации о руководящих принципах финансового контроля, принятой на IX Конгрессе международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в октябре 1977 г. Декларация закрепляет общепризнанное на Западе мнение, что независимые органы государственного бюджетно-финансового контроля являются непременным атрибутом демократического общества, обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами. В Декларации обобщен опыт организации и деятельности государственных органов финансового контроля различных стран в современных условиях с учетом разнообразия систем управления, специфики финансово-экономической организации хозяйственной деятельности и практики контрольной работы.

Лимская Декларация указывает, что для достижения рационального и эффективного управления государственными финансовыми средствами необходимо незамедлительно создать в каждом государстве высший орган финансового контроля, независимость которого должна быть закреплена в законодательном порядке. Это в равной степени распространяется на субъекты федеративных государств, особенно там, где они обладают высокой степенью суверенности, в первую очередь в бюджетно - финансовой сфере, как это имеет место в России. То есть в субъектах Российской Федерации также в указанных целях рекомендуется создавать высшие для данного государственно-территориального образования независимые органы финансового контроля.

Международный опыт показывает, что наличие такого органа тем  более

необходимо, так как деятельность государства все более распространяется на

социальную и экономическую  область, и тем самым государство  переступает

традиционные рамки государственных  финансовых действий. Для России это  еще

более актуально, поскольку  если в развитых странах усиливается  вмешательство

государства в экономические процессы, то в государствах, осуществляющих

переход от планового хозяйства  к рыночному, степень государственного

регулирования экономики  и государственной ответственности  в социальной сфере

неизмеримо более высоки. Например, французская система внешнего контроля государственных финансов характеризуется наличием общенациональной структуры государственных бухгалтеров, работающих в административно-территориальных единицах страны (коммунах, департаментах и округах). Они наделены полномочиями управлять государственными денежными средствами, ответственны за правильность осуществляемых ими операций и обязаны возмещать за свой счет ошибочно

выплаченные или невостребованные денежные средства. Учет государственных

финансовых операций основывается на двух основных принципах: с одной  стороны,

на законом установленном  разделении функций распорядителей кредитов (министры,

руководители  других государственных  органов, председатели или мэры органов

местного самоуправления, управляющие или директора государственных  учреждений)

и государственных бухгалтеров, а с другой стороны – на персональной денежной

ответственности государственных  бухгалтеров.

В развитых странах государственные  органы контроля являются главным инструментом воздействия на экономику. В США суммарный экономический эффект от деятельности федеральных контрольных органов (Главное контрольное управление конгресса во главе с генеральным контролером; Административно-бюджетное управление при президенте, система инспекторских служб в федеральных министерствах; президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в

правительственных учреждениях («Совет честности и эффективности»), по данным

исследовательской группы конгресса  США, за последние 50 лет исчисляется

примерно в 500 миллиардов долларов.

    

3 .2. Органы государственного финансового контроля Российской Федерации

Принцип разделения властей  придает важную роль финансовому  контролю за

деятельностью  органов  исполнительной власти  со    стороны    органов

представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля

закреплены в Конституции  Российской Федерации, в конституциях республик в

составе федерации, а также в основных законах и правовых актах

представительных органов  местного самоуправления и органов  исполнительной

власти. Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Ее деятельность

будет рассмотрена далее.

В ведение Государственной  Думы и Совета Федерации передан  контрольно-

бюджетный комитет. В его  компетенцию входят помимо экспертно - аналитической

работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием  бюджетных

средств, проведение также  финансового контроля за: исполнением федерального

бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности государственных

средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы

материального производства, обороны; формированием доходов  и расходов от

внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.

Контрольные функции в  области финансов осуществляют также  представительные

органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, что закреплено

в их законодательстве в  соответствии с федеральными актами, и органы местного

самоуправления.

В целях эффективности  президентского контроля в ведении  Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган — Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации  Президента Российской Федерации).

Контрольное управление имеет  территориальные подразделения. Все  эти органы

действуют как система  обеспечения конституционных контрольных  полномочий

Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению

Президента Российской Федерации  контроль за исполнением федеральными органами

государственной власти и  органами государственной власти субъектов  федерации

Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента.

Управление подчиняется  непосредственно Президенту Российской Федерации в

качестве структурного подразделения его администрации. Основными функциями

Контрольного управления являются:

-    анализ деятельности специальных органов контроля и надзора

федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации

Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

-    рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

Все они предполагают возможность  проведения контроля, являющегося по своему

содержанию финансовым.

Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в

праве направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям

федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти

субъектов федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими

органами и должностными лицами в течение 10 дней.

Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность

подведомственных им органов  государственного управления, в том  числе

финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации  контролирует

составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой,

кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за

исполнением законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих

финансовые отношения, другими  органами исполнительной власти субъектов

федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

В полномочия Правительства  Российской Федерации входит контроль за

деятельностью в области  финансов подведомственных ему министерств,

государственных комитетов  и других, включая органы федеральной  службы

финансовой сферы. При  этом Правительство Российской Федерации  вправе отменить

Информация о работе Пути повышения эффективности государственного финансового контроля